Особая важность проблемы восприятия пространства
С точки зрения структуралистов все, что мы видим, состоит из ЕЗР (едва заметных различий) света и тени, цветовых точек или пятен. У нас нет специальных рецепторов для восприятия "движения", "приближения", "причины", "страха", "миловидности", "сексуальной привлекательности". Как же удается воспринимать эти качества или явления?
Мы, оказывается, не должны объяснять все виды восприятия, поскольку все происходящее распределено в пространстве и времени. И если мы поняли, как воспринимаются объекты в пространстве, мы
* Не следует смешивать сетчаточный образ, который представляет собой распределение световой энергии на сетчатке, с образом памяти, наличие которого установить значительно труднее.
" Эта доктрина насчитывает по крайней мере двести лет (фактически она появилась в V в. до н. э.) и часто фигурирует в учебниках как "научный факт". Однако по сей день она не имеет ни одного прямого доказательства, хотя существуют многочисленные косвенные свидетельства в ее пользу.
*** Она часто называется гипотезой констант (Коффка К. Principles of Gestalt Psychology. N. Y., Horcont Brace, 1935), поскольку предполагает постоянное отношение между частями стимульнои среды и непосредственным опытом независимо от дополнительных событий и отношений в зрительной среде и нервной системе.
Б Р,^-Р2 |
Ряс. 4. Многозначность монокулярного сетча-точного образа:
А — один и тот же двухмерный сетчаточный образ порождается бесконечным множеством трехмерных объектов; £ — любая светочувствительная точка сетчатки (Р ) отвечает одинаково независимо от того, находится ли воздействующий стимул на расстоянии Рг Р, и т. д.; I — плоскость картины объяснили восприятие всех видимых вещей. Например, движение объекта для нас складывается из восприятия его в каждый момент времени в различных точках пространства, и нам достаточно понять, как соединяется вся эта последовательность образов в нашей памяти. Таким образом, самая первая задача состоит в том, чтобы описать, как зрительные ощущения соединяются со следами прошлого опыта, составляя образы пространства и пространственного положения.
Структуралистская теория восприятия пространства
Зная зрительные признаки пространственного положения объекта, мы должны исследовать физиологические механизмы их реализации. Самая старая, наиболее простая и наиболее стойкая точка зрения состоит в том, что такие механизмы отсутствуют, и наши пространственные впечатления вообще не являются зрительными, а состоят из кинестетических образов памяти, ассоциированных со зрительными стимулами в прошлом опыте. Эта точка зрения основывается на двух соображениях: во-первых, все статические признаки глубины многозначны, как это видим на рис. 4; во-вторых, тщательная аналитическая интроспекция показывает, что единственные зрительные ощущения, которые могут быть обнаружены, являются непространственными и двумерными.
Давайте рассмотрим эту теорию несколько более детально, поскольку она владела умами психологов в течение многих лет и поскольку она наиболее ясно демонстрирует структуралистский подход.
"Новая теория зрения" Беркли
Как признаки глубины обеспечивают восприятие глубины и пространства, каким образом у нас появляются представления о пространстве, размере, объеме и т. д.? Гипотеза Беркли, ставшая теперь традиционной, состоит в том, что может существо-
вать только один такой источник - наша память о прошлом опыте. Отсюда термин эмпиризм ("эмпирический" - значит "основанный на опыте"), обозначающий направление данной теории.
Вот суть этой чрезвычайно популярной теории, выраженная словами самого Беркли:
"...Суждение, которое мы выносим об удаленности объекта, есть целиком результат опыта... Слепорожденный, впоследствии прозревший, вначале не имел бы совершенно никакой идеи о расстоянии: солнце и звезды, самые отдаленные объекты, как и самые близкие, казались бы ему находящимися в его глазу, или, вернее, в его "уме"... Каждый из них казался бы ему таким же близким, как боль или удовольствие или самые сокровенные страсти его души... И я уверен, каждый, кто внимательно вдумается и попробует объяснить, что он подразумевает, говоря о видении той или иной вещи на расстоянии, согласится со мной в следующем: видимое заставляет его лишь предполагать, что если он пройдет определенное расстояние, т. е. измерит его движением своего тела, которое само воспринимается непосредственно через осязание, то он получит такие-то и такие-то осязательные идеи".
Незрительные компоненты зрительного пространства
В соответствии с этой гипотезой ребенок приобретает первые идеи о расстоянии путем комбинации зрительного и кинестетического опыта. Предположим, игрушка, которую он хочет схватить, находится от него на расстоянии вытянутой руки и видна под углом 10" (рис. 5, слева). Случайно, может быть, он протягивает руку на всю длину и хватает игрушку. Другой раз игрушка находится на расстоянии половины вытянутой руки и составляет угол, предположим, 30° (рис. 5, справа). После многих проб ребенку достаточно взглянуть на игрушку, чтобы вспомнить на основе соответствующего размера сетчаточного изображения либо наполовину, либо полностью вытянутую руку. С этой точки зрения восприятие расстояния всегда основывается на образах памяти предшествующего кинестетического опыта.
Однако протягивание руки или локомоторное приближение к объекту не является единственным кинестетическим вкладом в восприятие глубины. Наши глаза также движутся, и их мышечная система может участвовать в зрительном восприятии расстояния с помощью механизмов аккомодации и конвергенции. Для каждой точки пространства, находящейся на очень далеком расстоянии от глаза, хрусталик должен сократиться и расслабиться, чтобы сфокусировать изображение точно на сетчатке, причем степень этого сокращения или расслабления точно соответствует расстоянию. Этот процесс называется аккомодацией. Аналогичным образом глаза должны конвергировать на определенный угол, точно соответствующий расстоянию до точки, для того чтобы обеспечить проекцию этой точки в фовеа каждого глаза. Эти приспособительные движения, несомненно, существуют. Если бы мы могли чувствовать степень напряжения мышц, то получили бы дополнительные признаки глубины, поскольку эти
l-«ri |
L-Л) |
Рис. 5. Мышечно-двигательная теория восприятия пространства. Согласно наиболее распространенной теории восприятия пространства расстояние во-обше не отражается в зрительных ощущениях. Вместо этого, как считают эмпиристы, идеяпространства возникает при актуализации сетчаточным образом объекта следов от хватательных или локомоторных движений, производившихся ранее с целью схватить объект или приблизиться к нему.
незрительные признаки чрезвычайно тесно связаны с расстоянием. Легко представить себе условия, при которых любой из зрительных признаков глубины мог бы ввести в заблуждение; но для того чтобы "подвела" аккомодация и конвергенция, требуются специальные приборы. Мышечные ощущения такого рода могут быть получены даже при небольшом усилии. Если, например, быстро перевести взор с горизонта на кончик носа, то можно почувствовать оба мышечных усилия. По этой причине аккомодация и конвергенция считались первичными признаками зрительного восприятия, несмотря даже на то, что они вообще не являются зрительными. Если все это так, то наши пространственные впечатления состоят из следующих элементов:
1) кинестетических мышечных ощущений от
аккомодации и конвергенции;
2) следов памяти от предшествующих кинесте
тических ощущений, связанных с протягиванием
руки или приближением к объекту, которые ассо
циировались со специфическими ощущениями ак
комодации и конвергенции; 3) и, наконец, "чис
тых" зрительных ощущений.
Ошибки
интроспективного структурализма
Структуралистская процедура исследования восприятия состоит в описании основных элементов ощущений и их физиологических основ (или специфических нервных энергий) и законов их комбинации. Все другие качества, для которых мы не находим рецепторов (такие, как расстояния, объемы, социальные отношения, выражения лица и т. п.), должны быть выведены из этих элементов. Последние комбинируются друг с другом путем простой сум-мации. Некоторые качества, по-видимому, возникают благодаря актуализации впечатлений, оставленных прошлыми ощущениями, в соответствии с законами ассоциации. Эта общая точка зрения указывает общее направление исследований сенсорной психофизики и дает единое представление о человеке и его восприятии мира.
Основная ошибка заключается в гипотезе сум-мации, в методе аналитической интроспекции или в той и другой. Мы исследовали все строительные блоки зрительного восприятия (цвет, пространственное положение, форму, размер и т. п.) и убедились, что данные сенсорной психофизики не могут предсказать феномены, наблюдаемые при объединении этих предполагаемых блоков в целостные картины. Во многих случаях мы могли бы объяснить факты, не соответствующие гипотезе суммации, с помощью бессознательных умозаключений, делаемых на основе прошлого опыта. Однако это объяснение независимо от его дополнительных возможностей не может спасти аналитическую интроспекцию, поскольку никакими интроспективными усилиями мы не можем преодолеть эффекты контекста и прошлого опыта и обнаружить "истинное" ощущение (например, что линии в иллюзии Мюллера-Лайера действительно равны).
Однако если аналитическая интроспекция не может расчленить наше восприятие мира на врожденные ощущения и образы памяти, как мы можем узнать, что врожденно и что приобретено? Как мы можем проверить эмпирический тезис, что воспринимаемые нами сложные объекты "строятся" из более простых сенсорных элементов, с помощью некоторого процесса перцептивного научения?