Педагогические исследования могут иметь теоретический и экспериментальный характер.
Педагогические исследования могут иметь теоретический и экспериментальный характер.
По направленности они подразделяются на фундаментальные (направлены на углубление научных знаний, развитие методологии науки, открытие ее новых областей, не преследуют непосредственно практических целей), прикладные (углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики), разработки (создание программ, учебников, пособий, методических рекомендаций по обучению и воспитанию и др.).
При проведении педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими требованиями:
-исходить из детерминированности педагогических явлений, которые существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;
-обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;
-изучать явление в его развитии и в его связях и взаимодействии с другими явлениями.
Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.
Структура (этапы) педагогического исследования:
1 этап. Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотезы, выбор методов исследования.
На этом этапе выявляются, анализируются результаты ранее проведенных исследований по выбранной теме. Выявляются противоречия, нерешенные проблемы, обосновывается актуальность темы исследования.
Определяется объект, предмет исследования; формулируется гипотеза; ставятся задачи, вытекающие из гипотезы; составляется план исследования; выбирается система методов исследования; составляется набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.
2 этап. Сбор фактических данных. С помощью выбранных методов и методик изучается педагогическое явление, обозначенное в теме, чтобы правильно понять и представить его сущность, своеобразие и составляющие.
3 этап. Количественная и качественная обработка данных.
Качественная обработка данных предполагает:
-получение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях процесса, отдельного обучающегося, группы;
-получение предварительных показателей, которые дальше подвергнутся количественной обработке.
Количественная обработка включает методы математической статистики.
4 этап. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явления в будущем.
Педагогические исследования могут иметь теоретический и экспериментальный характер.
По направленности они подразделяются на фундаментальные (направлены на углубление научных знаний, развитие методологии науки, открытие ее новых областей, не преследуют непосредственно практических целей), прикладные (углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики), разработки (создание программ, учебников, пособий, методических рекомендаций по обучению и воспитанию и др.).
При проведении педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими требованиями:
-исходить из детерминированности педагогических явлений, которые существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;
-обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;
-изучать явление в его развитии и в его связях и взаимодействии с другими явлениями.
Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.
Структура (этапы) педагогического исследования:
1 этап. Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотезы, выбор методов исследования.
На этом этапе выявляются, анализируются результаты ранее проведенных исследований по выбранной теме. Выявляются противоречия, нерешенные проблемы, обосновывается актуальность темы исследования.
Определяется объект, предмет исследования; формулируется гипотеза; ставятся задачи, вытекающие из гипотезы; составляется план исследования; выбирается система методов исследования; составляется набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.
2 этап. Сбор фактических данных. С помощью выбранных методов и методик изучается педагогическое явление, обозначенное в теме, чтобы правильно понять и представить его сущность, своеобразие и составляющие.
3 этап. Количественная и качественная обработка данных.
Качественная обработка данных предполагает:
-получение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях процесса, отдельного обучающегося, группы;
-получение предварительных показателей, которые дальше подвергнутся количественной обработке.
Количественная обработка включает методы математической статистики.
4 этап. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явления в будущем.