Тема 1. Логика в системе культуры, истории науки и философии
ЛОГИКА
рабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки:40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Квалификация (степень) выпускника:СПЕЦИАЛИСТ
Формы обучения: ОЧНАЯ, ЗАОЧНАЯ
Москва
Издательский центр Университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Программа одобрена на заседании кафедры
от 30 января 2017 г., протокол № 6.
Авторы:
Демина Л.А. –доктор философских наук, профессор
Гунибский М.Ш. –кандидат философских наук, доцент
Рецензенты:
Козлова О.А. – кандидат педагогических наук, доцент
Малюкова О.В. – доктор философских наук, профессор
Демина Л.А., Гунибский М.Ш.
Логика : рабочая программа учебной дисциплины / Л.А. Демина, М. Ш. Гунибский – М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017. – 68 с.
Программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.05.01Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета), специализация «Государственно-правовая».
© Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017
Оглавление
1. | Цели освоения учебной дисциплины | |
2. | Место учебной дисциплины в структуре ООП | |
3. | Структура и содержание учебной дисциплины | |
3.1. | Содержание дисциплины (программа курса) | |
3.2. | Лекции | |
3.3. | Практические занятия | |
3.4. | Самостоятельная работа студентов | |
4. | Образовательные технологии | |
5. | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | |
5.1. | Модельные тесты для текущего и рубежного контроля успеваемости студентов | |
5.2. | Темы эссе, рефератов и творческих работ | |
5.3. | Контрольные вопросы для текущего и рубежного контроля | |
6. | Планируемые результаты освоения учебной дисциплины | |
7. | Учебно-методическое обеспечение | |
7.1. | Основная и дополнительная литература | |
7.2. | Программное обеспечение и Интернет - ресурсы | |
8. | Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины |
1. Цели освоения учебной дисциплины
Виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка:
– правотворческая;
– правоприменительная;
– экспертно-консультационная;
– правоохранительная;
– организационно-управленческая;
– научно-исследовательская;
– педагогическая.
Специализация, по которым по которым готовятся выпускники: № 2 «Государственно-правовая».
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент:
В области правотворческой деятельности:
– разработка нормативных правовых актов.
В области правоприменительной деятельности:
– обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
– составление юридических документов.
В области экспертно-консультационной деятельности:
– оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
– проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов;
В области правоохранительной деятельности:
– обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
– выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства;
– профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений;
– оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;
– обеспечение международного взаимодействия правоохранительных органов;
– правовое обеспечение служебной деятельности;
– обеспечение реализации актов применения права;
– поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере национальной безопасности, обеспечения законности и правопорядка;
В области организационно-управленческой деятельности:
– организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
В области научно-исследовательской деятельности:
– проведение научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности;
В области педагогической деятельности:
– преподавание юридических дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
– осуществление правового воспитания.
Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
ОК:
– Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);
- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);
– способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах (ОК- 3);
– способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);
- способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);
– способность к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК- 7);
ПК:
в области организационно-управленческой деятельности:
- способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-18);
- способность организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-19);
в области научно-исследовательской деятельности:
- способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20);
- способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-21).
Курс логики предполагает систематическое освещение основных разделов современной классической логики и знакомство с логическими основами теории аргументации и методами и формами научно-теоретического познания. Курс рассчитан на изучение в течение одного семестра и предназначен для ознакомления с формами, приемами и законами интеллектуальной познавательной деятельности и для получения целостного представления о современной логике как науке. Программа составлена в соответствии с требованиями государственных стандартов и ориентирована на современный уровень науки и передовые методики обучения.
Цель дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам представление о природе и специфике логического знания, возможностях логики для решения задач будущей профессиональной и научно-исследовательской деятельности, выработать понятие логической культуры как неотъемлемой части общей культуры личности, умение аргументировано и доказательно строить свои рассуждения.
Задачи изучения логики – способствовать выработке навыков интеллектуальной деятельности и умения представлять ее результаты (любое знание) в рациональной форме; умения аргументировано обосновывать свои суждения, выявлять логические ошибки и избегать их в собственной профессиональной деятельности.
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Логика» относится к базовой части ОП Б.1. Б.16.
– требования к уровню подготовки студента (входные знания):
владение знаниями по курсам мировой и отечественной истории;
владение знаниями по курсу русского языка и культуры речи;
владение знаниями математики, геометрии, физики в рамках школьного базового курса;
владение основами информатики;
владение знанием основ дисциплин естественнонаучного цикла;
способность связывать логические проблемы с философскими;
знание мировоззренческих и методологических основ юридического мышления;
знание основных положений юридических наук, юридической терминологии.
– взаимосвязь с последующими дисциплинами:
изучение и освоение Логики происходит во взаимодействии и связано:
– с дисциплинами в первом семестре: экономика, правоохранительные органы, введение в специальность;
– с последующими дисциплинами: философия, история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, теория государства и права, русский язык в деловой документации,
а также является необходимой базой для выработки умения оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать различные правовые явления, юридические факты; анализировать и толковать юридические нормы в процессе изучения всего комплекса отраслевых и специально-юридических наук.
3. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость в зачетных единицах и часах: 2 ЗЕТ, 72 акад. часа. Форма промежуточной аттестации – зачет.
Тематический план очной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Образова тельные технологии | Виды текущего контроля | ||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
Логика как наука | Лекция-презентация | ||||||
Понятие | Лекция-презентация Работа в малых группах, кейс-метод, дерево решений, «эрудит» | Опрос Проверка письменного домашнего задания Контрольная работа Тестирование | |||||
Суждение | Лекция с визуализацией Работа в малых группах, кейс-метод, дерево решений, «эрудит», «броуновское движение» | Опрос Проверка письменного домашнего задания Контрольная работа Тестирование | |||||
Умозаключение | Лекция с визуализацией Работа в малых группах, кейс-метод, дерево решений, «эрудит», «броуновское движение», мозговой штурм, «аквариум» | Опрос Проверка письменного домашнего задания Контрольная работа Тестирование | |||||
Логические основы аргументации | Лекция-дискуссия Дебаты, ролевая игра, презентации проектов, работа в малых группах | Опрос Проверка письменного домашнего задания Контрольная работа Тестирование | |||||
ВСЕГО |
Трудоемкость зачета составляет 4 часа.
Тематический план для заочной ускоренной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Виды текущего контроля | ||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
Логика как наука. Понятие. Суждение. Умозаключение. Логические основы аргумента ции | Лекция-презентация Работа в малых группах, кейс-метод, дерево решений | Проверка письменного домашнего задания Опрос Тестирование | |||||
Всего |
Трудоемкость зачета составляет 4 часа.
Тематический план для заочной ускоренной формы обучения ГВД
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Виды текущего контроля | ||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
Логика как наука. Понятие. Суждение. Умозаключение. Логические основы аргумента ции | Лекция-презентация Работа в малых группах, кейс-метод, дерево решений | Проверка письменного домашнего задания Опрос Тестирование | |||||
Всего |
Трудоемкость зачета составляет 4 часа.
3.1. Содержание дисциплины (программа курса)
Раздел 1. ЛОГИКА КАК НАУКА
Раздел 2. ПОНЯТИЕ
Раздел 3. СУЖДЕНИЕ
Раздел 4. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лекции
Основными требованиями, предъявляемыми к лекциям, является их
– авторский характер,
– глубокая содержательность и достаточная информативность,
– соответствие обозначенной теме,
– доступность для студенческого восприятия.
При чтении курса логики важно раскрыть значимость логики для правовых наук, для практической работы судебного эксперта и юриста, продемонстрировать на конкретных примерах применительно к теме лекции роль различных типов выводов, логических приёмов и операций в судебной и следственной практике.
Среди методических приемов и форм, применяемых в процессе чтения лекционного курса, можно выделить следующие:
– Традиционный метод чтения лекционного курса предполагает устное изложение лектором учебного материала, который воспринимается студентами на слух и конспектируется ими классически (в тетради) или на компьютерные носители.
– Наиболее эффективным является применение традиционного метода, в сумме с методами инновационными (использованием дистанционного проектирования, электронных материалов, распространяемых по компьютерным сетям и др.).
– Весьма результативной формой чтения лекций является лекция-диалог, требующая непосредственного включения студентов в ткань чтения лекции. Лекция-диалог предполагает использование традиционных методов в сочетании с инновационными.
– Проблемные лекции, при чтении которых преподаватель обращается к подробному изложению и разбору одного или нескольких наиболее сложных или интересных вопросов темы, рассчитаны, прежде всего, на достаточно подготовленные аудитории.
Изложенные методические приемы не исключают возможности применения иных методических приемов чтения лекций, к которым можно прибегнуть с учетом подготовленности студентов и технической оснащенности лекционного помещения (зала или аудитории).
Раздел 1. ЛОГИКА КАК НАУКА
Раздел 2. ПОНЯТИЕ
Тема лекции 2. Понятие как форма мышления. Логические операции с понятиями (2 часа)
1. Способы образования понятий.
2. Основные логические характеристики понятия.
3. Виды понятий.
4. Отношения между понятиями.
5. Логические операции с понятиями (обобщение, ограничение, определение, деление.), их правила и ошибки.
Задания для подготовки к лекции
1. Выявить логические характеристики понятия.
2. Найти примеры классификации понятий в юридических науках.
3. Найти примеры использования отношений между понятиями в юридических науках
4. Выявить в чем заключается практическое значение обобщения и ограничения понятий?
5. Выяснить чем смысл правил деления?
6. Цель и природа определения. Роль определения в юриспруденции.
Раздел 3. СУЖДЕНИЕ
Тема лекции 3. Виды простых суждений. Модальность суждений (2 часа)
1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
2. Виды простых суждений.
3. Категорические суждения, их классификация.
4. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.
5. Логический квадрат: отношения между категорическими суждениями.
6. Модальные суждения. Понятие и виды модальностей.
Задания для подготовки к лекции
1. Что такое суждение?
2. Всякое ли предложение выражает суждение?
3. Что означает принцип двузначности в классической логике?
4. Для чего предназначен традиционный квадрат противопоставлений (логический квадрат)?
5. Какие виды модальностей Вам известны?
6. Каковы особенности деонтических модальностей и их роль в юридических науках?
Тема лекции 4. Сложное суждение и его виды. Законы логики (2 часа)
1. Структура сложного суждения.
2. Основы языка логики высказываний.
3. Табличное определение логических связок.
4. Вычисление истинностного значения сложного суждения.
5. Законы логики и логические противоречия.
6. Отношения между сложными суждениями.
Задания для подготовки к лекции
1. В чем состоит принципиальное отличие сложных суждений от простых?
2. Каковы подходы к анализу сложных суждений в современной логике?
3. Сравните подходы к анализу сложных суждений в информатике и в логике.
4. В чем различие представления законов логики в логике традиционной и в математической?
5. Что такое логическое противоречие?
6. Почему следует избегать логического противоречия?
Раздел 4. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема лекции 5. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений (2 часа)
1. Рассуждения и умозаключения. Структура умозаключения.
2. Типы классификаций умозаключений.
3. Специфика дедуктивных умозаключений и их виды.
4. Непосредственные умозаключения.
5. Простой категорический силлогизм: термины, правила, фигуры и модусы.
6. Понятия энтимемы, полисиллогизма, сложносокращенных силлогизмов.
Задания для подготовки к лекции
1. Проанализируйте структуру умозаключения.
2. В чем отличие дедуктивного от недедуктивного умозаключения?
3. Какие типы классификаций умозаключений Вам известны?
4. Каковы способы проверки правильности силлогизма?
5. В чем состоит познавательное значение различных фигур силлогизма?
6. Что такое энтимема? Найдите примеры энтимем.
7. Какова структура полисиллогизма и сорита?
8. Найдите примеры соритов.
Тема лекции 6. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений (2 часа)
1. Специфика умозаключений, основанных на свойствах логических связок.
2. Чисто условное умозаключение.
3. Условно-категорическое умозаключение и его модусы.
4. Разделительно-категорическое умозаключение и его модусы.
5. Условно-разделительное умозаключение: виды дилеммы.
Задания для подготовки к лекции
1. Найдите примеры чисто условных умозаключений.
2. Найдите примеры правильных и неправильных модусов условно-категорического умозаключения.
3. Рассмотрите модусы разделительно-категорического умозаключения с точки зрения выдвижения и проверки версий.
4. Какие виды дилемм Вы знаете? Что такое «рога дилеммы»?
5. Какова роль дилемм в познании и в процессе дебатов, полемики?
6. Выясните специфические черты современных модальных логик.
Тема лекции 7. Недедуктивные умозаключения (2 часа)
1. Индуктивные умозаключения и их виды.
2. Понятия полной, неполной, популярной, статистической, научной индукции.
3. Понятие причинных зависимостей.
4. Методы научной индукции.
5. Умозаключение по аналогии, их виды.
6. Типичные ошибки в индуктивных и умозаключениях по аналогии.
Задания для подготовки к лекции
1. Выясните отличие недедуктивного умозаключения от дедуктивного.
2. Найдите примеры недедуктивных умозаключений.
3. Каково значение причинных зависимостей в юриспруденции?
4. Обоснуйте важность применения методов научной индукции в юридической практике.
5. Раскройте особенности применения аналогии как вида умозаключения в правовом процессе.
Практические занятия № 1, 2
Вид:Семинар - тренинг
Практическое занятие № 3
Вид:Семинар - тренинг
Практические занятия № 4
Вид:Семинар - практикум
Практические занятия № 5
Вид:Семинар - тренинг
Практическое занятие № 6
Вид:Семинар - тренинг
Практические занятия № 7
Вид:Семинар – тренинг, коллоквиум.
Образовательные технологии
Формы проведения занятий.
– Лекция-дискуссия.
– Лекция-презентация.
– Работа в малых группах.
– «Аквариум».
– «Броуновское движение».
– «Мозговой штурм».
– Дерево решений.
– «Эрудит».
– Дебаты.
– «Ролевые игры» при изучении различных проблем курса логики. Например, организация «модельных» судебных процессов.
– Моделирование различных логических ситуаций. (Например, употребление и выражение в словах и предложениях понятий и суждений, со стороны защиты и обвинения в судебном состязании).
– Деление группы студентов на подгруппы - оппоненты, члены которых готовят друг для друга сложные, «каверзные» вопросы, имеющие практические выходы.
– Создание интересных логических задач, тестов, логических кроссвордов и др.
– Выделение на практическом занятии группы проблемных вопросов, имеющих неоднозначные пути решения.
– «Кейс-метод».
– Презентации проектов.
– Разбор речей и выступлений известных русских юристов.
– Технология портфолио.
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
I | Лекции | Лекция-дискуссия | |
Лекция-презентация | |||
Лекция с визуализацией | |||
Практические занятия | Работа в малых группах, «Аквариум» «Мозговой штурм» Дерево решений,«Эрудит» Дебаты «Ролевая игра» «Кейс-метод» | ||
Итого: |
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 68% аудиторных занятий
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Формами контроля знаний студентов являются:
– Проверка теоретической подготовленности студентов, осуществляемой путем опросов студентов. В зависимости от подготовленности группы, опрос может производиться различно: выступления студентов на добровольных началах могут сочетаться с вызовом преподавателя, вызов подготовленных студентов сочетаться с вызовом менее подготовленных.
– Проверка практической подготовленности студентов.
– Контроль за выполнением студентами письменных домашних заданий, путем общей или выборочной проверки.
– Вызов студента на еженедельную консультацию для отработки задолженности, в случае невыполнения письменного домашнего задания, плохих ответов на практическом занятии (незнания теоретического материала, неумения решать логические задачи) или отсутствия студента на практическом занятии.
– Контрольная работа по одному или нескольким разделам курса.
– Тестирование.
– Рубежный контроль по тем или иным разделам курса и др.
5.1. Модельные тесты для текущего и рубежного контроля успеваемости студентов
Тема 1. Предмет и значение логики
1. В рассуждении «Студент Филиппов стал хуже учиться после того, как стал посещать дискотеку. Значит посещение дискотеки – причина снижения успеваемости студента Филиппова» использован закон
a) тождества
b) непротиворечия
c) исключенного третьего
d) достаточного основания
2. Высказывание «Не может считаться преступлением общественно-опасное деяние, не предусмотренное уголовнымзаконом» является
a) понятием
b) суждением
c) умозаключением
Тема 2. Понятие
1. Выберите правильный ответ (более одного).
Понятие «Студент МГЮА» является:
a) единичным или b) общим
c) конкретным или d) абстрактным
e) положительным или f) отрицательным
g) безотносительным или h) соотносительным
Выберите правильный ответ.
Понятия «Высшее учебное заведение, университет» находятся в отношении
a) равнообъемности
b) пересечения
c) подчинения
d) соподчинения
e) противоположности
f) противоречия
3. Отношения между понятиями: юрист, депутат Государственной Думы можно изобразить графически
А) Г)
Б)
Д)
В)
Учебно-методическое обеспечение
7.1. Литература
Основная литература:
1. Логика : учебник / М. Ш. Гунибский, Л. А. Демина [и др.] ; отв. ред. Л. А. Демина. – М. : Проспект, 2013. – 216 с.
2. Кириллов, В. И. Упражнения по логике : учеб. пособие / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2016. – 184 с.
3. Ивлев, Ю. В. Логика для юристов : учебник / Ю. В. Ивлев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2015. – 272 с.
Дополнительная литература:
1. Конверский А. Е. Логика : учебник. – М. : Идея-Пресс, 2012. – 324 с.
2. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод / Пер. с англ. П.С.Куслия. – М.: Социум, 2010. – 654 с.
3. Петров О.В. Основы судебного красноречия. Уч.пос. – 2-е изд. –М. : Проспект, 2015. – 208 с.
ЛОГИКА
рабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки:40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Квалификация (степень) выпускника:СПЕЦИАЛИСТ
Формы обучения: ОЧНАЯ, ЗАОЧНАЯ
Москва
Издательский центр Университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Программа одобрена на заседании кафедры
от 30 января 2017 г., протокол № 6.
Авторы:
Демина Л.А. –доктор философских наук, профессор
Гунибский М.Ш. –кандидат философских наук, доцент
Рецензенты:
Козлова О.А. – кандидат педагогических наук, доцент
Малюкова О.В. – доктор философских наук, профессор
Демина Л.А., Гунибский М.Ш.
Логика : рабочая программа учебной дисциплины / Л.А. Демина, М. Ш. Гунибский – М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017. – 68 с.
Программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.05.01Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета), специализация «Государственно-правовая».
© Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017
Оглавление
1. | Цели освоения учебной дисциплины | |
2. | Место учебной дисциплины в структуре ООП | |
3. | Структура и содержание учебной дисциплины | |
3.1. | Содержание дисциплины (программа курса) | |
3.2. | Лекции | |
3.3. | Практические занятия | |
3.4. | Самостоятельная работа студентов | |
4. | Образовательные технологии | |
5. | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | |
5.1. | Модельные тесты для текущего и рубежного контроля успеваемости студентов | |
5.2. | Темы эссе, рефератов и творческих работ | |
5.3. | Контрольные вопросы для текущего и рубежного контроля | |
6. | Планируемые результаты освоения учебной дисциплины | |
7. | Учебно-методическое обеспечение | |
7.1. | Основная и дополнительная литература | |
7.2. | Программное обеспечение и Интернет - ресурсы | |
8. | Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины |
1. Цели освоения учебной дисциплины
Виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка:
– правотворческая;
– правоприменительная;
– экспертно-консультационная;
– правоохранительная;
– организационно-управленческая;
– научно-исследовательская;
– педагогическая.
Специализация, по которым по которым готовятся выпускники: № 2 «Государственно-правовая».
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент:
В области правотворческой деятельности:
– разработка нормативных правовых актов.
В области правоприменительной деятельности:
– обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
– составление юридических документов.
В области экспертно-консультационной деятельности:
– оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
– проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов;
В области правоохранительной деятельности:
– обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
– выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства;
– профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений;
– оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;
– обеспечение международного взаимодействия правоохранительных органов;
– правовое обеспечение служебной деятельности;
– обеспечение реализации актов применения права;
– поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере национальной безопасности, обеспечения законности и правопорядка;
В области организационно-управленческой деятельности:
– организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
В области научно-исследовательской деятельности:
– проведение научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности;
В области педагогической деятельности:
– преподавание юридических дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
– осуществление правового воспитания.
Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
ОК:
– Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);
- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);
– способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах (ОК- 3);
– способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);
- способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);
– способность к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК- 7);
ПК:
в области организационно-управленческой деятельности:
- способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-18);
- способность организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-19);
в области научно-исследовательской деятельности:
- способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20);
- способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-21).
Курс логики предполагает систематическое освещение основных разделов современной классической логики и знакомство с логическими основами теории аргументации и методами и формами научно-теоретического познания. Курс рассчитан на изучение в течение одного семестра и предназначен для ознакомления с формами, приемами и законами интеллектуальной познавательной деятельности и для получения целостного представления о современной логике как науке. Программа составлена в соответствии с требованиями государственных стандартов и ориентирована на современный уровень науки и передовые методики обучения.
Цель дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам представление о природе и специфике логического знания, возможностях логики для решения задач будущей профессиональной и научно-исследовательской деятельности, выработать понятие логической культуры как неотъемлемой части общей культуры личности, умение аргументировано и доказательно строить свои рассуждения.
Задачи изучения логики – способствовать выработке навыков интеллектуальной деятельности и умения представлять ее результаты (любое знание) в рациональной форме; умения аргументировано обосновывать свои суждения, выявлять логические ошибки и избегать их в собственной профессиональной деятельности.
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Логика» относится к базовой части ОП Б.1. Б.16.
– требования к уровню подготовки студента (входные знания):
владение знаниями по курсам мировой и отечественной истории;
владение знаниями по курсу русского языка и культуры речи;
владение знаниями математики, геометрии, физики в рамках школьного базового курса;
владение основами информатики;
владение знанием основ дисциплин естественнонаучного цикла;
способность св