Исследовательской деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для технических специальностей
среднего профессионального образования
(повышенный уровень)
Санкт-Петербург
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности | ||
ПредседательУЦК: Т.В. Поликарпова | Заместитель директора по учебной работе Л.П. Мельникова | ||
Авторы: Н.М. Белай Рецензенты: | |||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям технического профиля повышенного уровня и является единой для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих программы дополнительной подготовки.
Рабочая программа составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» утвержденной ИПР СПО 18 октября 2004 года.
Рабочая программа служит основой для разработки рабочей программы дисциплины образовательным учреждением.
Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности» является общепрофессиональной, обеспечивающей базовые знания для выполнения исследований в процессе познания и научно-технического обоснования профессиональных задач.
Современный этап модернизации профессионального образования выдвигает принципиально новые требования к содержанию и характеру подготовки квалифицированного специалиста как личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным уровнем, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и деловой мобильности.
Программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования.
В результате изучения дисциплиныстудент должен
иметь представление:
- о современном состоянии науки как социокультурном феномене и ее значении для жизнедеятельности человека;
- об исследованиях и их роли в практической деятельности человека;
знать:
- методику исследовательской работы (выпускной квалификационной работы);
- этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы;
- технику эксперимента и обработку его результатов;
- способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;
- методы научного познания;
- общую структуру и научный аппарат исследования;
- виды охранных документов;
уметь:
- применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
- определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;
- осуществлять сбор, изучение и обработку информации;
- анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов;
- формулировать выводы и делать обобщения;
- работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов научного стиля мышления как важного фактора успеха в познавательной и практической деятельности в условиях глобальной информатизации общества.
Рабочая программа рассчитана на 64 часа (в том числе 20 часов – практические занятия).
При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по темам, а также практических занятий при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.
Рабочая программа должна рассматриваться цикловой комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и исследовательские навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. содержание материала должно быть доступным.
Творческий арсенал преподавателя должен отличаться достаточным разнообразием задач инновационного характера, начиная с задач развития интеллектуально-коммуникативных способностей студента, и заканчивая проработкой им основных вопросов темы выпускной квалификационной работы на повышенном уровне.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки. При проведении практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.
Предусмотренная программой тематика практических занятий носит рекомендательный характер и в рабочей программе может быть изменена в зависимости от специфики образовательного учреждения.
В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
В рабочей программе рекомендуется указывать, по окончании изучения каких разделов (тем) следует проводить рубежный контроль. Форму и сроки проведения контроля по учебной дисциплине определяет образовательное учреждение.
тематический план
Наименование разделов и тем | Максим. учебн. нагрузка студ. час. | Кол-во аудит. часов | Самот. нагрузка студ. час | ||
всего | в том числе практ. занятий | ||||
Введение | |||||
Раздел 1 | Основные понятия научно-исследовательской деятельности | ||||
Тема 1.1 | Исследования и их роль в практической деятельности человека | ||||
Тема 1.2 | Основные методы и этапы исследовательского процесса | ||||
Тема 1.3 | Планирование и организация исследовательской деятельности | ||||
Тема 1.4 | Способы представления результатов исследовательской деятельности | ||||
Раздел 2 | Методы научного познания | ||||
Раздел 3 | Логические законы и правила в практике научного исследования | ||||
Раздел 4 | Накопление и обработка научной информации | ||||
Тема 4.1 | Поиск научной информации | ||||
Тема 4.2 | Накопление и обработка научной информации | ||||
Раздел 5 | Основные понятия о технических системах | ||||
Тема 5.1 | Технический объект как система | ||||
Тема 5.2 | Модели технических объектов, основные понятия | ||||
Раздел 6 | Патентоведение | ||||
Тема 6.1 | Понятие изобретения | ||||
Тема 6.2 | Понятие промышленного образца | ||||
Тема 6.3 | Принципы проведения патентного анализа. Международная классификация изобретений | ||||
Тема 6.4 | Лицензионный договор. Ответственность за нарушение прав автора или патентообладателя | ||||
ОКР | |||||
Всего по дисциплине: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Студент должен
иметь представление:
- о взаимодействии дисциплины «Основы исследовательской деятельности» с другими дисциплинами;
знать:
- перспективы использования и защиты интеллектуальной собственности.
Значение и содержание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» и связь ее с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами повышенного уровня. Специфика организации учебного труда студентов на теоретических и практических занятиях. Роль дисциплины в достижении требуемого уровня образованности выпускника.
Раздел 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУЧНО-
Человека
Студент должен
иметь представление:
- об исследованиях и их роли в практической деятельности человека.
Место и роль научных исследований в познавательной деятельности студента. Общее понятие о науке. Классификация наук. Наука и практика. Характеристика поисковой и исследовательской работы, анализ ее содержания и особенностей. Динамика развития исследования и практика (материальное производство, управленческая деятельность и научный эксперимент).
Процесса
Студент должен
знать:
- классификацию методов исследования;
- этапы исследовательского процесса.
Понятие «методы исследования». Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, описание, изучение документации.
Этапы исследовательского процесса: аналитический, прогностирующий, организаторский, обобщающий, внедренческий, их специфика.
Тема 1.3 Планирование и организация исследовательской
Деятельности
Студент должен
знать:
- методику разработки программы исследований;
- порядок планирования исследований;
уметь:
- прогнозировать результаты исследования;
- сформировать гипотезу исследования;
- систематизировать знания и умения;
- производить анализ полученных результатов.
Ступени работы над научным исследованием ((НИ): обоснование актуальности и новизны; выявление объекта (предмета) исследования; выбор метода проведения НИ; описание процесса НИ (эксперимента); обсуждение результатов НИ; формулировка выводов. Структурная схема НИ (научного исследования).
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
ИНФОРМАЦИИ
Практическое занятие
Практическое занятие
Раздел 6 ПАТЕНТОВЕДЕНИЕ
Практическое занятие
Практическое занятие
Практические занятия
Практическое занятие
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для технических специальностей
среднего профессионального образования
(повышенный уровень)
Санкт-Петербург
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности | ||
ПредседательУЦК: Т.В. Поликарпова | Заместитель директора по учебной работе Л.П. Мельникова | ||
Авторы: Н.М. Белай Рецензенты: | |||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям технического профиля повышенного уровня и является единой для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих программы дополнительной подготовки.
Рабочая программа составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» утвержденной ИПР СПО 18 октября 2004 года.
Рабочая программа служит основой для разработки рабочей программы дисциплины образовательным учреждением.
Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности» является общепрофессиональной, обеспечивающей базовые знания для выполнения исследований в процессе познания и научно-технического обоснования профессиональных задач.
Современный этап модернизации профессионального образования выдвигает принципиально новые требования к содержанию и характеру подготовки квалифицированного специалиста как личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным уровнем, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и деловой мобильности.
Программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования.
В результате изучения дисциплиныстудент должен
иметь представление:
- о современном состоянии науки как социокультурном феномене и ее значении для жизнедеятельности человека;
- об исследованиях и их роли в практической деятельности человека;
знать:
- методику исследовательской работы (выпускной квалификационной работы);
- этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы;
- технику эксперимента и обработку его результатов;
- способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;
- методы научного познания;
- общую структуру и научный аппарат исследования;
- виды охранных документов;
уметь:
- применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
- определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;
- осуществлять сбор, изучение и обработку информации;
- анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов;
- формулировать выводы и делать обобщения;
- работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов научного стиля мышления как важного фактора успеха в познавательной и практической деятельности в условиях глобальной информатизации общества.
Рабочая программа рассчитана на 64 часа (в том числе 20 часов – практические занятия).
При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по темам, а также практических занятий при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.
Рабочая программа должна рассматриваться цикловой комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и исследовательские навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. содержание материала должно быть доступным.
Творческий арсенал преподавателя должен отличаться достаточным разнообразием задач инновационного характера, начиная с задач развития интеллектуально-коммуникативных способностей студента, и заканчивая проработкой им основных вопросов темы выпускной квалификационной работы на повышенном уровне.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки. При проведении практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.
Предусмотренная программой тематика практических занятий носит рекомендательный характер и в рабочей программе может быть изменена в зависимости от специфики образовательного учреждения.
В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
В рабочей программе рекомендуется указывать, по окончании изучения каких разделов (тем) следует проводить рубежный контроль. Форму и сроки проведения контроля по учебной дисциплине определяет образовательное учреждение.
тематический план
Наименование разделов и тем | Максим. учебн. нагрузка студ. час. | Кол-во аудит. часов | Самот. нагрузка студ. час | ||
всего | в том числе практ. занятий | ||||
Введение | |||||
Раздел 1 | Основные понятия научно-исследовательской деятельности | ||||
Тема 1.1 | Исследования и их роль в практической деятельности человека | ||||
Тема 1.2 | Основные методы и этапы исследовательского процесса | ||||
Тема 1.3 | Планирование и организация исследовательской деятельности | ||||
Тема 1.4 | Способы представления результатов исследовательской деятельности | ||||
Раздел 2 | Методы научного познания | ||||
Раздел 3 | Логические законы и правила в практике научного исследования | ||||
Раздел 4 | Накопление и обработка научной информации | ||||
Тема 4.1 | Поиск научной информации | ||||
Тема 4.2 | Накопление и обработка научной информации | ||||
Раздел 5 | Основные понятия о технических системах | ||||
Тема 5.1 | Технический объект как система | ||||
Тема 5.2 | Модели технических объектов, основные понятия | ||||
Раздел 6 | Патентоведение | ||||
Тема 6.1 | Понятие изобретения | ||||
Тема 6.2 | Понятие промышленного образца | ||||
Тема 6.3 | Принципы проведения патентного анализа. Международная классификация изобретений | ||||
Тема 6.4 | Лицензионный договор. Ответственность за нарушение прав автора или патентообладателя | ||||
ОКР | |||||
Всего по дисциплине: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Студент должен
иметь представление:
- о взаимодействии дисциплины «Основы исследовательской деятельности» с другими дисциплинами;
знать:
- перспективы использования и защиты интеллектуальной собственности.
Значение и содержание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» и связь ее с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами повышенного уровня. Специфика организации учебного труда студентов на теоретических и практических занятиях. Роль дисциплины в достижении требуемого уровня образованности выпускника.
Раздел 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ