Методика интегрированного урока

Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.

Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы и т.п.).

Анализ педагогической практики показывает, что в настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено тем, что учебный материал, как правило, изучается индуктивным методом, т.е. линейно-поступательно, шаг за шагом от частного к общему.

Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году.

В процессе планирования необходимо определить основные интеграции, т.е. ответить на вопрос: на основе каких знаний будут осуществляться интеграции? Например, при интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов интегратором (ядром интеграции) может стать история, так как логика изучения этого курса рассматривает развитие общества разносторонне (интегрировано): развитие исторических событий (собственно история), развитие политических систем (политология), развитие культуры (культурология). Темы по культуре интегрируют знания по истории науки, техники, изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры и театра. Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы по литературе, изобразительному искусству и музыке для их интеграции с историей. Для этого необходимо проанализировать программы этих предметов.

Организация творческой группы. Формирование команды учителей – это одно из ответственейших моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Общеизвестно, что психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок.

Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части.

Следующий этап работы над содержанием урока – этап самостоятельного творчества.Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал. Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрируемыми частями.

Репетиционный этап. В ходе репетиции творческой группы учителей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке: кто отвечает за технические средства, кто читает стихи и т.д. Необходимо придумать мизансцены: кто, где стоит, как двигается (чтобы не загородить проецируемый слайд или другого учителя), что делает и т.д. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей.

Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. Начало урока, по нашему мнению, должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.

В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

Желательно, чтобы интегрированный урок имел проблемный характер. Если это вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать вопросы, которые ученики будут рассматривать самостоятельно во внеурочное время.

Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока.

**************************************************************************

Литература к уроку Интегрированный урок

1. Интегрированный урок в VI кл. Стихотворение И.А. Никитина «Утро» (понятие о метафоре). Ряш № 2, 2004, стр. 6

2. Интегрированный урок на тему «Заимствованные слова». Ряш № 2, 1991, стр. 46

3. Интегрированный урок на тему «Число, имя числительное». Ряш № 3, 1993, стр. 61

4. Интегрированный урок на тему «Весна» (V кл.). Ряш № 2, 1997, стр. 41

5. Интегрированный урок «Добрым людям на загляденье» (Описание предмета. Хохлома). Ряш № 2, 1994, стр. 47

6. Межпредметная интеграция на уроках русского языка при обучении научной речи. Ряш № 1, 1997, стр. 20

7. Интегрированный урок в VI кл. на тему «Число. Имя числительное, слова со знанием числа». Ряш № 6, 1993, стр. 53

8. Интегрированное обучение: организация учебных диалогов. Ряш № 5, 1999, стр. 3

Воспитывает чувство жанра:

9. Интегрированный урок по рассказу К. Паустовского «Снег» в 8 кл. Ряш № 5, 2002, стр. 32-37

10. Интегрированный урок «Музыка на уроках русского языка в 5,6,7 классах». Ряш № 6, 1994, стр. 39

11. Интегрированный урок-игра «Сказка и речевой этикет». Ряш № 2, 1995, стр. 55

12. Интегрированный урок в 9 кл. на тему «Классицизм» (журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» № 9, 1991, стр. 53

13. Интеграция лингвистических дисциплин (методические аспекты). Ряш № 3, 1994, стр. 92

14. Интегрированные уроки языка и литературы. Ряш № 5, 1996, стр. 50

15. Язык и математика (о возможности интегрированного преподавания этих предметов). Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» № 7, 1991, стр. 32

16. Пагубность многопредметности (Пути и принципы создания интегрированных уроков). Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» № 3, 1991, стр. 30

17. Грамматические особенности предлогов в русском и английском языках. Журнал «Русская словесность» № 3, 2002, стр. 55

18. Работа с текстом (русский язык и литература). Приложение к газете «Первое сентября» № 33, 2003, стр. 2

19. «Народный защитник или злодей? Пугачев – историческая личность и литературный герой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Приложение к газете «Первое сентября» № 37, 2003, стр. 24-27

20. Истоки социальной болезни – апатии. Тема урока в 10 кл. «Жива ли обломовщина?» Учительская газета, 2003, № 25-26 (26 июня), стр. 11

21. Астрономия и литература. Интегрированный урок в 11 кл. Физика. Приложение к газете «Первое сентября» № 36, 2003, стр. 25-26

22. Интегрированный урок русского языка и информатики. «Информатика и образование» № 7, 2003, стр. 84-87

Пример проведения интегрированного урока русского языка «Повторение правила проверки слов с безударной гласной в корне» (составление алгоритмов)

23. Литература – зеркало истории. Приложение к «Учительской газете», 2003, № 12 (27 марта), стр. 3

Урок литературы и истории в 11 кл. по рассказу А. Солженицына «Матренин двор»

24. Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве (8 кл.). Приложение к газете «Первое сентября» 2004, № 1, стр. 7-10

25. Сочинение по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин». Приложение к газете «Первое сентября», 2002, № 31 (август), стр. 15-16

26. Масонство в России. Масоны на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (10 кл). «Русская словесность», 2003, № 1, стр. 32-35

27. «Снежная сказка». Интегрированный урок в 5 кл. «Школа» № 4, 2003, стр. 43-45

28. Интегрированные уроки предметов гуманитарного цикла.

Уроки: 1) «Специфика романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

2) «Гуманизм и антигуманизм в литературе Ф.М. Достоевского и

Ф. Ницше».

«Учитель», 2004, № 2, стр. 34-39

29. Интегрированный урок литературы и французского языка (8 кл.). «Иностранный язык в школе», 2004, № 2, стр. 49-54

Сент-Экзюпери «Маленький принц»

30. Урок-диспут «Пушкин и история». «Преподавание истории и обществознания в школе», 2004, № 2, стр. 33-35

31. «Теплая заступница мира холодного» (9 кл)

Уроки по историографии в курсе литературы. «Учитель», 2003, № 2, стр. 21-25

32. О. Мандельштам «Куда мне деться в этом январе?». Построчный лингвистический анализ (11 кл). Приложение к газете «Первое сентября», 2002, № 42 (ноябрь), стр. 5-12

33. Методика проведения интегрированного урока. Журнал «Методика», 2003, № 6

34. Интегрированный урок в 6 кл. «Корзина с еловыми шишками». «Русский язык», 2004, № 33 (сентябрь)

35. Интегрированный урок русского языка и информатики. Журнал «Информатики и образование», 2003, № 7, с. 84-87

36. Интегрированный урок «Несколько слов о Северной столице». «Русский язык, 2004, № 4 (январь), стр. 2-3

37. «На острове сокровищ». Интегрированный урок в 5 кл.

1. Стивенсон «Остров сокровищ».

2. Словообразование.

3. Действия с натуральными числами (математика).

********************************************************************************

Урок-исследование

Урок-исследование – это такой урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме.

Учитель организует многоэтапную творческую деятельность школьников через поиск путем постановки серий проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.

Подготовительный этап: за две недели учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы. Преподаватель определяет возможные формы работы на уроке (общую, групповую, индивидуальную), вид самостоятельной работы учащихся (план, тезисы, конспект, реферат).

Главное в уроке – это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.

В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку «Как готовиться к уроку-исследованию»:

1.Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы; сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.

2.Прочитайте рекомендованную преподавателям критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.

3.Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.

4.Составьте план (тезисы) выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.

Ход урока:

1.Определение преподавателем целей урока.

2.Вступительное слово (лекция) преподавателя (постановка проблемы, направление поиска исследования и т.д.).

3.Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).

4.Вопросы к выступающему (учитель, ученики).

5.Ответы на вопросы, выступление оппонентов.

6.Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.

7.Заключительное слово учителя.

*****************************************************************************

********************************************************************************

Литература к уроку Урок- исследование

1. Рогозинский В.В. Загадка известного стихотворения (урок-исследование по изучению новеллы С. Есенина «Собаке Качалова»), РЯУШ, № 9, 1990, С.52

2. Болдырева Н. Проклятие одиночеству: Урок-исследование «Поэт и мир в ранней лирике Маяковского»/ Н. Болдырева// Учит. газ.- № 49-50 (7 дек.).- С.4.- (Вкладыш «ИКТ». № 25)

3. Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников. Народное образование.- 2000., № 9. стр. 188-191

4. Герасимова Н.Н. Стихотворение А.А. Некрасова «Тройка»: Урок-исследование в 10 кл./ Н.Н. Герасимова// Лит. в шк.- 2004.- № 8.- С. 33-35

5. Киреева Л. Добрым быть – добрым слыть: Урок-исследование по рус. яз./Л. Киреева// Нач. шк.: Прил. к газ. «Первое сентября».- 2003.- № 48 (дек.).- С. 2-6.

6. Гусева Е. Урок-исследование с элементами дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»: 9 кл./ Е. Гусева// Литература: Прил. к газ. «Первое сентября».- 2003.- № 37 (окт.).- С. 20-21

7. Шульгина Н.П. Работа с текстом как средство формирования личности ученика/ Н.П. Шульгина // РЯШ. - 2003.- № 3.- С. 3-9.

Краткое описание урока исследования по теме «Комплексное повторение изученного в 7 классе. Текст как речевое произведение»

8. Одинцова Н.И. Надо ли изобретать велосипед или какие уроки нужны современной школе/ Н.И. Одинцова// Открытая шк.- 2002.- № 1.- С. 11-17

9. Кононова А.А. Здравый смысл «старого лада». Урок-исследование по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 9 класс., Литература в школе, № 4, 1999, С. 67

10. Котельникова С.А. Урок-исследование по теме «Частица»., РЯШ, № 1, 1993, С. 29

********************************************************************************

Урок-лабораторная работа

Технология урока русского языка и литературы в форме лабораторной работы

Правильно обучать учащихся – значит развивать в них способность понимать.

Формируя навыки исследовательской деятельности с установкой на развитие мышления учащихся все чаще используются такие методы обучения, как лабораторные работы по русскому языку. Это языковой анализ,

- орфографические упражнения,

- словообразовательные задачи,

- изложения, сочинения.

Данный метод может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала.

Наиболее применимы здесь темы комплексного характера.

Задания при исследовательской методике могут быть различными.

Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставиться задача исследовать какой-то частный вопрос, если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер.

Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. Задание должно включать этапы исследования:

- наблюдение и изучение фактов и явлений;

- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию,

- выдвижение гипотезы,

- построение плана исследования

- выяснение связей изучаемого явления с другими;

- проведение лингвистического эксперимента;

- решение лингвистической задачи;

- обобщение результатов и формулировка вывода.

В силу своей практической направленности лабораторные занятия всегда имеют исследовательский, поисковый характер, предполагают применение различных методов и приемов исследования (описательного, сопоставительного, статистического) использования научной литературы, словарей, справочников. Лабораторные занятия формируют умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы.

Такое умение можно сформировать только при условии самостоятельной работы, в результате которой учащиеся знакомятся с различными видами языковых словарей, использования справочной литературы в соответствии с ее назначением.

При проведении лабораторных работ следует учитывать следующие параметры: стр. 35, РЯШ, № 1, 2005.

2. Материалы к лабораторной работе.

********************************************************************************

Литература к уроку Урок- лабораторная работа

1. Бахвалова Г.А. Лабораторные работы в курсе «Современный русский язык»., РЯШ, № 2, 1997, С. 101

2. Худякова Л.А. Лабораторные работы по русскому языку в школу., РЯШ, № 6, 1999, С. 25

3. Машталер О.В. Лингвистическая лаборатория на уроке., РЯШ, № 6, 1999, С. 41

4. Шурыгин Н.А. Лабораторные работы по современному русскому языку, их место в системе подготовки учителей-словесников., РЯШ, № 5, 1997, С. 88

5. Бураева Н.Н. Лабораторные работы на уроках русского языка в 10 классе., РЯШ, № 1, 2005

6. Махмудов Ш.А. О лабораторных занятиях по филологическому анализу художественного текста., РЯШ, № 1, 1993

********************************************************************************

Наши рекомендации