Основы исследовательской деятельности

Ж.У. Жангасиева

Основы исследовательской деятельности

Рабочая тетрадь

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь «Основы исследовательской деятельности» разработана для использования на занятиях с обучающимися первого года, приступающих к написанию первых исследовательских работ.

Использование тетради не означает, что это единственный дидактический материал, применяемый на занятиях педагогом. Помимо этого предполагается использование нормативных документов (положений о конференциях), текстов исследовательских работ предыдущих лет. Для заполнения тетради во время занятий педагогу рекомендуется использовать методы проблемного изложения, стимулировать обучающихся к активному обсуждению, искать примеры в конкретных исследовательских работах.


Раздел 1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность.

Задание № 1

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований <... >

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему зданий и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека - по приращению существующего и получению- нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений.

Задание к тексту: найти в нём подтверждение или опровержение данным вам определениям. С помощью этого текста исправьте ошибки в определении.

Задание № 2


1. «Наука – сокровищница драгоценнейших достижений общечеловеческого разума на пути его к изучению процессов физической и духовной жизни человека» М. Горький

2. «Наука подтверждает наши ошибочные представления» Е. Лец.

3. «У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвиденье и польза» Д. Менделеев.

4. «Истинна и законна цель всех наук состоит в том, чтобы наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами» Ф. Бэкон.

5. «Наука есть реакция самосохранения человека потерянного в темном лесу мировой жизни» Н. Бердяев.


Задание: О каких функциях науки идет речь в следующих высказываниях ученых? Соотнесите высказывания с функциями, выделенными в учебнике «Основы исследовательской деятельности».

Задание № 3.Какие области научных знаний вы знаете? Заполните таблицу, используя текст учебника.

Наука Предмет изучения
     

Задание № 4.Напишите, что, по вашему мнению, является исследовательской работой:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание № 5. Какие существуют виды исследовательских работ? Запишите и проанализируете, чем они отличаются:

Вид исследовательской работы Особенность
   
   
   
   
   

Задание № 6.Соотнесите виды научных работ и формулировки их определений.

1.Реферат А.Изложенные в краткой форме оригинальные научные идеи по заданной теме.
2.Тезисы доклада Б.Законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретной тематике, входящей в круг рассматриваемых автором проблем.
3.Статья В.Официальная форма подведения итогов научной работы, выполненная в виде подробного описания.
4.Научный отчет Г.Одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких библиографических источников.

Задание № 7. Внимательно прочитайте параграф «Метод проектов».

Обратите внимание на ключевые слова, выделенные курсивом

• Метод проектов возник в начале нынешнего столетия в США.

• Его называли также методом проблем.

• Основоположники метода проектов Дж. Дьюи и В. Х.Килпатрик.

•Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании

•Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни.

•Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска

•Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века

•Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, занимавшаяся разработкой метода проектов.

Задание № 8.

Выпишитеслова, являющиеся, сВашейточкизрения, ключевымикпонятию «Методпроектов». Обоснуйте Ваш выбор.

1.

2.

3.

4.

5.

Задание № 9.

Продолжитепредложения, сформулировавсобственноепониманиенижеследующихпонятий:

а) Метод – это.....

б) Проект – это....

в) Проблема – это...

г) Проблемнаяситуация – это...

Задание № 10.Заполните таблицу:

Памятка: Планирование работы над проектом.

· Прежде чем, начнется работа над проектом, научный руководитель проекта совместно с консультантами-преподавателями должны ответить на ряд следующих вопросов.

• Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?

· Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект?

• Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?

• Кто будет создавать проект? В какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное?

• Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого вида работы?

• Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?

I. Общенаучные

1. Теоретические

Анализ - _______________________________________________________

_______________________________________________________________

Синтез - _______________________________________________________

_______________________________________________________________

Дедукция - _____________________________________________________

Индукция - _____________________________________________________

2. Эмпирические

Интервьюирование -_____________________________________________

_______________________________________________________________

Анкетирование - ________________________________________________

_______________________________________________________________

Эксперимент - __________________________________________________

_______________________________________________________________

Наблюдение - ___________________________________________________

_______________________________________________________________

Из чего состоит введение

Запишите пояснение к каждой составляющей:

Актуальность - ____________________________________________________

________________________________________________________________

Степень изученности темы - _________________________________________

_______________________________________________________________

Краткий обзор литературы и источников - ___________________________

_______________________________________________________________

Цель - ___________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задачи - _________________________________________________________

_______________________________________________________________

Объект - _________________________________________________________

_______________________________________________________________

Предмет - ________________________________________________________

_______________________________________________________________

Методы исследования - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая значимость - __________________________________________

Задание № 3.Выберите из предлагаемого перечня то, что необходимо отразить в теоретической главе исследования.

Анализ существующей практики; обоснование актуальности темы; анализ литературы и других источников; формулировка гипотезы; определение объекта и предмета исследования; изложение теоретических концепций; описание структуры и методов исследования; обоснование логики и условий поиска решения; доказательство новизны и практической значимости результатов; формулировка цели эксперимента.

Задание № 4. Восстановите правильную последовательность пунктов плана доклада по результатам ВКР:

1. актуальность темы ВКР;

2. выводы по исследованию;

3. значимость ВКР;

4. краткое содержание ВКР (анализ литературы, ход эксперимента,…);

5. результаты ВКР;

6. сведения об апробации ВКР;

7. структура ВКР (название глав, количество приложений, источников в библиографическом списке);

8. тема ВКР;

9. цель и задачи ВКР;

10. объект и предмет исследования.

Раздел 6. Подготовка к защите исследовательской работы

Этапы Вопросы Ответы
Подготовительный этап - Что вы можете сказать по этой теме (проблеме)? - Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно) по этой теме, проблеме? Как вы относитесь к этой теме (проблеме)? - Какие способы решения этой проблемы вы знаете? Что, по- вашему, необходимо для этого сделать? - Что еще вы бы хотели изучить (понять), чтобы найти способ решения этой проблемы? - Что еще интересно вам было бы узнать в этой области? - В чем вы хотели бы лучше разобраться? - Ваше любимое занятие вне школы? - Чему вы больше всего хотели бы научиться? - Кем бы вы хотели стать? В чем вы хотели бы разбираться профессионально? - Что бы вы хотели предпринять для осуществления вашего замысла? При каких условиях это было бы возможно? - О чем (или о ком) вы бы хотели получить более подробную информацию? Что нового вам было бы интересно узнать? - В каких вопросах вы бы хотели стать более компетентными? - Какие из предложенных тем больше всего отвечают вашим склонностям, интересам? - Почему вы предпочли именно эту тему? - Каким образом вы могли бы помочь классу (группе) раскрыть эту тему?  
Исследовательский этап - Что вам уже известно о теме? - Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом? - По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу (другую группу, весь класс)? - Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме? - Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом? - Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.  
Этап обработки полученных в результате исследования данных - Какие способы поиска и сбора информации вы знаете? - Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации? - В какие организации можно обратиться за консультацией? Какие конкретно сведения вы там запросите? - Какие документы могут содержать нужную вам информацию? Где их можно найти? Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы? - Какие работы могут выполняться параллельно? - Какие исследования требуют больше (меньше) времени? - Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как распределить работу между членами группы? Кто и за что будет отвечать? Где будет проводиться работа? В какие сроки? Интерпретация полученных данных: - Какая информация необходима для решения поставленной задачи? Без какой информации можно обойтись? Обоснуйте ваше мнение. - Каковы критерии оценки полученной информации? - Установите связь (если она есть) между собранными данными.  
Этап выводов и обобщения Для обсуждения эффективности проведенной презентации: - Что нового вы узнали в ходе предъявления результатов над проектом? - Какие вопросы к участникам проекта у вас возникли? - Каким образом вы получили результаты? Пришли к таким выводам? - Кому и для какой цели могут быть интересны полученные вами результаты (выводы)? - Если продолжить работу над этой темой, что ещё вам было бы интересно узнать, какие исследования провести? - Что, по – вашему, особенно удалось? Что не совсем получилось? Почему? - Как вы считаете, что в проведенной работе можно было бы улучшить, усовершенствовать? Каким образом? - Что из проделанной работы принесло вам наибольший успех и наибольшее удовлетворение? Почему? - Как вы относитесь к проективным методам работы? - Какая проблема интересует вас сейчас?    

Ж.У. Жангасиева

Основы исследовательской деятельности

Рабочая тетрадь

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь «Основы исследовательской деятельности» разработана для использования на занятиях с обучающимися первого года, приступающих к написанию первых исследовательских работ.

Использование тетради не означает, что это единственный дидактический материал, применяемый на занятиях педагогом. Помимо этого предполагается использование нормативных документов (положений о конференциях), текстов исследовательских работ предыдущих лет. Для заполнения тетради во время занятий педагогу рекомендуется использовать методы проблемного изложения, стимулировать обучающихся к активному обсуждению, искать примеры в конкретных исследовательских работах.



Наши рекомендации