Пути и средства формирования внимания в дошкольном возрасте.

Можно выделить следующие пути формирования внимания детей в дошкольном возрасте.

1. Оптимальная организация режима дня. Соблюдение определенно режима — важнейшее условие не только развития переключения, концентрации и других свойств внимания детей, но и организации всей их жизнедеятельности. Но при этом следует помнить о гибкости подхода решении этой задачи.

2. Правильная организация деятельности ребенка, которая предполагает:

• использование эмоционально насыщенного материала, который вызовет у детей положительные переживания и будет способствовать поддержанию непроизвольного внимания;

• рациональное чередование видов деятельности (например, после занятий физкультурой, когда дети возбуждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности);

• умеренную нагрузку (занятия не должны требовать максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкультуре, так как на последующих занятиях дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление, что, естественно, не будет способствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности));

• запрет на введение на одном занятии сразу 3—5 новых компонентов;

3. Использование внешних опор, указательных слов и жестов, которые учат ребенка управлять своим вниманием и поведением. Указывая на необходимость каких-либо действий («посмотри», «послушай», «потрогай» и т. д.), взрослый помогает ребенку усвоить алгоритм концентрации на нужном предмете (деятельности), который впоследствии переходит во внутренний план (т. е. ребенок сам себе будет давать соответствующие команды). Примером использования внешних опор является ситуация, когда в раздевальной комнате располагаются последовательные картинки процесса одевания. Ребенок сначала выполняет действия и проверяет себя по картинкам, а затем становится способным ocуществлять их без опоры.

4. Включение в умственную и двигательную активность ребенка игр и упражнений. Правильная организация различных видов деятельности детей предполагает использование их интересов и желания Благодаря включению игрового элемента, у ребенка более активно будут развиваться переключение, распределение, концентрация и другие свойства внимания.

Практические упражнения и игры.

Игра «Асимметричная гимнастика»

Цель: развитие умения распределять внимание

Упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Ребенку предлагается одной рукой гладить себя по голове, другой – гладить по животу.

Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие умения распределять внимание, координации слухового и двигательного анализаторов.

Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать.

Взрослый: «Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, Если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибается – считается проигравшим».

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Цель: развитие быстроты распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширение кругозора и познавательную активность ребенка. Взрослый называет детям различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыши внимательно слушает и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

В другой раз предложите, чтобы дети вставали каждый раз, когда услышат слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыши хлопают в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встают при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

Упражнение "Выполни по образцу"

Цель: тренировка концентрации внимания

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:

а) анализ каждого элемента узора;

б) правильное воспроизведение каждого элемента;

в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

Пути и средства формирования внимания в дошкольном возрасте. - student2.ru

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

Упражнение «Ладошки»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

3.Рефлексия:шеринг чувств;

Мини – опрос:

Что Вы уже знали из представленного материала?

Что Вы узнали для себя нового?

Какая информация кажется вам наиболее значимой?

Пути и средства формирования внимания в дошкольном возрасте. - student2.ru Занятие №3. Развитие памяти детей дошкольного возраста

Цель:ознакомление родителей (тьюторов) с особенностями развития памяти детей дошкольного возраста.

Задачи:

1)Познакомить родителей с особенностями развития памяти детей дошкольного возраста;

2)Изучить особенности развития памяти детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями;

3)Сформировать у родителей-тьюторов представления о методах и формах работы по развитию памяти детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями;

4)сформировать у родителей-тьюторов систему знаний и умений по обучению и развитию памяти детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

Теоретический аспект.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизвольная память: ребенок не умеет и не ставит сознательной задачи запомнить что-либо с целью последующего воспроизведения. И запоминание, и припоминание не регулируются сознательной волей и носят случайный характер, реализуясь в деятельности, и зависят от ее характера. Обычно дошкольники легче запоминают то, что интересно, что вызвало эмоциональное впечатление. Но в любом случае, количество запоминаемого материала зависит от того, насколько актин ребенок действует по отношению к запоминаемым объектам, в какой мере происходит их восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия, классификация и т. д. Так, например, при простом рассматривании картинок или слушании последовательности слов ребенок запоминает меньше, чем при действии с ними (например, сгруппировать картинки по какому-либо признаку, составить предложение из слов и т. д.).

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходи приметно в 4-летнем возрасте, когда память приобретает элементы произвольности.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает понимать указания взрослого в отношении того, что запомнить и припомнить, как использовать приемы и средства запоминания, как проверить и контролировать правильность воспроизведении и т.д.

Возникновение произвольной памяти связано:

а) с возрастанием регулирующей роли речи;

б) умением подчинять свои действия относительно отдаленным целям (например, наблюдение за бабочкой, чтобы потом ее нарисовать);

в) становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Однако произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться, главным образом, механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя». В процессе механического запоминания ребенок опирается лишь на внешние связи между объектами. Поэтому дети легко запоминают считалки, словесный каламбур, недостаточно понятные фразы, дословно могут воспроизвести далеко не всегда осмысленный материал. Причина этого связана с интересом к звуковой стороне слов, эмоциональным отношением к ним, с их включенностью в игровую деятельность.

Но уже в старшем дошкольном возрасте становится возможным смысловое запоминание, основанное на установлении содержательных связей между частями запоминаемого материала, между запоминаемым материалом и элементами прошлого опыта, хранящимися в памяти. Такое усвоение происходит только в условиях специального обучения.

Поскольку преобладающим видом памяти у старших дошкольников является образная память, наиболее подходящим материалом для использования в смысловом запоминании в этом возрасте служат картинки.

Овладение элементами произвольной памяти включает несколько этапов:

1. Словесная постановка цели на запоминание, которая формируется взрослым.

2. Появление у ребенка под влиянием воспитателей и родителей намерения что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание становится произвольным.

3. Осознание и выделение мнемической цели, которая наблюдается:

- когда ребенок сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания (например, знакомство с новой подвижной игрой — правила);

- когда для ребенка важен мотив, побуждающий его к деятельности, и происходит принятие цели (легче всего это происходит в игре; например, ребенок берет на себя роль «покупателя» в игре, принимает задачу «купить» для детского сада то, что ему поручено, и в «магазине» для него ставится необходимой цель вспомнить, что нужно «купить»); цель запомнить и припомнить для ребенка в игре имеет конкретный смысл.

4. Осознание и использование ребенком некоторых приемов запоминания, которые выделяются из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Первоначально происходит повторение вслед за взрослым того материала, который необходимо запомнить, далее проговаривание, осуществление внешних действий, пространственное перемещение и т. п. В дальнейшем осуществляется смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

5. Действия самоконтроля, которые впервые появляются у детей в 4 года. Дети 5—6-ти лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал, исправляют неточности.

До самого конца дошкольного детства основным видом запоминания остается непроизвольное запоминание. К произвольному запоминанию дети обращаются редко и, главным образом, по требованию взрослых.

Главным видом памяти в дошкольном возрасте многими учеными признается образная. Ее развитие обусловлено развитием других познавательных процессов, в первую очередь, восприятия и мышления. Ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Развитие мышления приводит к простейшим формам обобщения, что обеспечивает систематизацию представлений.

Значительно развивается двигательная память дошкольников. Движения детей становятся более сложными, включают несколько компонентов и осуществляются на основе сформированного в памяти зрительного образа. Роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Это расширяет его двигательные возможности и позволяет одновременно решать другие задач. Ребенку становятся доступны игры с элементами спортивных занятии: эстафеты, игры-аттракционы и т. д.

У старших дошкольников значительные изменения двигательной памяти связаны с формированием учебных навыков (движения карандашом, штриховка, вырезание, наклеивание, сгибание и др.), физкультурных навыков (шаг, бег, прыжки, лазанье, ползанье, повороты, ловля и метание мяча, движения под музыку и их изменения в соответствии с особенностями ее темпа и ритма).

Наши рекомендации