Наблюдение соответствующего способа действий
Теория социального научения — это, в первую очередь, изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Образец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование отношений или способа действий человека. Существенное внимание при этом уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно отношений и поведения родителей, на агрессивное поведение детей. Установлено, что в семьях с агрессивными детьми агрессивные проявления со стороны взрослых распространены больше по сравнению с семьями, в которых воспитываются неагрессивные дети. Этим было доказано, что поведение родителей представляет собой модель агрессии и что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.
В психологической литературе, посвященной насилию в семье, описываются так называемые «эстафета насилия» и «цикл насилия».
Суть первой сводится к тому, что дети, видевшие проявления физического насилия в отношениях между собственными родителями, склонны воспроизводить подобные действия в общении с другими людьми. Примечательно, что этот феномен протяжен во времени: люди, бывшие в детстве свидетелями физического насилия между родителями, во взрослом возрасте сами становятся склонными к использованию физической силы в отношениях с супругами. Кроме того, «боевые действия» между супругами в семье повышают вероятность использования ими физического насилия по отношению к собственным детям.
Суть второго состоит в том, что насильственные отношения в семье (между супругами или между родителями и детьми) носят циклический характер. Во взаимоотношениях «агрессора» и «жертвы» выделяют несколько фаз (рис. 11).
Рис. 11. Цикл насилия
Фаза готовности. Данная фаза характеризуется нарастанием напряжения во взаимоотношениях. Происходит нарушение коммуникации (учащаются ссоры и скандалы). Агрессор начинает озлобляться, возрастает угроза насильственных действий. Жертва испытывает потребность успокоить агрессора. Напряженность нарастает до предела. У жертвы появляется «предчувствие грозы».
Фаза нерешительности. Агрессор использует психологическое насилие (вербальные атаки, принуждение, запугивание) с целью получения контроля над жертвой.
Инцидент. Любой акт физического, сексуального или психологического насилия.
Фаза раскаяния. Агрессор испытывает чувство вины, пытается минимизировать последствия и делает все возможное, чтобы доказать, что насилие никогда больше не повторится (начинает приносить извинения, давать обещания, дарить подарки и всячески задабривать жертву). Может также обвинять жертву в провокации насилия («Ты же знаешь, что когда ты это делаешь, я становлюсь бешеным!» Может отрицать, что насилие имело место, или пытаться убедить жертву, что он совершил не такой плохой поступок, как это может показаться («А что, собственно, такого я сделал!»).
Фаза преследования. Агрессор пытается убедить жертву, что он нуждается в ней и не может жить без нее. Если попытки откупиться не срабатывают, агрессор может обратиться к угрозам и насилию.
Фаза затишья («медового месяца»). Взаимоотношения между агрессором и жертвой становятся даже более близкими по сравнению с теми отношениями, что были до недавней изоляции («Видите, у нас никаких проблем! Мы любим друг друга даже сильнее, чем прежде!»). Агрессор выполняет все данные им обещания. Жертва начинает верить и надеяться, что насилие закончилось раз и навсегда. Однако в конечном счете, иногда достаточно быстро, цикл насилия возобновляется.
Таким образом, когда родители демонстрируют агрессивное поведение на личном примере, они тем самым «преподают урок» насилия детям. При этом могут возникнуть следующие эффекты.
Эффект адаптации — ребенок, ставший свидетелем насилия со стороны родителей, зачастую открывает для себя совершенно новый опыт поведения. Наблюдая за родителями, он обучается вербальным и/или физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом репертуаре и с помощью которых можно причинять вред окружающим либо защищать свои интересы (механизмы имитации и копирования).
Эффект снятия запретов — ребенок, наблюдающий агрессивные действия родителей, может бессознательно «пересмотреть» или осознанно кардинально изменить свои взгляды и поставленные им самим ограничения подобного поведения (механизмы идентификации и подражания). Он может сделать примерно такой вывод: «Если другие безнаказанно проявляют агрессию, то и мне позволено то же самое».
Эффект утраты эмоциональной восприимчивости — ребенок настолько привыкает к насилию, его последствиям и чужой боли, что перестает рассматривать агрессию как особую, крайнюю форму поведения (механизм повышения порога восприятия агрессии). Поэтому его уже фактически ничего не удерживает от реализации агрессивных действий.
Эффект изменения образа реальности — часто дети, наблюдающие бесконечное насилие, становятся склонными ожидать его в любую минуту, а следовательно, начинают воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. Такое искажение может привести к формированию модели «оборонительного поведения» (механизм снижения порога восприятия агрессии): постоянному обостренному ощущению угрозы и к склонности реагировать агрессивно на любые стимулы.
Социальное подкрепление
Другим важным элементом теории социального научения является подкрепление агрессивного поведения со стороны окружающих.
Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию.
Если говорить о социальном подкреплении, следует иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты. Различают две формы подкрепления:
1) положительное подкрепление — любой стимул, который, следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне;
2) отрицательное подкрепление — стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию.
Вместе с тем существует и множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение (предъявление приятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов). Таким образом, в практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности подкрепления.
1) Положительное поощрение — когда вслед за реакцией ребенка следует вызывающий приятные ощущения и переживания подкрепляющий стимул. Например, когда родитель или педагог постоянно хвалят ребенка за хорошее поведение.
2) Положительное наказание — когда за реакцией следует вызывающее неприятные ощущения и переживания подкрепляющее средство. К примеру, подросток, испытывающий недостаток внимания и любви со стороны родителей, совершает кражу и получает от них сильную трепку. Эта трепка и есть положительное наказание, он наконец привлек внимание родителей.
3) Отрицательное поощрение — когда вызывающее неприятные ощущения и переживания подкрепляющее средство устраняется после получения желательной реакции. Например, ученик, которого педагог в течение года сильно критиковал за слабую учебу, в последней четверти повысил свою успеваемость, за что педагог не похвалил его, но и не сказал ничего плохого. Поэтому отказ от критики рассматривается ребенком как поощрение.
4) Отрицательное наказание — когда приятный стимул устраняется после той или иной нежелательной реакции ребенка. Например, когда ребенок, привыкший к похвале за отличные школьные успехи, вдруг не услышал ее после полученной отметки «хорошо». Он привык к похвале, а на этот раз ее не было. Отсутствие похвалы воспринимается ребенком как наказание.
В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее популярных. Во-первых, она является достаточно эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития. Во-вторых, она располагает некоторыми методическими средствами коррекции агрессивного поведения детей.