Приёмы работы по организации исследования

Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Для обучения умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации. Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить специфическими ключами к поиску и систематизации информации. Например, алгоритм сбора материала по темам из зоологии может выглядеть так:

место обитания;

зоогеография;

классификация (тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид); этология животного (поведение);

экологическая ниша;

влияние деятельности человека.

Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники.

Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как "Жизнь замечательных людей":

общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда родился;

обстановка, в которой рос (семья, ближайшее окружение); первые серьезные работы;

основные достижения и результаты деятельности; основные работы о нем;

отношение современников;

значение в наше время.

Данные выше алгоритмы, формальны, как и всякое обобщение. Каждая конкретная тема содержит в себе то, что требует дополнительных специальных вопросов, т.е. определенной доработки алгоритма.

Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. младший школьник должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.

Организация и проведение конференции "Первые шаги в науку" направлены на то, чтобы разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества.

Таким образом, исследовательская деятельность это одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школьника:

* Анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; доказательство.

* Умение составлять анкеты и проводить анкетирование среди взрослых и среди сверстников

В заключении хочу еще раз остановиться на мотивации исследовательской деятельности. И так, что же мы имеем, используя такой метод работы?

А это следующее:

· повышается интерес к предмету;

· появляется желание углубить свои знания;

· расширяется кругозор;

· появляется удовлетворённость от работы;

· появляется возможность получить награду на конкурсе;

· повышается самооценка ученика;

· возможен совместный труд учителя, ученика, родителя.

Я считаю, что при правильно организованной совместной деятельности учителей и родителей можно достигнуть многого в обучении детей. По моему мнению, можно уже говорить о семейном проектировании:

Приёмы работы по организации исследования - student2.ru Приёмы работы по организации исследования - student2.ru ученик родители учитель.

Актуальность подобного вида деятельности очевидна.

Наши рекомендации