Нарушение звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития

Нарушение звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития

Оглавление.

Введение.......................................................................................................... 2

Глава 1. Взгляд современных исследователей на проблему нарушения речи у младших школьников с ЗПР........................................................................................... 4

1.1. Развитие звукопроизношения у младших школьников в норме........... 4

1.2. Общие сведения о задержке психического развития.............................. 8

1.3. Нарушение звукопроизношения у младших школьников с ЗПР........ 13

1.4. Коррекционная работа, направленная на исправление нарушений звукопроизношения у младших школьников в классах КРО..................... 17

Глава 2. Особенности звукопроизносительной стороны речи у младших школьников с ЗПР................................................................................................................. 25

2.1. Методика констатирующего эксперимента........................................... 25

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.......................... 33

Заключение.................................................................................................... 49

Список литературы....................................................................................... 51

Приложение................................................................................................... 54


Введение.

Актуальность работы определяется следующими положениями.

Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой и др., возможности построения связного высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.

У нормально развивающихся детей к началу школьного возраста происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции. Однако, не все дети одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около 50% неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают в процессе обучения русскому языку, что, в свою очередь, связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению.

К тому же особенности психического и моторного развития детей с задержкой психического развития не могут не сказаться на формировании речи и звукопроизношении.

Цель исследования: изучить особенности звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: методика обследования звукопроизношения младших школьников с ЗПР.

Объект исследования: нарушения звукопроизношения младших школьников с ЗПР.

Гипотеза исследования: мы предположили, что у младших школьников с задержкой психического развития имеются нарушения звукопроизношения.

Задачи:

1) проанализировать литературу по развитию звукопроизношения у младших школьников в норме и ЗПР;

2) охарактеризовать особенности коррекционной работы, направленной на обучение младших школьников в классах КРО;

3) подобрать методику для обследования звукопроизношения у младших школьников с ЗПР;

4) провести констатирующий эксперимент с целью выявления нарушений звукопроизношения у младших школьников с ЗПР.

Исследование проводилось на базе коррекционной школы № 1275 г. Москвы, 2 «А» класса.

Глава 1. Взгляд современных исследователей на проблему нарушения речи у младших школьников с ЗПР.

Глава 2. Особенности звукопроизносительной стороны речи у младших школьников с ЗПР.

Заключение.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением речи детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.

У детей младшего школьного возраста с ЗПР, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Так, у младших школьников с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонетической стороны речи. Задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР именно в младшем школьном возрасте является необходимым условием адаптации этой категории детей к школьному обучению.

Результаты нашего исследования показывают, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР многоаспектность механизмов и разнообразие структуры фонетического дефекта характеризуется неоднозначным взаимодействием нарушений сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Специфические черты и усугубление картины речевого дефекта у младших школьников с ЗПР определяются также особенностями их аналитико-синтетической деятельности, органической недостаточностью ряда функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи (слухоречевого восприятия и памяти, речевого внимания, языкового анализа и синтеза, тонкой моторики), особенностями эмоционально-волевой сферы.

Необходимо отметить также, что, в отличие от детей с церебрально-органической задержкой психического развития и преимущественным нарушением эмоционально-волевой сферы, характеризующейся чертами незрелости функциональной организации мозга, наиболее ярко несформированность ряда речевых и неречевых процессов проявляется у младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза с преобладанием нарушений познавательной деятельности и имеющей в своей основе наиболее выраженные органические повреждения.

Несформированность психофизиологических предпосылок развития фонетической стороны речи на сенсомоторном уровне, взаимообусловленность речевых и неречевых процессов, особенности структуры и механизмов фонетических нарушений определяют основные направления коррекционного воздействия: развитие речеслухового восприятия и фонематических функций, тонкой и артикуляторной моторики; коррекция нарушений звукопроизношения; развитие интонационной выразительности речи у дошкольников с ЗПР.

Список литературы.

1) Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей. М., 1982

2) Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие М. 1997

3) Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967

4) Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. М., 1983 - т.5.

5) Голубева Г. Г. К вопросу изучения нарушений восприятия и дифференциации звуков речи у дошкольников с ЗПР // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями. СПб., 1999.

6) Голубева Г. Г. Характер нарушения сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи у детей с ЗПР // Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. СПб., 1999.

7) Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной М., 1984

8) Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. М., 1985

9) Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973

10) Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985

11) Коробейников И.А., Лубовский В.И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей // Дефектология. 1981. № 6. С. 3—6

12) Коррекционная педагогика/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999

13) Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение: Программно-методические материалы / Сост. С.Г. Шевченко. М.: Дрофа, 1998.

14) Лалаева Р. И. Нарушения речи у детей с ЗПР. СПб., 1992

15) Лапшин В.Н., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.-1990

16) Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

17) Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980.

18) Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М., 1978

19) Лубовский В.И. Теоретические аспекты разработки методического подхода к диагностике нарушений психического развития // Психология аномальных различий: Тезисы докладов I Республ. науч. конф.: В 2 т. Т.II. Вильнюс, 1986. С. 264— 266

20) Львов М.Р. Тенденция развития речи детей. – М., 1987

21) Мальцева Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991

22) Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990. № 3.

23) Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. 1977. № 3. С. 3—9

24) Поддубная Н.Г. Некоторые особенности непроизвольного запоминания у детей с задержками психического развития // Дефектология. 1975. № 5. С. 34—42

25) Программно-методическая оснащения коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М.: Наука-пресс 1998.

26) Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989

27) Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976.

28) Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986. 18.Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990

29) Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкин Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005

30) Ульенкова Н. В. Об особенностях саморегуляции и интеллектуальной деятельности 6-летних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. № 4. С. 46—50.

Приложение.

Приложение 1.

Карта изучения ребенка с ЗПР

Фамилия, имя:Фадеев Дамир (второй год посещения коррекционного класса).

Дата рождения: 17.12.97 г.

Адрес: ул. Автозаводская, 70, кв. 12.

Отец: нет

Мать:Фадеева Фаина Вазыховна.

Кем направлен: ГДП № 4.

Причина: проблемы с посещением ДОУ.

Анамнез: ММД.

Семья: неполная.

Условия: мать употребляет спиртное.

Биологические факторы: леворукость.

Воспитание до ДОУ: домашнее.

Наблюдение специалистов: познавательный интерес проявляется, но еще недостаточно развит (в большинстве случаев он проявляется в условиях, когда задания преподносятся в игровой форме). Работоспособность заметно снижается к концу дня, отмечаются отдельные признаки переутомления (нарушается внимание, появляется недомогание, портится настроение).

Настроение находится в прямой зависимости от ситуации и непосредственно влияет на характер и продуктивность деятельности. Научился играть с детьми, но часто проявляет формы активного протеста (вспыльчивость, драчливость).

Заключение: раннее включение ребенка в процесс коррекционной работы значительно улучшило его психическое развитие: проявился познавательный интерес, желание достигать результатов в деятельности. Однако координация движений и развитие мелкой моторики руки недостаточны, сохранены дефекты пространственной ориентировки, двигательная неловкость. Плохо развивается речь, нарушена артикуляция.

Рекомендации: продлить посещение коррекционного класса еще на 1 год. Расширить возможности использования различных видов деятельности (рисования, аппликации, лепки, ручного труда, конструирования). Закреплять представления об окружающем, развивать внимание, память, речь, мышление. Совершенствовать двигательную сферу, развивать эмоциональное общение с детьми. Формировать навыки нравственного поведения. Рекомендованы занятия с психологом, дефектологом, инструктором по физвоспитанию.

[1] Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие М. 1997

Нарушение звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития

Оглавление.

Введение.......................................................................................................... 2

Глава 1. Взгляд современных исследователей на проблему нарушения речи у младших школьников с ЗПР........................................................................................... 4

1.1. Развитие звукопроизношения у младших школьников в норме........... 4

1.2. Общие сведения о задержке психического развития.............................. 8

1.3. Нарушение звукопроизношения у младших школьников с ЗПР........ 13

1.4. Коррекционная работа, направленная на исправление нарушений звукопроизношения у младших школьников в классах КРО..................... 17

Глава 2. Особенности звукопроизносительной стороны речи у младших школьников с ЗПР................................................................................................................. 25

2.1. Методика констатирующего эксперимента........................................... 25

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.......................... 33

Заключение.................................................................................................... 49

Список литературы....................................................................................... 51

Приложение................................................................................................... 54


Введение.

Актуальность работы определяется следующими положениями.

Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой и др., возможности построения связного высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.

У нормально развивающихся детей к началу школьного возраста происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции. Однако, не все дети одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около 50% неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают в процессе обучения русскому языку, что, в свою очередь, связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению.

К тому же особенности психического и моторного развития детей с задержкой психического развития не могут не сказаться на формировании речи и звукопроизношении.

Цель исследования: изучить особенности звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: методика обследования звукопроизношения младших школьников с ЗПР.

Объект исследования: нарушения звукопроизношения младших школьников с ЗПР.

Гипотеза исследования: мы предположили, что у младших школьников с задержкой психического развития имеются нарушения звукопроизношения.

Задачи:

1) проанализировать литературу по развитию звукопроизношения у младших школьников в норме и ЗПР;

2) охарактеризовать особенности коррекционной работы, направленной на обучение младших школьников в классах КРО;

3) подобрать методику для обследования звукопроизношения у младших школьников с ЗПР;

4) провести констатирующий эксперимент с целью выявления нарушений звукопроизношения у младших школьников с ЗПР.

Исследование проводилось на базе коррекционной школы № 1275 г. Москвы, 2 «А» класса.


Наши рекомендации