Развитие внимания в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.появление в дошкольном детстве новых интересов, участие в новых видах деятельности побуждают ребенка сосредотачиваться на все новых сторонах действительности У дошкольника повышается способность долго заниматься пе Евно делом, предметом: он может часами играть в интересную для него игру, рисовать, конструироватьи.Со временем непроизвольное внимание дошкольников достигает высокого уровня развития Решающее значение в этом имеет организация учебно-воспитательной работы Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая и его активно отражать ее в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель стимулирует интерес к новым предметам и явлениям, непроизвольное сосредоточение на них вниманияги.Основную роль в дошкольном возрасте играет непроизвольное внимание, обусловлена заинтересованностью ребенка в том, на чем ей необходимо сосредоточиться Поэтому воспитатель, знакомя детей с тем, что их окружает, должен подбирать интересные объекты для наблюдения, организовывать увлекательные игры, занятия с дидактическим материалом, возбуждать непроизвольное внимание, добиваясь благодаря этому должного усвоения знаний и уменийь
.44Развитие памяти дошкольника. Приемы.
Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д.
На начальных этапах психического развития память является одним из моментов непосредственного ощущения и восприятия и еще не выделена из них. Но уже в раннем детстве взрослые ставят перед ребенком специальные задачи, требующие припоминаиия ранее бывших впечатлений. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, требуют от него припоминания имен взрослых и детей, вспоминания того, кто был у ребенка, где и с кем он гулял или играл. Процессы памяти здесь включены и в общение ребенка со взрослыми, и в процесс овладения им языковыми средствами.
На втором и третьем году жизни ребенок запоминает и повторяет слова, фразы и стихотворения, смысл которых для него еще не может быть понятен. В этот период запоминание и воспроизведение не представляют еще самостоятельных процессов, а являются лишь способами овладения языком. Повторение непонятных слов и словосочетаний является для ребенка своеобразной деятельностью с звуковым составом слов. Предметом сознания ребенка при таком воспроизведении являются не значения слов, а именно их звуковой состав и ритмическая структура. Рифма и ритм служат объективной основой. на которой происходит запоминание ребенком раннего возраста различных слов и словосочетаний, потешек и стихов.
В начале дошкольного возраста память носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок не ставит еще перед собой сознательных целей что-либо запомнить или припомнить и не использует для этого специальных средств.
У детей дошкольного возраста можно выделить два основных вида деятельности, внутри которых происходит запоминание словесного материала. Это прежде всего деятельность по активному овладению речью.
Не менее важное значение для развития памяти имеет активное отношение ребенка к слушанию литературных произведений, деятельность по их восприятию.
Вопросы сравнительной эффективности произвольного и непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте изучались П. И. - в младшем дошкольном возрасте, эффективность непроизвольного и произвольного запоминания одинакова, среднем и старшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного; и только в младшем школьном возрасте эффективность обоих видов запоминания сближается, и в дальнейшем эффективность произвольного запоминания становится выше, чем непроизвольного.Качественные изменения в развитии памяти детей дошкольного возраста и заключаются в том, что между 4—5 годами У них начинает развиваться произвольная память. Появление целенаправленных процессов запоминания и припоминания внутри различных видов деятельности ребенка-дошкольника является началом нового этапа в развитии памяти, как процесса, управляемого и обладающего специальными средствами. Преднамеренное запоминание и припоминание, рождаясь внутри других видов деятельности (в игре, при выполнении поручений взрослых и т. д.), как самостоятельное действие на протяжении дошкольного возраста проявляется лишь эпизодически. Лишь к концу дошкольного возраста непроизвольное воспроизведение начинает превращаться в преднамеренное припоминание; вслед за этим и запоминание выделяется в специальное и опосредованное словом действие со своими приемами. Таким образом, дошкольный возраст является тем возрастом, в котором начинается развитие произвольной памяти. Основной путь своего развития произвольная память проходит в следующем, школьном возрасте. приемы смысловое соотнесение,классификация,
выделение смысловых опорсоставление плана и т.д.Специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у дошкольников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:. формирование самого умственного действия; использование его как мнемического приема, т.е. средства запоминания
45. Развитие образного мышления в дошкольном возрасте.
Доминирующей формой мыслительной деятельности дошкольников является наглядно-образное мышление, при котором ребенок действует не с конкретными предметами, а с их образами и представлениями. Такой вид мышления формируется на основе способности дифференцировать план реальных объектов и план моделей, отображающих данные объекты. Действия с моделями, соотносящимися с оригиналом, дают возможность дальнейшего "отрыва" действия от конкретных объектов и приводят к их осуществлению в плане представлений. Важнейшая предпосылка образного мышления – подражание взрослому, в процессе которого ребенок воспроизводит, моделирует действия взрослого и строит их образ. Игру также можно считать одной из форм подражания, поскольку в игровой деятельности у ребенка появляется способность представить одну вещь посредством другой.
Наиболее характерной чертой образности мыслительной деятельности ребенка является синкретизм – это качество мышления, при котором он мыслит нерасчлененными ситуациями в соответствии с тем образом, который у него сохраняется на основе восприятия путем произвольного соединения наиболее ярких частей. Не умея вычленить в сохраняющемся образе существенные свойства предмета, ребенок выделяет любые, наиболее акцентированные для него признаки. По данным случайным признакам дошкольник узнает тот или другой предмет. Синкретизм отчетливо проявляется в том, как воспринимают дети малознакомое содержание. У маленького ребенка слово вызывает конкретный образ связанного с этим словом единичного предмета. Этот образ является слитным, он еще не анализируется, а поэтому используется в целом. Первый распад образа осуществляется путем выделения не существенного признака объекта, а признака, получившего в опыте ребенка наиболее сильное и "деловое" подкрепление.Мышление становится внеситуативным, когда ребёнок решает мыслительные задачи, оперируя представлениями, независимо от конкретной ситуации. Это возможно благодаря формированию наглядно-образного и элементов логического мышления.2. Освоение связной речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, словесному объяснению сущности явлений, причинно-следственных связей, закономерностей между предметами и явлениями, умозаключений.3. Развитие любознательности и пытливости ума, что проявляется в возникновении детских вопросов и свидетельствует о проблемности мышления ребёнка.4. В дошкольном возрасте мышление становится более планомерным, что позволяет ребёнку решать мыслительные задачи на основе предварительного обдумывания и рассуждения. Поэтому дошкольник, сталкиваясь с проблемной ситуацией, использует не только практические действия, но и способен решить задачу в уме.5. В дошкольном возрасте зарождается абстрактно-логическое мышление. Дошкольники способны отражать не только внешние признаки, отношения, но и определять существенные причины и общие закономерности.6. В дошкольном возрасте происходит овладение умением обобщать, классифицировать и