Основные этапы выполнения КУРСОВОЙ работы

Тематика курсовых работ разрабатывается цикловыми методическими комиссиями, согласовывается на заседании методического совета и утверждается директором колледжа.

Она базируется на программах изучаемых профессиональных модулей и учебных дисциплин в соответствии с учебным планом.

Темы курсовых работ составляются таким образом, чтобы в процессе их выполнения студент показал уровень своих знаний по программе профессионального модуля, междисциплинарного курса, его раздела или учебной дисциплины, смог провести теоретические и практические исследования по теме выбранной курсовой работы с использованием статистических, математических, графических и описательных методов.

В процессе выполнения и защиты курсовой работы студент должен продемонстрировать уровень сформированности общих и профессиональных компетенций в соответствии с тем, в рамках какого профессионального модуля он выполняется.

Курсовая работа выполняется на третьем или четвертом году обучения в рамках определяемого учебным планом профессионального модуля (МДК).

Студент выбирает тему курсовой работы (проекта) из предложенного перечня.Студент может предложить собственную тему при условии обоснования ее целесообразности и согласия руководителя.

Тема курсовой работы (проекта) может быть связана с программой производственной (профессиональной) практики студентов или непосредственно с опытом работы (для работающих студентов).

Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы, являющейся видом государственной итоговой аттестации.

В процессе написания курсовой работы студент должен показать умение использовать общетеоретические, методологические и специальные знания по выбранной проблематике.

Именно в ходе выполнения курсовой работы студент осваивает навыки и подбирает материал, необходимый для выполнения дипломной работы.

При выборе темы следует руководствоваться ее актуальностью, новизной, своим интересом к проблеме, возможностью получения фактических данных, наличием научной и учебной литературы, близостью к будущей практической деятельности.

Успешность курсовой работы во многом зависит от правильного алгоритма выполнения всех этапов исследования.

Первый этап – подготовительный, включает в себя:

§ предварительное изучение методических рекомендаций по выполнению курсовой работы;

§ выбор темы курсовой работы и утверждение ее руководителем;

§ определение цели и задач исследования;

§ составление плана курсовой работы и обсуждение его с руководителем;

§ подбор литературы (источников) и составление библиографии по теме курсовой работы;

§ формулировка гипотезы исследования; определение методов исследования (анкетный опрос, интервью, анализ историй болезни и др., собственные практические исследования, наблюдения и др.), базы исследования.

Второй этап – включает в себя:

§ изучение методических и специальных литературных источников, составление обзора источников (работа с каталогами библиотек, библиографическими указателями, подбор литературы, Интернет-источников и пр.). Параллельно оформляется список литературы.

§ изучение теории и истории вопроса, опыта решения данной проблемы на практике и анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование).

При работе с источниками рекомендуется следующий порядок: прочитать титульный лист и оглавление, затем ознакомиться с предисловием, введением, заключением книги (монографии, статьи).

В оглавлении важно отметить те разделы и параграфы, которые представляют интерес для раскрытия темы.

В предисловии можно найти ответы на такие вопросы, как цель написания, основные направления исследования, общий характер работы.

Целесообразно при ознакомлении с источником делать выписки. Рекомендуется основные источники прочитать дважды. Первое чтение должно быть более глубоким, сплошным, а повторное – просмотровым, выборочным.

При чтении необходимо проводить анализ и синтез прочитанного, сопоставлять ранее известное с новыми данными, формировать свое отношение к изучаемому материалу.

Большое значение при написании курсовой работы является правильное конспектирование. Существует несколько способов записи: аннотация, план, выписка цитат, тезисы, конспект. Наиболее полно изученную литературу отражает конспект. Конспектировать лучше на отдельных листах, озаглавленных для каждого вопроса курсовой работы. Запись ведется таким образом, чтобы часть правой стороны листа оставалась свободной для заметок, которые вносятся при последующей проработке источника литературы, и для изложения собственных мыслей и критических замечаний.

При конспектировании всегда следует делать ссылки на источник в соответствии с библиографическим перечнем!

Различают три вида конспектов: систематический, свободный и тематический, или сводный конспект.

Систематическим называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги.

В свободном конспекте запись делается по плану курсовой работы.

В тематическом конспекте обобщается содержание нескольких источников.

Самым продуктивным и сложным является тематический конспект.

После того, как работа с источниками завершена, необходимо проанализировать и систематизировать весь материал.

При выполнении курсовой работы на всех этапах можно не прибегать к записям на бумажных носителях, а выполнять их сразу в компьютерном варианте. При использовании всех возможностей компьютера – сканирование, создание информационного блока, систематизация, правка и т.д. – эффективность выполнения работы повышается.

Третий этап – основной – включает:

§ написание обзора литературы;

§ определение методов исследования;

§ выбор инструментария;

§ проведение собственных исследований;

§ систематизация и первичная обработка материала;

§ обсуждение полученных результатов исследований с обоснованием каждого вывода;

§ сравнение полученных результатов с поставленными гипотезой, целями и задачами, литературными данными;

§ подготовка общих выводов по теме курсовой работы, предложений и рекомендаций.

Исследования, проводимые студентами, могут носить разный характер в зависимости от специальности и профессионального модуля, в рамках которого они выполняются:

- анализ документации или статистических показателей;

- анализ диагностических или лечебных манипуляций;

- изучение алгоритмов или стандартов ухода;

- опрос (анкетирование) пациентов;

- опрос профессионалов;

- опрос студентов;

- интервью;

- качественные методы исследования;

- наблюдение пациента или группы пациентов;

- мониторинги разного вида;

- другие варианты.

Целесообразно использовать опыт, полученный на производственной практике или работе (для студентов, совмещающих обучение с работой).

Например, для студентов, обучающихся по специальности Сестринское дело, наблюдение за пациентами соответствующего профиля логично ложится в основу вашего исследования. Оно позволяет выявить, какого рода нарушение потребностей имеет место, каковы проблемы пациентов с данного рода патологией, каковы цели ухода, план ухода и ожидаемые результаты.

Для студентов, обучающихся по специальности Лечебное дело и Акушерское дело, наблюдение пациентов с описаниями субъективного и объективного статуса и анализом программы обследования и лечения с оценкой эффективности может стать частью практического раздела курсовой работы.

На всех этапах следует выверять соответствие темы, цели, задач, методов исследования, инструментария, хода исследования, результатов и выводов.

Четвертый этап – итоговый – оформление результатов, включает в себя:

§ предварительное обсуждение курсовой работы;

§ проверка правильности гипотезы исследования;

§ окончательное оформление курсовой работы;

§ передача курсовой работы руководителю для итогового рецензирования и оценки;

§ защита курсовой работы.

Наши рекомендации