А.А.Алексеев, Л.А.Громова СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ
Инструкция: проранжируйте предлагаемые ответы на каждый из вопросов. При этом наиболее соответствующий Вам ответ оцените 5 баллами, а менее всего соответствующий – 1 баллом. Результаты занесите в таблицу.
Отв | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т |
А. Когда между людьми имеет место конфликт на почве идеи, я отдаю предпочтение той стороне, которая:
Например:
1.устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто !2!
2. лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы !5!
3.лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт !1!
4.подходит к ситуации наиболее логично и последовательно !4!
5.излагает аргументы наиболее кратко и убедительно !3!
Б. КОГДА Я НАЧИНАЮ РАБОТАТЬ НАД ПРОЕКТОМ В СОСТАВЕ ГРУППЫ, САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ МЕНЯ:
1. понять цели и значение этого проекта ! !
2. раскрыть цели и ценности рабочей группы ! !
3. определить, как мы собираемся разрабатывать данный
проект ! !
4. понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы ! !
5.чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места ! !
В. ВООБЩЕ ГОВОРЯ, Я УСВАИВАЮ НОВЫЕ ИДЕИ ЛУЧШЕ ВСЕГО, КОГДА МОГУ:
1. связать их с текущими или будущими занятиями ! !
2. применить их к конкретным ситуациям ! !
3. сосредоточиться на них и тщательно проанализировать ! !
4. понять, насколько они сходны с привычными идеями ! !
5. противопоставить их другим идеям ! !
Г. ДЛЯ МЕНЯ ГРАФИКИ, СХЕМЫ, ЧЕРТЕЖИ В КНИГАХ ИЛИ СТАТЬЯХ ОБЫЧНО:
1. полезнее текста, если они точны ! !
2. полезны, если они ясно показывают важные моменты ! !
3. полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом ! !
4. полезны, если они поднимают вопросы по тексту ! !
5. не более и не менее полезны, чем другие материалы ! !
Д. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ПРОВЕСТИ КАКОЕ-ЛИБО ИССЛЕДОВАНИЕ, Я, ВЕРОЯТНО, НАЧАЛ БЫ С :
1. попытки определить его место в более широком контексте ! !
2. определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь ! !
3. размышлений и предположений о возможных результатах ! !
4. решения о том, следует ли вообще проводить это исследование ! !
5. попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее ! !
Е. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРИШЛОСЬ СОБИРАТЬ ОТ ЧЛЕНОВ КАКОЙ-ТО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИЮ, КАСАЮЩУЮСЯ ЕЕ НАСУЩНЫХ ПРОБЛЕМ, Я ПРЕДПОЧЕЛ БЫ:
1. встретиться с ними индивидуально и задать каждому свои конкретные вопросы ! !
2. провести общее собрание и попросить их высказать свое мнение ! !
3. опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы ! !
4. встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды ! !
5. попросить членов организации представить мне (желательно в письменной форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают ! !
Ж. ВЕРОЯТНО, Я БУДУ СЧИТАТЬ ЧТО-ТО ПРАВИЛЬНЫМ, ИСТИННЫМ, ЕСЛИ ЭТО «ЧТО-ТО»:
1. выстояло против оппозиции, выдержало сопротивление противоположных подходов ! !
2. согласуется с другими вещами, которым я верю ! !
3. было подтверждено на практике ! !
4. поддается логическому и научному доказательству ! !
5. можно проверить лично на доступных наблюдению фактах ! !
З. КОГДА Я НА ДОСУГЕ ЧИТАЮ ЖУРНАЛЬНУЮ СТАТЬЮ, ОНА БУДЕТ, СКОРЕЕ ВСЕГО:
1. о том, как кому-то удалось разрешить личную или социальную проблему ! !
2. посвящена дискуссионному, политическому или социальному вопросу ! !
3. сообщением о научном или историческом исследовании ! !
4. об интересном, забавном человеке или событии ! !
5. точным, без доли вымысла, сообщением о чьем-то интересном жизненном опыте ! !
И. КОГДА Я ЧИТАЮ ОТЧЕТ О РАБОТЕ, Я ОБРАЩАЮ БОЛЬШЕ ВСЕГО ВНИМАНИЯ НА:
1. близость выводов к моему личному опыту ! !
2. возможность выполнения данных рекомендаций ! !
3. надежность и обоснованность результатов фактическими данными ! !
4. понимание автором целей и задач работы ! !
5. интерпретацию данных ! !
К. КОГДА ПЕРЕДО МНОЙ ПОСТАВЛЕНА ЗАДАЧА, ПЕРВОЕ, ЧТО Я ХОЧУ УЗНАТЬ, ЭТО:
1. каков наилучший метод решения данной задачи ! !
2. кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена ! !
3. почему эту задачу стоит решать ! !
4. какое влияние ее решение может иметь на другие задачи, которые приходится решать ! !
5. какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи ! !
Л. ОБЫЧНО Я УЗНАЮ МАКСИМУМ О ТОМ, КАК СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ, БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО:
1. уясняю для себя, как это связано с чем-то другим, что мне хорошо известно ! !
2. принимаюсь за дело как можно раньше ! !
3. выслушиваю различные точки зрения по поводу того, как это можно сделать ! !
4. есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать ! !
5. тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом ! !
М. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРИШЛОСЬ ПРОХОДИТЬ ИСПЫТАНИЕ ИЛИ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ, Я ПРЕДПОЧЕЛ БЫ:
1. набор объективных, проблемно-ориентированных вопросов по предмету ! !
2. дискуссию с теми, кто также проходит испытание ! !
3. устное изложение или показ того, что я знаю ! !
4. сообщение в свободной форме о том, как я применил то, чему научился ! !
5. письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод ! !
Н. ЛЮДИ, ЧЬИ ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА Я УВАЖАЮ БОЛЬШЕ ВСЕГО, ЭТО, ВЕРОЯТНО:
1. выдающиеся философы и ученые ! !
2. писатели и учителя ! !
3. лидеры деловых и политических кругов ! !
4. экономисты и инженеры ! !
5. фермеры и журналисты ! !
О. ВООБЩЕ ГОВОРЯ, Я НАХОЖУ ТЕОРИЮ ПОЛЕЗНОЙ, ЕСЛИ ОНА:
1. кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил ! !
2. объясняет вещи новым для меня образом ! !
3. способна систематически объяснять множество связанных ситуаций ! !
4. служит пояснению моего личного опыта и наблюдений ! !
5. имеет конкретное практическое приложение ! !
П. КОГДА Я ЧИТАЮ СТАТЬЮ ПО ДИСКУССИОННОМУ ВОПРОСУ, Я ПРЕДПОЧИТАЮ, ЧТОБЫ В НЕЙ:
1. показывались преимущества для меня в зависимости от выбираемой точки зрения ! !
2. излагались все факты в ходе дискуссии ! !
3. логично и последовательно обрисовывались затрагиваемые спорные вопросы ! !
4. определялись ценности, которые исповедует автор ! !
5. ярко освещались обе стороны спорного вопроса и существа конфликта ! !
Р. КОГДА Я ЧИТАЮ КНИГУ, ВЫХОДЯЩУЮ ЗА РАМКИ МОЕЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Я ДЕЛАЮ ЭТО ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ВСЛЕДСТВИЕ:
1. заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний ! !
2. указания со стороны уважаемого мной человека на возможную его полезность ! !
3. желания расширить свою общую эрудицию ! !
4. желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия ! !
5. стремления узнать больше об определенном предмете ! !
С. КОГДА Я ВПЕРВЫЕ ПОДХОЖУ К КАКОЙ-ТО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ, Я, СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДУ:
1. пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией ! !
2. искать пути и способы быстро решить эту проблему ! !
3. обдумывать альтернативные способы ее решения ! !
4. искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему ! !
5. пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения ! !
Т. ВООБЩЕ ГОВОРЯ, Я БОЛЕЕ ВСЕГО СКЛОНЕН К ТОМУ, ЧТОБЫ:
1. находить существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше ! !
2. ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе ! !
3. открывать новые, более совершенные, методы ! !
4. находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому ! !
5. разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать. ! !
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
Инструкция: Если Вы согласны с утверждением, поставьте «+», если не согласны – поставьте «-».
1. Вы настойчивы и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями.
2. Вы считаете, что командовать людьми лучше, чем подчиняться.
3. По сравнению с большинством людей Вы достаточно сообразительны и способны.
4. Когда Вам поручают какое-либо дело, Вы всегда настаиваете на том, чтобы сделать его по-своему.
5. Вы всегда и везде стараетесь быть первым.
6. Если бы Вы всерьез занимались наукой, то рано или поздно стали бы профессором.
7. Вам очень трудно сказать себе «нет», даже если Ваше желание неосуществимо.
8. Вы считаете, что достигнете в своей жизни гораздо большего, чем Ваши сверстники.
9. В своей жизни Вы еще успеете сделать очень многое
10. Если бы вам заново пришлось начать жизнь, Вы бы достигли бы гораздо большего.
КЛЮЧИ К ТЕСТАМ
Опросник Г. Айзенка – за каждый совпадающий ответ 1 балл.
ЭКСТРАВЕРСИЯ: ответы «Да» на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответы «Нет» на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.
НЕЙРОТИЗМ (эмоциональная устойчивость – неустойчивость): ответы «Да» на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
КОРРЕКТУРНАЯ ШКАЛА. «Да», «+» на вопросы 6, 24, 36 и ответы «Нет», «-» на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Акцентуации характера Э.И.Мещеряковой – по суммарному баллу в каждой графе определяются доминирующая (12 –13 баллов), выраженная (10 –11 баллов), имеющаяся (8 –9 баллов) и невыраженная (менее 8 баллов) черта характера: 1) демонстративного, 2) циклоидного, 3) чувствительного, 4) гипертимного, 5) совестливого, 6) астенического, 7) сложно-противоречивого, 8) беспокойно-тревожного, 9) творческого, 10) неустойчивого.
Суммарный балл в 11 графе позволяет определить самооценку, которая при 9 баллах считается правильной (адекватной), при 8 и менее баллах – заниженной, а при 10 и более баллах – завышенной.
Вопросник профессиональных предпочтений Д.Голланда позволяет определить доминирующие склонности (при 7 баллах и более) и: 1) практический, 2) интеллектуальный, 3) социальный, 4) конвенциональный, 5) предприимчивый и 6) артистический (эстетический) типы личности.
Общая характеристика интеллекта Р.Кеттелла – за каждое совпадение 1 балл: 1в, 2б, 3в, 4а, 5б, 6в, 7а, 8б, 9в, 10б, 11б, 12б, 13а, 14в.
2-5 баллов – свидетельство низкоразвитого интеллекта, слабой рефлексии, поверхностного отношения к предметам, отсутствия концентрации внимания и сопротивляемости трудностям.
6-10 баллов – среднеразвитый интеллект, способный к анализу, но без глубокого проникновения в суть вещей, с элементами упорства, но несистематического.
11-14 баллов – высокоразвитый интеллект с его аналитической направленностью и способностью постигать внутренний смысл окружающих явлений, а также настойчивостью и последовательностью в рассуждениях.
Логичность мышления: 1) 27, 2) 26, 3) 25, 4) 16, 5) 62, 6) 31, 7) 51, 8) 4, 9) 9, 10) 16, 11) 2, 12) 13, 13) 43, 14) 8, 15) 13, 16) 71, 17) 15, 18) 17, 19) 63, 20) 14.