Диагностика индивидуально-психологических

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

(Программа, методические рекомендации

для школьного психолога, тесты)

КРАСНОЯРСК 2001

Печатается согласно решению редакционно-издательского совета Красноярского Краевого Института повышения квалификации работников образования

Методические рекомендации составила д.п.н., проф. И.Ю. Соколова

УДК

Диагностика индивидуально-психологических особенностей учащихся (Программа, методические рекомендации для школьного психолога, тесты).- Красноярск, Изд-во ККИПК РО, 2001.- 62 с.

Центр мониторинга качества образования ККИПК РО предлагает Вашему вниманию программу работы школьного психолога с учащимися разных классов общеобразовательной школы и тесты для диагностики личностных и интеллектуальных особенностей учащихся, знание которых необходимо учителям для организации активной и эффективной познавательной деятельности школьников, а им самим для самопознания и последующего самовоспитания и саморазвития.

Методические рекомендации предназначены для учителей и школьных психологов, преподавателей и студентов педагогических вузов.

Рецензенты:

Н.А.Эверт – к.п.н., доцент кафедры психологии детства КГПУ

С.Э.Осетрова – психолог Центра мониторинга качества образования ККИПК РО

Красноярский Краевой институт повышения квалификации

работников образования

Введение

Исследования индивидуально-психологических особенностей школьников и учителей, студентов и педагогов, проведенные автором в г.г. Томске, Красноярске, Красноярском крае показали, что подрастающее поколение и те, кто "сеет разумное доброе вечное" обладают большими потенциальными, творческими возможностями. Это определяется, прежде всего, тем, что почти в каждом из них сочетается "мыслитель" и "художник", т.е. среди учащихся и педагогов преобладают смешанные "мыслительно-художественные" (50-30 %) или "художественно-мыслительные" типы личности, причем все возрастает процент последних (50-70 %). Наряду с этим, увеличивается количество школьников и студентов с эмоционально-неустойчивой нервной системой (60-70 % среди студентов и старшеклассников, 70 % среди учащихся средних классов и до 80 % у младших школьников). При этом 42-43 % учащиеся младших классов составляют группу риска (нейротизм – эмоциональная неустойчивость 20 и более из 24), 40-42 % подростков также входят в группу риска и 25 % старшеклассников относятся к группе риска. Все возрастающий процент школьников, входящих в группу риска требует, с одной стороны, коррекции отношений между "старшим и младшим" участниками образовательного процесса - между учеником и родителями, между учеником и учителем, между сверстниками, а с другой – создания в образовательных системах условий, способствующих развитию потенциальных, творческих возможностей, самореализации и школьников, и учителей.

Процесс самовоспитания, саморазвития, самореализации начинается, как известно, с самопознания. С этой точки зрения одной из основных задач школьного психолога является диагностика индивидуально-психологических (личностных и интеллектуальных) особенностей всех участников образовательного процесса, ориентация учителей на организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьников, в том числе с учетом особенностей высшей нервной деятельности (темперамента) учащихся, функциональной симметрии-асимметрии полушарий головного мозга, когнитивных стилей, поскольку эти особенности определяют различия в восприятии и переработке информации обладателями тех или иных особенностей.

Организация учебного процесса, познавательной деятельности учащихся без учета их индивидуально-психофизиологических особенностей является одной из главных причин недостаточного качества обучения в школах, качества подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях.

Другими не менее важными причинами низкого качества обучения являются: направленность учебных программ и учебного процесса по разным предметам на развитие "мыслителя" – функций левого полушария (чтение, счет, речь, логическое, дискретное мышление) без одновременного развития "художника" – функций правого полушария (зрительное, образное, пространственное представление, воображение, музыка, целостное восприятие, видение мира, объектов, предметов, аналоговое мышление); выполнение заданий – задач без перевода информации с чувственно-сенсорного языка, языка образов на язык знаков, символов и наоборот

Прелагаемое методическое пособие поможет школьным психологам и учителям организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что, безусловно, будет способствовать развитию их потенциальных возможностей и более благоприятному эмоциональному состоянию, здоровью.

САМООЦЕНКА

Методика используется у детей школьного возраста, начиная с 7 летнего возраста. Содержит 10 вопросов о различных аспектах восприятия себя и отношений. Пониженный уровень самооценки имеет место при утвердительных ответах на пять и более пунктов. О повышенной самооценке можно говорить при полном отсутствии утвердительных ответов на вопросы. Адекватным, в плане самооценки, может быть несколько положительных ответов. При неврозах самооценка, как правило, понижена, сопровождается большим количеством страхов и неуверенности в себе. Обычно это следствие отрицательного внушающего воздействия со стороны родителей, не доверяющих ребенку и не верящих в его самостоятельное, творческое развитие. Кроме того, они излишне требовательны, принципиальны к детям, которые не могут в силу своих возрастных физиологических особенностей оправдать повышенное, гипертрофированное ожидание родителей. Пониженный уровень самооценки встречается у детей с истерическими чертами характера, не допускающих плохого представления о себе (вытесняющих неприятные переживания) или у детей с выраженным мотивом самоутверждения (гиперкомпенсации).

1. Можно ли сказать, что у тебя не получается так, как ты хочешь?

2. Считаешь ли ты, что многое из того, что ты делаешь, ты делаешь неправильно, не так, как нужно?

3. Можно ли сказать, что ты можешь сделать гораздо больше, чем делаешь обычно?

4. Часто ли мешает тебе что-либо быть самим собой (чувствовать себя так, как ты хочешь)?

5. Часто ли ты думаешь, что ты не такой как все (беспокоит ли тебя это)?

6. Часто ли ты бываешь недоволен самим собой, потому, что не знаешь, можешь это сделать или нет?

7. Часто ли тебя обижают ребята (девочки)? Можно ли сказать, что к тебе плохо относятся в классе?

8. Хотел ли ты быть другим, не таким как все?

9. Часто ли тебе бывает трудно защитить себя (не дать себя в обиду) или постоять за себя?

10. Когда ты смотришь на себя в зеркало, считаешь ли ты себя некрасивым?

РОДИТЕЛЕЙ

Методика содержит 55 (57) вопросов, раскрывающих различные стороны отношений родителей к детям. Вначале вопросы касаются взаимоотношений с матерью, затем с отцом. Каждый из утвердительных ответов на вопросы оценивается в один балл. До 10 баллов - проблемы во взаимоотношениях родителей и детей отсутствуют. 10-15 баллов проблемы встречаются, но не очень выраженные. 15-20 баллов - отношения с родителями приобретают более напряженный характер. Свыше 20 баллов - можно говорить о конфликтных отношениях; свыше 30 баллов - конфликт между родителями и детьми носит выраженный и устойчивый характер. Если родители определяют отношения с детьми как конфликтные, а дети отрицают их, то это говорит об односторонней конфликтной установке (со стороны родителей), нередко сопряженной с наличием у них паранойяльных черт (характера) личности. Подобная диспозиция установки встречается чаще в семьях детей с неврозами. Если же родители не считают отношения с детьми конфликтными, а сами дети находят их таковыми, то это нередко указывает на наличие истерических изменений личности родителей. Это наиболее характерно в семьях с психопатическими изменениями личности как у детей, так и у родителей.

Можно ли сказать, что мама (папа) ...

1. часто сердится на тебя?

2. много ругает?

3. часто кричит на тебя?

4. часто беспокоится, что с тобой может что-то случиться?

5. излишне много заботиться о тебе?

6. часто обижается на тебя?

7. не играет с тобой?

8. не читает тебе? (не занимается тобой)?

9. говорит, что ты занимаешься не своим делом и не в свое время?

10. не интересуется тобой?

11. мало уделяет тебе времени, (внимания)?

12. говорит, чтобы ты не путался под ногами и не мешал?

13. часто тебе хочется сделать все наоборот, не то, что говорит мама (папа)?

14. слишком строгая?

15. много приказывает?

16. требует, чтобы все делал во время?

17. часто заставляет тебя делать не то, что ты не хочешь?

18. заставляет тебя часто просить прощения?

19. говорит, чтобы ты всегда и во всем ее слушался?

20. все время напоминает, чтобы ты хорошо себя вел?

21. часто ставит тебя в пример других ребят?

22. заставляет тебя есть больше, чем ты хочешь?

23. часто одевает тебя не так, как ты хочешь?

24. много говорит, как нужно себя вести?

25. постоянно делает тебе замечания?

26. все время торопит тебя?

27. часто говорит, что ты ничего не можешь сделать так, как нужно?

28. часто наказывает тебя, ставит в угол, не разрешает гулять, шлепает?

29. пугает, угрожает чем-нибудь?

30. говорит, что накажет и не делает этого?

31. часто бывает не права к тебе?

32. не сдерживает своих обещаний?

33. не хочет тебя выслушать?

34. недовольна тобой?

35. много требует, но не объясняет?

36. требует одно, а сама ведет себя по другому?

37. не понимает тебя?

38. не доверяет, не верит тебе?

39. несправедлива к тебе?

40. не помогает тебе?

41. много заставляет?

42. редко хвалит?

43. не гуляет с тобой?

44. не разрешает тебе встречаться с тем, с кем ты хочешь?

45. требует, чтобы ты все бросил и лег спать в одно и тоже время?

46. помогает даже тогда, когда ты этого не хочешь?

47. слишком занята собой, больше уделяет себе внимания?

48. часто оставляет тебя одного?

49. не может сразу простить тебя?

50. считает тебя плохим?

51. мало разговаривает с тобой?

52. не любит тебя?

53. считает, что ты ей делаешь назло?

54. говорит, что ты ей надоел?

55. не ходит с тобой на концерты, в театр, в цирк, на выставки, в музей?

ОПРОСНИК Г.АЙЗЕНКА (подростковый вариант)

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-либо спросят?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с другими ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, подвижный человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-либо?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?

15. Ты переживаешь, из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь или рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя несчастным?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а потом все остальное?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и во всю повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-либо?

41. Верно ли, что обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь долго на обдумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь все, что подают?

45. Тебе трудно ответить нет, когда тебя о чем-либо просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе трудно, не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и подвижным человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в общем веселье?

52. Тебе обычно трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты абсолютно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без достаточной на то причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(средний и старший школьный возраст)

1. Думаю, что мой отец ...

2. Если все против меня ...

3. Я всегда хотел ...

4. Если бы я занимал руководящий пост ...

5. Будущее кажется мне ...

6. Мои отметки в школе ...

7. Я часто жалею, что ...

8. Думаю, что настоящий друг ...

9. Когда я был ребенком ...

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является ...

11. Когда мне говорят, что нужно учиться ...

12. По сравнению с большинством семей моя семья ...

13. Интереснее всего мне работается с ...

14. Моя мать и я ...

15. Сделал бы все, чтобы забыть ...

16. Если бы мой отец ...

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы ...

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ...

19. Если кто-нибудь будет работать под моим руководством

20. Надеюсь на ...

21. В школе мои учителя ...

22. Большинство моих сверстников не знают, что я боюсь ...

23. Не люблю людей, которые ...

24. В детстве я ...

25. Считаю, что большинство юношей и девушек ...

26. Моя жизнь кажется мне ...

27. Моя семья обращается со мной ...

28. Ребята, с которыми я учусь ...

29. Моя мать ...

30. Моей самой большой ошибкой было ...

31. Я хотел, чтобы мой отец ...

32. Моя наибольшая слабость заключается в том ...

33. Моим скрытым желанием в жизни ...

34. Мои одноклассники (однокурсники) ...

35. Наступит тот день, когда ...

36. Когда ко мне приближается милиционер ...

37. Я всегда испытываю удовольствие от ...

38. Больше всего я люблю тех людей, которые ...

39. Если бы я снова стал ребенком ...

40. Считаю, что большинство взрослых женщин (мужчин)...

41. Когда я вспоминаю школу ...

42. Большинство известных мне семей ...

43. Люблю иметь дело с людьми, которые ...

44. Считаю, что большинство матерей ...

45. Когда я был ребенком (молодым), то чувствовал себя виноватым, если ...

46. Когда я даю другим поручения ...

47. Думаю, что мой отец ...

48. Когда мне начинает не везти ...

49. Когда я о чем-либо прошу других ...

50. Больше всего я хотел бы в жизни ...

51. Когда буду взрослым ...

52. Мои опасения не раз заставляли меня ...

53. Когда меня нет, мои друзья ...

54. Моим самым живым воспоминанием детства является ...

55. Мне очень не нравится, когда взрослые женщины (мужчины)...

56. В школе (в институте) я ...

57. Когда я был ребенком, моя семья ...

58. Считаю, что мои друзья ...

59. Я люблю свою мать, но ...

60. Самое худшее, что мне случалось совершить, это ...

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ

Опросник Г.АЙЗЕНКА - подростковый (обработка результатов)

Э к с т р а в е р с и я определяется по сумме ответов «ДА» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 и сумме ответов «НЕТ» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59 (за каждый совпадающий ответ - 1 балл).

Э м о ц и о н а л ь н а я устойчивость - неустойчивость (нейротизм) устанавливается по сумме ответов «ДА» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26: 31, 34, 37. 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

К о н т р о л ь н а я шкала - сумма ответов «ДА» на вопросы: 8,16,24,28,36,44 и сумма ответов «НЕТ» на вопросы: 4,12,20,32,40,48. Норма по этой шкале 4 - 5 баллов.

Типы ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ (интерпретация результатов)

I.А в т о р и т а р н ы й тип

13 - 16 - диктаторский, властный, деспотичный характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но принимают ее.

9 - 12 - доминантный, энергичный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0 - 8 - Уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

П. Э г о и с т и ч е с к и й тип

13 - 16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самолюбивый, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0 - 12 - при более низких оценках эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

Ш. А г р е с с и в н ы й тип

13 - 16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9 - 12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0 - 8 - упрямый, упорный, настойчивый, энергичный.

IV. П о д о з р и т е л ь н ы й тип

13 - 16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип).

9 - 12 - критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0 - 8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. П о д ч и н е н н ы й тип

13 - 16 - покорный, склонный, к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору с кем-то более сильным.

9 - 12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0 - 8 - скромный, робкий, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно честно выполняет свои обязанности.

VI. З а в и с и м ы й тип

13 - 16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9 - 12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0 - 8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Д р у ж е л ю б н ы й тип

9 - 16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0 - 8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. А л ь т р у и с т и ч е с к и й тип

9 - 16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя всю ответственность за других (может быть только «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0 - 8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный, отзывчивый.

НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(обработка результатов)

окончания соответствующих предложений позволяет судить об отношениях и взаимоотношениях личности:

с е м ь я - 1, 12, 14, 16, 27, 29, 31, 42, 44, 47, 57, 59

д р у з ь я и с в е р с т н и к и - 8, 22, 28, 34. 46, 53, 58

ш к о л а - 6, 11, 21, 41, 56

ж е л а н и я и и н т е р е с ы - 3, 4, 13,15,18,20,33,35,37,50

н р а в с т в е н н ы е в з г л я д ы - 2, 10,23,25,40,45,55,60

Я сам: 5, 7, 9, 17, 19, 24, 26, 30, 32, 36, 38, 39, 43, 48, 49, 52. 54

Опросник МОТИВАЦИИ В.К.Гербачевского (обработка результатов)

К о м п о н е н т мотивационной структуры номер высказывания

1. Внутренний мотив 15 0, 23, 33

2. Познавательный мотив 5, 22 0, 38

3. Мотив избегания 11, 17, 34

4. Состязательный мотив 8, 32 0, 39

5. Мотив смены деятельности 1, 9, 27

6. Мотив самоуважения 12, 21, 30

7. Значимость результатов 7, 20 0, 36

8. Сложность задания 6, 28 0,

9. Волевое усилие 2, 13, 37,

10. Оценка уровня достигнутых результатов 19 0, 29

11. Оценка высшего потенциала 18, 31, 41

12. Намеченный уровень мобилизации усилий 3, 24 0, 40

13. Ожидаемый уровень результатов 10, 25 0

14. Закономерность результатов 14, 26 0, 42

15. Инициативность 4 0, 16, 35

АНКЕТА ИНТЕРЕСОВ

Ответьте на вопросы (с 1 по 65) “Любите ли Вы?”, “Нравится ли Вам?”

1. Уроки физики и математики?

2. Уроки химии?

3. Знакомиться с устройством бытовых электроприборов и радиоприборов?

4, Знакомиться с разными странами по описаниям и географическим картам?

5. Читать технические журналы?

6. Читать классиков мировой литературы?

7. Читать книги о работе учителя воспитателя?

8. Уроки истории?

9. Читать о врачах, достижениях в области медицины?

10. Знакомиться с жизнью растений и животных?

11. Заботиться об уюте в помещении, в котором вы учитесь, живете?

12. Посещать театры, музеи, выставки?

13. Ходить на матчи и спортивные соревнования?

14. Читать литературу о жизни выдающихся математиков, физиков?

15. Узнавать о достижениях в области химии?

16. Читать статьи в научно-популярных журналах в области радиотехники?

17. Узнавать об открытии новых месторождений полезных ископаемых?

18. Знакомиться с достижениями современной техники?

19. Читать литературно-критические статьи?

20. Помогать отстающим в учебе одноклассникам?

21. Читать книги об исторических событиях и личностях?

22. Изучать анатомию?

23. Изучать биологию и ботанику?

24. Составлять и вести картотеки?

25. Слушать оперную и симфоническую музыку?

26. Читать спортивные журналы и газеты?

27. Делать опыты по физике?

28. Делать опыты по химии, следить за ходом химической реакции? .

29. Исправлять электроприборы и повреждения в электрической сети?

30. Собирать коллекции минералов?

31. Ремонтировать различные механизмы?

32. Переписываться с друзьями?

33. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать сказки?

34. Ходить в археологические экспедиции, посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры.

35. Заботиться о пожилых людях, помогать им.

36. Ухаживать за растениями (животными), наблюдать за их ростом и развитием.

37. Готовить еду во время походов.

38. Декламировать, петь, выступать на сцене.

39. Играть в спортивные игры.

40. Заниматься в математических иди физических кружках.

41. Готовить растворы, взвешивать реактивы, проявлять фотопленки.

42. Собирать и ремонтировать приборы.

43. Участвовать в географических и геологических экспедициях.

44. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.

45. Изучать иностранные языки.

46. Работать воспитателем в младших классах.

47. Готовить сообщения по истории.

48. Ухаживать за больными.

49. Заниматься в юннатском или биологическом кружках.

50. Оказывать людям различные бытовые услуги.

51. Играть на музыкальных инструментах.

52. Участвовать в спортивных состязаниях.

53. Участвовать в физических и математических олимпиадах.

54. Решать задачи по химии.

55. Разбирать схемы радиоаппаратуры

56. Составлять геологические или географические карты.

57. Разбирать технические чертежи и схемы.

58. Сочинять стихи, записывать свои наблюдения.

59. Выступать с докладами.

60. Изучать историю возникновения различных народов и государств.

61. Читать статьи и книги по медицине.

62. Наблюдать за живой природой, проводить опыты с растениями.

. 63. Помогать покупателю выбирать в магазине одежду.

64. Интересоваться историей развития искусств.

65. Интересоваться историей спорта, судьбой выдающихся спортсменов

Если вы “любите”, “вам нравится” или хотелось бы заниматься тем, о чем говориться в вопросе зафиксируйте это в клеточке таблицы с обозначениями того же номера, что и у вопроса, поставив “+”, “не нравится”, “не хочешь” - “ - “, “сомневаешься” - 0. Отвечать надо на все вопросы.

Сначала подсчитайте количество плюсов и минусов в каждом столбце таблицы с номерами вопросов. Всего там 13 интересов.

1 - физика и математика

II - химия

III - электро и радиотехника

1V - геология и география

V - техника

V1 - филология и журналистика

VП - педагогика

VIII- история

1Х - медицина

Х - биология

Х1 - труд в сфере обслуживания

Х11 - искусство

ХIII - спорт

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

4 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

1 II III IV V VI VII VIII 1Х Х Х1 ХII ХIII

По каждой группе в анкете было 5 вопросов. Они подобраны таким образом, что первые два позволяют выяснить, есть ли у вас желание ознакомиться с той или иной областью знаний или деятельностью.

Вторые два - отношение к практическим занятиям в этой области

Последний вопрос - стремление к более углубленному познанию предмета своих интересов. Результаты этого анализа сопоставьте с результатами ваших выборов по таблице с колонками А, Б, В.

А Б Б

Научный работник в обл.

1. Оператор ЭВМ 1.Инженер-физик 1.Математики, физики

2. Химик-лаборант 2.Инженер-химик 2. Химии

3.Радиомонтажник 3.Инженер-радиотех 3.Эектро и радиотехн.

4.Техник-геолог 4.Геолог 4.Геологии и географ.

5.Токарь, слесарь 5.Инженер-машиностр 5.Техники

6. Библиотекарь 6. Журналист 6. Филологии

7.Воспитатель д/с 7.Преподаватель 7.Педагогики и воспит.

8.Стенографист 8. Историк 8.Истории

9.Медсестра 9. Врач 9.Медицины

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВАШЕГО УМА

(Отвечайте "да" или "нет")

А

1. Каждое новое начинание связано с большим числом возникающих у меня интересных идей.

2. В своем окружении новые идеи чаще всего предлагаю я.

3. Мои идеи не всегда понятны окружающим.

4. Ряд моих идей воспринимается окружающими только после многократного их предъявления.

5. Иногда я бываю так поглощен(а) идеей, что, вероятно, произвожу на окружающих странное впечатление.

6. Я хороший критик собственных идей.

7. Не испытываю трудностей и не чувствую неудовольствия когда вынужден(а) переключать свои мысли на другой предмет.

8. Считаю, что идея хороша только в том случае, когда с самого начала очевидна возможность ее использования.

9. Я против "сумасшедших" идей в работе.

10. Я не люблю фантазировать.

Б

1. Мне сразу бросаются в глаза слабые места в работе.

2. В коллективе многие признают мои способности критически оценить работу.

3. Часто убеждаюсь в том, что новые идеи, которые у меня возникают, на проверку оказываются далеко не новыми.

4. В моем окружении я очень не многих удостаиваю высокой оценки.

5. Следует выдвигать только принципиально новые идеи.

6. Могу не заметить недостатки работы, если меня восхищает в ней какая-то новая идея.

7. Не люблю и не умею давать критические оценки другим работам.

8. Частые дискуссии только мешают установить истину.

9. Критическому анализу выполненных работ предпочитаю собственный поиск.

10. Заниматься доработкой "сырых" идей не доставляет мне никакого удовольствия.

В

1. Очень люблю работать с литературой.

2. Лучше искать материал для решения какой-нибудь задачи в литературе, чем решать самому проблему.

3. Очень люблю новые идеи и термины.

4. Не признаю права за кем-либо называться профессионалом своего дела и при этом не знать литературы по своему предмету.

5. Всегда могу дать совет, где разыскать нужную информацию по тому или иному вопросу.

6. Сознательно ограничиваю себя от "избыточной" информации.

7. Читаю достаточно много литературы, не имеющей непосредственного отношения к проблемам, которыми я занимаюсь.

8. Я не люблю делать литературные обзоры.

9. Избегаю дискуссий в своем окружении.

10. Не чаще, чем другие, информирую своих коллег по работе.

Ключ: в каждом из трех вариантах (А, Б, В) теста первые пять утверждений должны иметь "да", пять других "нет".

Подсчитайте баллы по каждому тесту отдельно. Каждое совпадение приравнивается к одному баллу. Направленность ума определяется наибольшим количеством баллов по одному из тестов. Если везде получится примерно одинаковая сумма баллов (по 5-6), то значит в вас всего понемногу. Если по всем трем тестам получится не более 3 баллов, значит, самое время заняться самовоспитанием и самообразованием.

Г. АЙЗЕНК, ОПРОСНИК (взрослый вариант)

Инструкция: при ответах на вопросы «да» поставьте «+» против номера соответствующего вопроса, а при ответах «нет» поставьте «-».

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, желание встряхнуться, испытать возбуждение?

2. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут утешить и ободрить?

3. Вы человек беспечный?

4. Не находите ли Вы, что Вам трудно ответить «нет» (на чью- либо просьбу)?

5. Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-либо предпринять?

6. Если Вы обещаете что-либо сделать, всегда ли Вы выполняете свое обещание?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро?

9. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным без достаточных на то причин?

10. Сделали бы Вы почти все, что угодно, на спор?

11. Возникает ли у Вас чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести разговор с лицом противоположного пола?

12. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?

16. Легко ли Вас обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в кампаниях?

18. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

19. Верно ли, что иногда Вы полны энергии, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но зато особенно близких Вам?

21. Часто ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

23. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли Вас человеком веселым и живым?

28. Часто ли Вы, сделав какое-либо важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Желая что-то узнать, Вы предпочитаете об этом прочитать в книге или спросить?

32. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение из-за волнения?

34. Нравится ли Вам работа, которая требует от Вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи (нервной)?

36. Платили бы Вы за провоз багажа, если бы не опасались проверки?

37. Приятно ли Вам общество, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстрого действия?

40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо неприятных событий?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздываете на свидание или работу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-либо боли?

46. Вы чувствуете себя несчастным, находясь длительное время без широкого общения с людьми?

47. Можете ли Вы сказать, что Вы неуверенный в себе человек?

48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

49. Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вы обижаетесь на тех, кто указывает на Ваши ошибки или Ваши личные промахи?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы хуже других?

53. Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы за свое здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

1.2. Э.И.Мещерякова, ХАРАКТЕР (акцентуации)

Инструкция: имеется пять вариантов ответа на каждый вопрос теста – «да» – 5 баллов; «скорее да, чем нет» - 4 балла; «и да и нет» – 3; «скорее нет, чем да» – 2 и «нет» – 1 балл. Баллы выставляются в таблицу, в которой указаны номера вопросов (с 1 по 33). В нижней строке выставляется суммарный балл за ответы на три вопроса соответствующей графы.

                     

1. Любите ли Вы фантазировать (сочинять сцены, разыгрывать роли воображаемых героев)?

2. Любите ли Вы быть в центре внимания окружающих?

3. Любите ли Вы заводить новые знакомства?

4.

Наши рекомендации