Константность восприятия и ее виды. Лабораторные
Условия выявления константности. Коэффициент
Константности. Связь константности величины с
Признаками удаленности. Теория перцептивных уравнений
и проблема неполной и сверхконстантности. Инвариантные
Отношения в восприятии
P.Bydeopmc
ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНОЙ И РАССТОЯНИЕМ *
Константность величины
Этот термин употребляется в двух различных смыслах. Предмет, размер которого известен, например, человек или автомобиль, всегда оценивается как одинаковый по величине, даже если размер сет-чаточного образа этого предмета меняется во много раз. В терминах нашей формулы А сохраняет постоянное значение, так как изменения а компенсируются за счет оценки D: по мере уменьшения сетча-точного образа человек или автомобиль кажутся более удаленными. В этом смысле константность величины есть признак удаленности. Иногда при очень больших расстояниях или в необычных условиях, например, при наблюдении за предметами с высокой башни, константность нарушается, но даже в этих случаях суждение о размере объекта часто оказывается правильным (Гибсон, 1950).
Вторая ситуация, обнаруживающая константность величины, относится к случаям, где оценка размера неизвестного объекта осуществляется на основе а и D. Эти случаи в ряде отношений более просты, поэтому сначала рассмотрим их.
Оценка величины как функция признаков удаленности
Хотя эта проблема исследовалась многими другими авторами, мы предпочитаем начать с описания экспериментов Холуэя и Боринга (1941).
В этих экспериментах наблюдатель помещался в месте пересечения двух длинных коридоров, расходящихся под углом 90°. В одном коридоре на расстоянии 3 м от испытуемого находился "сравниваемый стимул". Он представлял собой световое пятно, размер которого испытуемый мог менять. В другом коридоре на различных расстояниях от наблюдателя (от 3 до 36 м) предъявлялось аналогичное пятно. Это был стандартный стимул, фактические (линейные) размеры которого менялись вместе с расстоянием так, что он всегда имел один и тот же угловой раз-
* Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 320-324.
мер, равный Г. Испытуемому ставилась задача так подобрать размер "сравниваемого стимула", чтобы он казался равным "стандартному стимулу".
Результаты приведены на рис. 1. Прежде чем перейти к их обсуждению, разберемся в обозначениях на графике. Рассмотрим пунктирную линию, идущую параллельно оси абсцисс. Эта прямая представляет множество значений "сравниваемого стимула", которые подобрал бы наблюдатель, если бы он руководствовался угловым размером "стандартного стимула" (необходимо помнить, что "стандартный стимул" всегда составлял Г независимо от удаленности). Теперь рассмотрим пунктирную линию, которая располагается по диагонали графика. Она описывает множество значений, которые мы получили бы в случае "полной константности", т. е. если бы наблюдатель всегда точно подравнивал величину "сравниваемого стимула" к действительной величине "стандартного стимула". Тригонометрически можно показать, что на расстоянии 12 метров от наблюдателя Г занимает объект с линейным размером 21 ел, а на расстоянии 24 м — объект с линейным размером 42 см и т. д., как это и показано на графике.
Обратимся теперь к результатам. Когда испытуемому были обеспечены условия нормального бинокулярного зрения, он давал результаты, представленные прямой 1. Наблюдался даже незначительный эффект сверхконстантности, что возможно, было связано со сверхкомпенсацией или некоторой переоценкой удаленности — ведь наблюдатель смотрел вдоль длинного коридора. Прямая 2 показывает результаты, полученные в условиях монокулярного зрения. Восприятие удаленности все еще хорошее: об этом говорит тот факт, что полученные значения находятся в соответствии с законом константности. Но как только был введен искусственный зрачок, устранивший дополнительные признаки удаленности, оценки наблюдателя оказались в промежуточном положении между оценками, соответствующими закону константности и закону угла зрения (линия 3). При этом еще сохранились остатки признаков глубины в виде слабых подсветов от дверей, расположенных вдоль коридора. Когда же и они были исключены с помощью черных штор, результаты еще больше приблизились к закону угла зрения (прямая 4). Позднее Личтон и Лурье (1950) еще более ограничили признаки удаленности, используя экраны, которые не позволяли наблюдателю видеть ничего, кроме светового пятна. В этих условиях не оставалось даже и намека на константность величины. Эти два эксперимента ясно показывают, что наблюдатель может правильно оценивать размеры неизвестного ему предмета лишь в той мере, в какой у него есть надежные источники информации об его удаленности.
3050 см |
О 305 1525
Рис. 1. Воспринимаемая величина как функция признаков удаленности. "Стандартным стимулом" является световое пятно, помещаемое на разных расстояниях от наблюдателя. Физические размеры этого пятна возрастают пропорционально увеличению расстояния, так что угловые размеры сетчаточного образа остаются неизменными. Наблюдатель варьирует размеры "сравниваемого/стимула" до тех пор, пока не начинает воспринимать его равным "стандартному". Удаленность "сравниваемого стимула" постоянна и равна 3 м. Высокая константность величины имеет место при условиях 1 и 2 (бинокулярное и монокулярное зрение соответственно). В условии 3 признаки удаленности частично исключаются введением искусственного зрачка, что приводит к уменьшению константности. Дальнейшее исключение признаков с помощью штор, снимающих подсветы (условие 4), заставляет наблюдателя подбирать размеры "сравниваемого стимула" почти в полном соответствии с угловой величиной "стандарта": ось абсцисс — расстояние до стандартного стимула (см); ось ординат — видимый размер пятна (см); I- константность величины; И — постоянный угловой размер. (Холуэй и Бо-ринг, 1941)
Обсуждение результатов
Результаты, полученные в ситуациях 1 и 2, соответствуют ожидаемым; при данном а и адекватной оценке D наблюдатель находит из уравнения а = A/D неизвестное А. Но что происходит в ситуации 4, когда D становится также неизвестным? Полученные здесь результаты можно объяснить двояко. Во-первых, можно предположить, что наблюдатель принимает решение исключительно на основе оценки зрительного угла (а) или проксимального стимула (Коффка, 1935). Это предположение соответствует результатам, но может быть ошибочным в отношении механизмов. Еще неизвестно, может ли человек оценивать размеры своего сетчаточного образа или величину соответствующего ему утла. Кроме того, мы никогда не воспринимаем объекты как находящиеся на неопределенных расстояниях. Это наводит нас на второе объяснение результатов ситуации 4. Если не существует адекватных признаков ни величины объекта, ни удаленности его, мы автоматически принимаем некоторые совместимые значения обеих переменных. Например, при световом пятне диаметром 12,5 см на расстоянии 18 м наблюдатель может "видеть" одну из следующих ситуаций: 12,5 см на расстоянии 18 м, 6,25 см на расстоянии 9 м; 25 см на расстоянии 36 м и т.д. Тот вариант, который он в действительности видит, не предопределен реальной стимульной ситуацией и потому является чрезвычайно неустойчивым. При такой неопределенности на восприятие могут оказывать влияние факторы, совершенно неуловимые. Вполне возможно, например, что в нашем случае объекты будут "видеться" на расстоянии, соответствующем конвергенции глаз наблюдателя. Во всяком случае, мы будем иметь разумное объяснение результатов, полученных в ситуации 4 (при отсутствии признаков удаленности), если предположим, что наблюдатель всегда воспринимает объект на каком-то определенном расстоянии, и вставим это воспринимаемое значение D в нашу формулу: a=A/D.
А.Д.Логвиненко
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И
ПОСТРОЕНИЕ ВИДИМОГО МИРА*