Савенков А.И. : Методика организации игр – исследований с младшими школьниками.)
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим значительное место в педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.
Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.
Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.
Цель программы:
- приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений.
- стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи программы:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой активности детей;
- стимулирование интереса к наукам;
- ознакомление с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: 7 – 10 лет.
Сроки реализации программы: 1 - 4 класс (2010 – 2014 г.)
I этап - подготовительный. (1, 2 и 3 класс)
II этап - «самостоятельные» исследования детей (4 класс)
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся во внеурочное время в форме игр - исследований, игр - выступлений, экскурсий - наблюдений, творческих конкурсов и конференций.
Ожидаемые результаты:
- Дети освоили первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
- Они знают разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и умеют ими пользоваться для нахождения нужных сведений.
- Дети любознательны, у них сохранен интерес к исследованию.
- Дети с помощью взрослых могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.
Проверку полученных результатов осуществляю с помощью наблюдений за учащимися и с помощью разработанных мной методик в конце каждого года обучения. (Приложение №1)
Последовательность формирования исследовательских умений учащихся:
1. Умение задавать вопросы
2. Умение видеть проблему
3. Умение выдвигать гипотезы
4. Умение давать определения понятиям
5. Умение обобщать и классифицировать
6. Умение и навыки наблюдения
7. Умения и навыки осуществлять наблюдения
8. Умение анализировать и делать выводы
9. Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов)
10. Умение работать с текстом
11. Умение доказывать, защищать свои идеи
Формы подведения итогов реализации программы: участие детей в конференциях учебно-исследовательских работ учащихся разных уровней (классный, школьный, муниципальный, краевой)
Новизна программы состоит в том, что мне удалось найти пути и способы решения поставленной проблемы. Педагоги, занимающиеся организацией исследовательской деятельности младших школьников, делятся опытом работы в данном направлении, описывают этапы работы с детьми, но не указывают, в рамках какого формирования они организуют данную деятельность, не предлагают конкретной программы работы в данном направлении.