Процедура тестирования и обработки результатов

Методики 16PF и HSPQ.Алгоритм работы с вариантами опросника для взрослых (16PF) и подростков (HSPQ) удобно построить следующим образом.

1. Настройте испытуемого на работу. Объясните, что тест измеряет особенности его поведения в обычной жизни, то, чем он отличается от других людей, и дает своеобразный портрет личности. Важно упомянуть, что тест не носит оценочного характера, а также то, что точность портрета будет существенно зависеть от точности его ответов.

2. Выдайте Тестовую тетрадь и Бланк ответов. Попросите испытуемого внести в Бланк ответов необходимые данные о себе.

3. Зачитайте инструкцию (см. приложение П.1.). Убедитесь, что она понята правильно. В случае необходимости, ответить на вопросы. Дайте человеку возможность прочитать инструкцию, приведенную на первой странице тестовой тетради.

4. Попросите ответить на первые два вопроса, проверьте правильность занесения ответов в Бланк и предложите испытуемому продолжить работу самостоятельно.

5. Зафиксируйте время работы.

6. В ходе тестирования следите за тем, чтобы опросник заполнялся последовательно, без пропусков.

Если какой-то вопрос вызывает у испытуемого затруднение, разрешается пояснить смысл этого вопроса, не подсказывая ответ, не давая какой-либо дополнительной информации, которая может спровоцировать выбор испытуемого.

Обратите внимание на то, что поведение испытуемого в процессе тестирования является важным диагностическим признаком. Наличие большого количества вопросов может быть проявлением защитной реакции человека, свидетельствовать о повышенной тревожности, ригидности и конкретности мышления.

7. В конце обследования попросите испытуемого еще раз просмотреть ответы и убедиться, что нет пропусков.

8. Просмотрите заполненный Бланк ответов. Пропуск вопросов, смещение ответов вправо или влево делают результаты непригодными для обработки.

9. Подсчитайте "сырые" значения с помощью ключа, который накладывается на Бланк ответов так, чтобы совпали маркеры. Факторы обозначены на ключе буквами и выделены цветом.

Для всех факторов, кроме "В", а также "MD" и "FB", за совпадение с ключом ответов «а» и «в» начисляется 2 балла. За ответ «б» начисляется 1 балл. Для факторов "В", "MD" и "FB"за совпадение с ключом начисляется 1 балл.

10. Запишите сумму баллов по каждому фактору в соответствующей графе Бланка ответов.

11. Переведите баллы в стандартные значения, воспользовавшись специальными таблицами, учитывающими пол и возраст (см. приложения П.3., П.4., П.5 и П.7.). Запишите стандартные значения в соответствующей графе Бланка фиксации результатов.

Как отмечает А.Н. Капустина, при работе с формой С методики 16PF не обязательно переводить «сырые» значения в стены. Это связано с тем, что по большинству факторов формы С высший балл равен 12, по фактору MD он составляет 14 баллов, а по фактору B – 8. Поскольку факторы имеют биполярное значение, их интерпретация в ту или иную сторону осуществляется ровно середины (15). При этом высокие, средние и низкие показатели будут соответствовать «сырым» баллам, приведенным в таблице 19.

Таблица 19

Факторы Максимальное кол-во баллов Показатели
Низкие Средние Высокие
MD 0-6 7-8 9-14
B 0-3 4-5 6-8
Другие 0-5 6-7 8-12

12. Подсчитайте факторы экстраверсии "QI"и тревожности "QII"второго порядка (для опросника 16PF) с помощью формул, разработанных Р. Кеттеллом. Значения факторов второго порядка переведите в шкалу вторичных стенов с помощью специальной таблицы (см. приложение П.6.), занесите показатели в Бланк фиксации результатов.

13. В бланке фиксации результатов постройте Профиль личности испытуемого.

Методика CPQ. Методика сконструирована таким образом, чтобы вопросы были понятны как для младших школьников, так и для учащихся более старшего возраста. Младших школьников (8 лет) можно тестировать только индивидуально, остальных – как индивидуально, так и в группе. Допускается также индивидуальное тестирование детей 7 лет, обладающих достаточным уровнем развития, ориентируясь при этом на нормы 8-летнего возраста.

Вопросник разделен на две идентичные части по 60 вопросов, все 12 шкал содержат по 10 вопросов (по 5 в каждой части). К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор и только к вопросам шкалы «В» – три варианта ответа.

Ряд принципиальных моментов, содержащихся в диагностической процедуре, предлагаемой для взрослых и подростков, сохраняется и при обследовании детей. В то же время работа с методикой CPQ имеет и ряд принципиальных отличий, поэтому алгоритм работы с детьми приводится отдельно.

1. Выдайте ребенку Тестовую тетрадь и Бланк ответов. Попросите его внести в Бланк ответов необходимые данные о себе (при индивидуальном тестировании это может делать экспериментатор).

2. Зачитайте вслух Инструкцию (см. приложение П.2.), которая, в отличие от взрослого и подросткового вариантов опросника, не приводится в Тестовой тетради.

3. Помогите ребенку внести в бланк ответы на два первых вопроса. Если Вы проводите групповое тестирование, продемонстрируйте процедуру заполнения бланка на доске. Сделайте акцент на слове «или» так, чтобы дети усвоили, что имеется в виду два возможных выбора. Затем продолжите: «Посмотрите на ваши Бланки ответов. В левом углу стоит цифра 1. Это первый вопрос, начинайте отвечать здесь». Дайте немного времени, чтобы дети сделали свой выбор. Проделайте то же самое со вторым вопросом. Затем спросите: «Понятно, как отмечать ответы? Есть вопросы?». Дайте подробные ответы на все вопросы детей.

4. После того, как дети проинструктированы, предоставьте им самостоятельность и оказывайте помощь при необходимости. При групповом тестировании важно сразу же после начала работы быстро пройти по рядам и убедиться, что все дети следуют инструкции.

5. Следите за скоростью работы ребенка, стимулируйте его работать быстрее или медленнее. При групповом тестировании полезно делать такие замечания: «Теперь почти все закончили первую страницу. Если кто-то еще не закончил, постарайтесь отвечать на вопросы быстрее».

6. Младшим детям (8-9 лет) все вопросы следует читать вслух. При групповом тестировании необходимо, чтобы в классе находился помощник-наблюдатель, так как одни дети могут нуждаться в помощи, а другие склонны списывать. Экспериментатор, читающий вопросы, должен стоять перед классом и четко произносить каждый вопрос, по мере необходимости повторяя его дважды. Вопросы, направленные на сообразительность, лучше выписать на доске, так как при восприятии на слух дети испытывают трудности, но при этом очень важно не допустить обсуждения вопросов вслух.

7. Если ребенок испытывает трудности при чтении, возможно только индивидуальное тестирование. При этом экспериментатор должен не только зачитывать каждый вопрос, но и сам отмечать ответы ребенка в Бланке.

8. В конце обследования попросите ребенка еще раз просмотреть ответы и убедиться, что нет пропусков.

9. Просмотрите заполненный Бланк ответов. Пропуск вопросов, смещение ответов вправо или влево делают результаты непригодными для обработки.

10. Подсчитайте "сырые" значения с помощью ключа, который накладывается на Бланк ответов так, чтобы совпали маркеры. Факторы обозначены на ключе буквами и выделены цветом. При совпадении с ключом ответ на каждый оценивается в 1 балл.

11. Запишите сумму баллов по каждому фактору в соответствующей графе Бланка ответов.

12. Переведите баллы в стандартные значения, воспользовавшись специальными таблицами, учитывающими пол и возраст (см. приложения П.8., П.9.). Запишите стандартные значения в соответствующей графе Бланка фиксации результатов.

12. В бланке фиксации результатов постройте Профиль личности ребенка.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов осуществляется на основании Профиля личности и Интерпретатора, содержащего подробное описание факторов. При этом важно принять во внимание следующие рекомендации:

1. Обследуемый (особенно если это профессионал в какой-то сфере) преднамеренно или бессознательно может стремиться давать такие ответы, которые "обосновывают" его притязания (в том числе и профессиональные). Поэтому часто получается портрет скорее желаемого "Я", а не действительного. Существует несколько признаков того, что мы получаем картину, возможно, очень далекую от реальности:

- значения "1" и "10" стенов по отдельным шкалам указывают на возможное преувеличение в выраженности соответствующих качеств;

- большое количество (более 20%) промежуточных ответов («б») означает, что испытуемый либо не смог сделать выбор во многих случаях, либо не хотел раскрыть истинную картину своего поведения;

- большое количество средних значений (5–6 стенов) по восьми и более шкалам говорит о том, что испытуемый отвечал на вопросы, исходя из социальной желательности, или давал противоречивые ответы, т.к. вообще не склонен к самоанализу, не привык задумываться о мотивах собственного поведения;

- "буферные" вопросы в формах A и B 16PF (п.1."Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал"; п.2."Я готов правдиво отвечать на каждый вопрос"; п.187."Я уверен в том, что не пропустил никаких вопросов, и на все ответил, как следует") тоже являются показателем искренности ответов.

- высокие значения (5 и выше стенов) по шкале "MD";

- специфическое сочетание первичных факторов, связанных с экстраверсией и тревожностью: в искаженном Профиле личности все первичные факторы, связанные с экстраверсией, имеют повышенные значения, а все первичные факторы, связанные с тревожностью – пониженные значения.

2. Отвечая на вопросы теста, взрослый человек может стремиться продемонстрировать свою психологическую дезадаптированность в целях получения помощи, о чем обычно свидетельствуют высокие показатели по дополнительной шкале "FB". "FB+" может также служить признаком депрессии или других психических нарушений.

3. Степень внимательности и мотивированности испытуемого определяется показателями факторов "B+" ("интеллект") и "Q4" ("напряженность"). Если значения по этим факторам недостаточно высоки, то можно предполагать недостаточный настрой на работу, отсутствие желания отвечать.

4. Исследования показывают, что из-за сильной связи с социальной желательностью самой минимальной надежностью отличаются факторы "L", "N", "Q1". По нашим наблюдениям, к таким факторам относятся еще "C" и "B".

5. Фактор "В" не претендует на комплексную оценку интеллекта. Он больше характеризует степень внимательности и вербальных способностей. Поэтому в случае низких значений по этому фактору желательно провести дополнительное исследование интеллекта (например, с помощью теста Равена).

6. При составлении психологических характеристик испытуемых желательно проверить возникшие гипотезы в личной беседе. В процессе обратной связи (как устной, так и письменной) очень важно выдать человеку информацию так, чтобы он смог ее воспринять и использовать для собственного развития. Характеризуя личность, необходимо тщательно подбирать слова, соблюдать логику изложения, избегать необъяснимых противоречий и формулировать мысли в позитиве. Часть информации можно опустить, если она не является конструктивной и может закрепить отрицательные установки клиента на собственное поведение. Следует избегать заявлений типа: "Ваш интеллект не соответствует норме", "Необходимо бороться с ленью", "Пересмотреть свой внутренний мир" и т.д.

При оформлении письменной характеристики необходимо также помнить о психологической этике, не позволяющей разглашать конфиденциальную информацию о личности, а также затрагивать глубокие личностные проблемы человека в деловых документах, поступающих руководству.

В любом случае нужно иметь в виду, что профиль личности по 16 факторам дает основание только для выдвижения диагностических гипотез, нуждающихся в проверке.

7. Профиль личности позволяет выделить те факторы, значения которых существенно отличаются от средних величин, т.е. так называемые, "крайние", "критические" точки личности. Как правило, такие значения указывают на ключевые проблемы личности, компенсирующие механизмы, а иногда – на сильное желание или стремление иметь то или иное качество. Например, мужчина, 30 лет (табл. 20).

Таблица 20

Наши рекомендации