Структура и особенности повествовательной лекции.
Повествовательная лекция
Повествовательное изложение лекций является наиболее распространенным методом преподавания права в общеобразовательных учебных заведениях.
Повествование — «рассказ о действиях, поступках событиях»; «функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях». Рассказ – «повествование о событии, понимаемом в широком смысле слова»; «то, что рассказывается, словесное сообщение о чем-либо». Повествование, рассказ носят монологический характер. Монолог — «вид внешней речи в форме последовательного изложения точки зрения, концепции, целостной совокупности идей, системы знаний одним лицом перед слушателями или зрителями в виде доклада, лекции, выступления... при этом реакция слушателей не предусматривается»; «устное или письменное высказывание одного человека».
Повествовательная лекция— это последовательное изложение учебного материала (темы) в виде монолога без привлечения учащихся к внешнему диалогу. В такой лекции «учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изложение основного фактологического и теоретического материала темы, преимущественно в монологической форме».
Повествовательная лекция (рассказ) является наиболее приемлемой для учащихся средних классов. Но используется она и во втором концентре школы, и в вузе, когда лекция открывает изучение новой темы, элементарные знания, по которой у учеников отсутствуют.
Применительно для правового образования повествовательная лекция является наиболее эффективной формой учебных занятий теоретического характера, так как юридический материал обладает некоторой «сухостью» и значительной сложностью, объемен для учащихся. Кроме того, большинство учеников не имеют возможности самостоятельно изучать нормативные акты, в связи, с чем только посредством лекций учителем может передать большинство правовой знаний учащимся. При этом недопустимо в лекции пересказывать текст учебника. Главное — осветить учебный материал темы, но с учетом изменений в юридической науке, быстро меняющейся социально-правовой действительности. Лекции повествовательного характера не читаются, а излагаются,т.е. информация передается, и в большей мере своими словами на основе исходного текста.
Повествовательная лекция может быть эффективной при выполнении ряда условий:
• Учитель должен использовать юридические термины и определения;
• в лекции необходимо простраивать материал посредством сюжетной схемы действий, этапов изложения материала;
• материал лекции должен быть конкретен, актуален и интересен для учеников;
• учитель излагает материал ясно, аргументировано, используя доказательства (примеры из практики и жизни учеников), делает выводы по содержанию раскрытого вопроса;
• материал лекции воздействует на чувства, возбуждает интерес, стимулирует воображение и т. д.
Подготовка учителя к диалогической лекции.
Подготовка учащихся к лекции (беседе) является достаточно инновационным для преподавания права в школе. В связи с тем, что диалогическая лекция сама по себе не стандартна, подготовка к ней также предусматривает творческий подход и специфические этапы.
- Ознакомление с материалом учебника. Изучение вопросов темы по дополнительным источникам.
-Разработка проблемных задач, продуктивно-познавательных и репродуктивных вопросов.
-Выработка ответов на предназначенные для лекции вопросы и ситуации.
-Разработка сценария изложения материала с использованием вопросов и ситуаций (задач) на лекции.
-Расчет времени.
-Варианты продолжения лекции в случае неподготовленности учащихся к диалогическому общению.
При этом, для поддержания мотивации слушания лекционного материала учитель не должен ограничиться пересказом учебника, так как учащиеся его уже изучили заранее. Для диалогической лекции проблемного характера необходимо заранее разработать (подобрать) проблемные задачи, продумать содержательные паузы для их включения в работу. Для информативно-диалогической лекции подобная работа проделывается с осмыслением вопросов репродуктивного и частично продуктивного типа. Лекции диалогического характера требуют строго следить за временем. «Потеря» времени приводит к тому, что учитель не успевает раскрыть запланированные вопросы.
I. Семинар-исследование
Термин исследовать означает «подвергнуть (подвергать) научному рассмотрению в целях познания, выяснения чего-либо; изучить, изучать» (Словарь русского языка. — Т. 1. — С. 686).
Семинар-исследование — форма учебного занятия, сущность которого заключается в приобретении и частичной реализации правовых знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования.
Еще в годы зарождения семинаров как вида занятий утверждалось, что наиболее плодотворная работа в приобретении и усвоении знаний слушателями осуществлялась именно на них. Со временем, сохраняя свою сущность, семинар приобретал новые формы. Все более просматривался исследовательский фактор в усвоении знаний.
Семинар-исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного-двух уроков.
1 этап. Подготовительная работа: постановка задачи; формулирование исходной проблемы; планирование семинара.
Семинар-исследование — наиболее сложная форма групповых занятий, чаще применяемая во втором концентре общеобразовательных учреждений и вузах. Его многоплановость требует обстоятельной подготовительной работы.
Руководитель семинара, прежде всего, определяется с задачей, которая будет предложена участникам занятия. В общих чертах она может выглядеть как осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление правовых знаний на основе реализации образовательной, воспитательной, практической и методической функций.
Следующий шаг — формулирование исходной проблемы исследования. Часто учителя допускают ошибку, предлагая учащимся, вопрос для обсуждения в сослагательном наклонении (предполагаемое, желаемое действие). В результате вместо серьезного исследования вопроса учащиеся занимаются неприкрытым угадыванием (Что было бы, если бы …). Право не терпит сослагательного наклонения.
Исходная проблема для семинара-исследования должна носить правовой или морально-правовой характер, логично вписывается в изучаемый курс, заинтересовывать на ее разрешение, проблематична при восприятии.
Определив задачу и сформировав исходную проблему семинара-исследования, учитель разрабатывает его план. Хорошо продуманный и частично реализованный накануне занятия, план способствует более быстрой адаптации учащихся к проведению исследовательского разговора на семинаре. Он содержит:
Цель, задачи семинара; Исходную проблему; Логику семинара; Литературу для изучения; Сравнительный анализ исследуемой проблемы с аналогичными проблемами (в мировом ракурсе); Разработка для учащихся специальных заданий (опросных листов, анкет, тестов); Содержание занятия (поиск ответов на вопросы, использование заданий - анкетирование, тестирование, опросы (ход)); Практические задания по реализации идеи (проекта решения проблемы).
На отдельные вопросы плана ответы могут быть даны заранее (еще до семинарского занятия).
2 этап. Обсуждение темы семинара - реализация функций семинара (образовательной или познавательно-исследовательской, воспитательной, практической, методической).
Способы обсуждения темы могут быть различными. Но при этом необходимо помнить о главном — реализации основных функций семинара:
Образовательная (познавательно-исследовательская) функция данного вида семинара предполагает приобретение и усвоение знаний способами, использование которых требует введения элементов исследования, творческого поиска новых для учащихся правовых знаний (данных, обобщений, выводов).
Первым шагом в реализации функции является выявление уровня знаний участников семинара по проблеме. Проводится оно традиционно — через тестирование, беглый устный опрос, краткую письменную летучку и т. п.
Вторым шагом в реализации функции является определение специализации участников семинара. Вполне допустимо создать четыре микро группы по два-три человека, поставив перед каждой свою задачу. 1 группа будет прослеживать на всем протяжении семинара реализацию образовательной (образовательной) функции. 2 группа вычленяет воспитательные элементы в выступлениях учащихся и обобщает их. 3 группа систематизирует практические предложения, прозвучавшие на семинаре. 4 группа оценивает методику выступлений: убежденность, доказательность, эмоциональность и т.п.
Представителю каждой микро группы в определенное учителем время дается возможность высказать свое мнение или по каждому выступлению, или в целом за занятие. Весомость оценки заметно возрастает, если мнения учителя и членов микро групп совпадают.
Хронологическая основа исследуемой проблемы, составляемая преимущественно современный период развития общества, актуальность проблемы и интерес для учащихся – критерии определения проблемы для исследования на семинаре.
Воспитательная функция семинара-исследования предполагает такую организацию работы, при которой рассматриваемые проблемы и сам ход семинара способствуют выработке у учащихся качеств и позиций. Применительно к данному виду семинара важно исследовательским путем, прослеживая динамику развития процесса, идеи, убедиться в его достоверности, понять место проблемы в жизни российского общества, увидеть ее влияние на жизнь, быт, духовность, ментальность россиянина и т. п.
Практическая функция семинара-исследования предполагает вычленение из занятия правового опыта, демонстрация его использования в ходе рассмотрения проблемы, формулирование заданий на их реализацию в современных условиях. Исходя из этого учащиеся, вошедшие в соответствующую микро группу, учатся собирать и представлять в обобщенном виде правовой опыт, разрабатывать предложения по усилению практической направленности изучения курса права и т. д.
Методическая функция наряду с общими положениями, подпадающими под ее реализацию на других формах семинара, дополняется действиями учащихся исследовательского характера.
3 этап, заключающе-ориентирующий. Он включает:
• оценку семинара и действий участников;
• определение степени завершенности изучения обсуждаемой темы;
• вычленение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.
Оценка семинара и действий участников. При определении оценок учитель акцентирует внимание на исследовательском компоненте, выделяет наиболее успешные фрагменты его реализации в целом и отдельными участниками, учитывает мнение представителей микро групп.
Степень завершенности изучения обсуждаемой темы определяется учителем. Он перечисляет те вопросы (подвопросы), которые отработаны полностью и которые не нашли должного освещения на занятии.
Вычленять вопросы, подлежащие дальнейшему исследованию можно коллективно. Учитель перечисляет такие вопросы, учащиеся высказывают о них свои мнения. Важно, чтобы для дальнейшего исследования не был отобран случайный или незначительный вопрос.
Значение семинара-исследования заключается в том, что привнесение на занятие элементов исследования (теоретических и практических) в значительной мере повышает интерес учащихся (студентов) к праву, заставляет их больше рассуждать, видеть закономерности развития общества и законодательства, ценить правовой опыт, более целенаправленно искать ответы на сложные жизненные вопросы.
IV. Семинар – практикум
V. Семинар – конференция
Повествовательная лекция
Повествовательное изложение лекций является наиболее распространенным методом преподавания права в общеобразовательных учебных заведениях.
Повествование — «рассказ о действиях, поступках событиях»; «функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях». Рассказ – «повествование о событии, понимаемом в широком смысле слова»; «то, что рассказывается, словесное сообщение о чем-либо». Повествование, рассказ носят монологический характер. Монолог — «вид внешней речи в форме последовательного изложения точки зрения, концепции, целостной совокупности идей, системы знаний одним лицом перед слушателями или зрителями в виде доклада, лекции, выступления... при этом реакция слушателей не предусматривается»; «устное или письменное высказывание одного человека».
Повествовательная лекция— это последовательное изложение учебного материала (темы) в виде монолога без привлечения учащихся к внешнему диалогу. В такой лекции «учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изложение основного фактологического и теоретического материала темы, преимущественно в монологической форме».
Повествовательная лекция (рассказ) является наиболее приемлемой для учащихся средних классов. Но используется она и во втором концентре школы, и в вузе, когда лекция открывает изучение новой темы, элементарные знания, по которой у учеников отсутствуют.
Применительно для правового образования повествовательная лекция является наиболее эффективной формой учебных занятий теоретического характера, так как юридический материал обладает некоторой «сухостью» и значительной сложностью, объемен для учащихся. Кроме того, большинство учеников не имеют возможности самостоятельно изучать нормативные акты, в связи, с чем только посредством лекций учителем может передать большинство правовой знаний учащимся. При этом недопустимо в лекции пересказывать текст учебника. Главное — осветить учебный материал темы, но с учетом изменений в юридической науке, быстро меняющейся социально-правовой действительности. Лекции повествовательного характера не читаются, а излагаются,т.е. информация передается, и в большей мере своими словами на основе исходного текста.
Повествовательная лекция может быть эффективной при выполнении ряда условий:
• Учитель должен использовать юридические термины и определения;
• в лекции необходимо простраивать материал посредством сюжетной схемы действий, этапов изложения материала;
• материал лекции должен быть конкретен, актуален и интересен для учеников;
• учитель излагает материал ясно, аргументировано, используя доказательства (примеры из практики и жизни учеников), делает выводы по содержанию раскрытого вопроса;
• материал лекции воздействует на чувства, возбуждает интерес, стимулирует воображение и т. д.
Структура и особенности повествовательной лекции.
План проведения лекции повествовательного характера включает:
1) тему и название лекции, ее целевые установки: общие и функциональные;
3) текст лекции (введение, основная часть, заключение);
4) методические рекомендации по дальнейшему изучению темы, в которую входит лекция;
5) вопросы для повторения лекционного материала и организации самоконтроля за качеством усвоения лекционного материала (с учетом вопросов и заданий в рабочей тетради учащихся);
6) список правовых источников для отработки в послеурочное время.
Учебный эффект лекции обеспечивается и объемом работы учителя по подготовке лекции.
Начинают лекцию с объявления темы и плана. Их следует повторить несколько раз, чтобы учащиеся могли вслушаться и записать.
Методически правильное изложение лекции предполагает свободное оперирование мыслями. Учитель ведет яркий рассказ, контролируя себя по тексту, время от времени заглядывая в него для уточнения заранее продуманных формулировок, цифр, фактов, номеров статей кодифицированного акта, своевременного перехода от одной мысли к другой. С использованием интересного и самостоятельного изложения материала, интонационной выразительности лектор активизирует внимание учащихся, вызывает осмысленное восприятие излагаемой информации. Если же лектор монотонно читает написанный текст, не применяет средств наглядности, не использует примеров из литературы и практики, он быстро утрачивает контакт с аудиторией, мыслительный процесс учащихся становится вялым и вскоре полностью исчезает. Лекция приобретает формальный характер.
Повествовательная лекция предполагает установленный темп речи (Темп — «степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока»).
Оптимальный темп речи зависит от двух обстоятельств:
• перед учащимися, какого возраста выступает лектор;
• какова способность учащихся воспринимать учебный материал на лекции.
Специалистами подсчитано:
· средний темп речи на русском языке составляет 120 слов в минуту;
· нормы «учебной речи» в 5—6 классах — не более 60 слов в минуту;
· нормы учебной речи в 11 классе – не более 75 слов в минуту.
Неторопливый и четкий темп речи вовсе не предполагает диктовку текста, даже если учащиеся, стремящиеся дословно записать его, просят об этом. Лекция предназначена для того, чтобы ее слушать. Учитель, регулируя темп, акцентирует внимание учащихся на важнейших положениях, тем самым, давая возможность фиксировать их в письменной форме (создавать конспективные записи).
Монологическая речь лектора временами может переходить в скрытую форму диалогической речи, что обусловлено двумя причинами: необходимостью поддержания контакта с аудиторией; выяснением (по внешним признакам), воспринимается ли учащимися излагаемый материал.
Важное место в повествовательной лекции уделяется дикцииучителя - «это произношение, манера выговаривать слова; разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов». Она требует тренировки посредством специальных упражнений (произношение скороговорок и чистоговорок и др.). Для самоконтроля своей речевой дикции учитель использует слуховую наблюдательность.
Художественность в повествовательной лекции - это «способность к эстетическому воздействию (на читателя, зрителя, слушателя)». Реализация принципа художественности осуществляется при любом методе изложения лекций, но для лекций повествовательного характера художественность особенно актуальна. Если на лекциях диалогического характера учитель активизирует аудиторию чаще всего за счет создания проблемных ситуаций и их разрешения, то в повествовательной лекции приходится больше уделять внимания художественности излагаемого материала, закладывая основу развития интереса к предмету, чтобы учащиеся воспринимали его не как сухое содержание нормативно-правовых актов, а как знания, возвышающие их духовно и умственно. При этом художественность требует разграничения с «художеством». Художественности в лекции способствуют цитаты из литературных произведений (прозы, поэзии). Например, Ф.Н. Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н. Толстой «Воскресенье»; Н.А. Некрасов глава «Княгиня Трубецкая» в поэме «Русские женщины»; А.М. Горький роман «Мать»; А.А. Блок поэма «12» и др..