Актуальная и потенциальная одаренность
Врпрос.
Одаренность-это в психологии особенный уровень развития личных способностей.Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес,как в области науки,так и в обществе.И не всегда известные люди,которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки.
Одарённость-это явление,известное даже детям.Одарнность в психологии-это,то свойство,которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности.Это может касаться как одной,так и нескольких сфер жизни,в которых одновременно может быть одарен человек.Также одаренность в случае заболевания,конечно же,сопровождается удачными средовыми воздействиями-большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.
2вопрос.Признаки одаренности.
Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах "хочу"и"могу",поесть наличии мотивации к определенной деятельности,интересу и удовольствию от неё,появлении этой мотивации в деятельности,что является уже видимыми результатами способностей.Мотивационная сторона одаренности как "хочу" определяется в том,что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы.Например,при звуках музыки прислушивается,замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр.Ребенок готов не только интересоваться,но и хочет,стремиться довести своё увлечение до высшего результата,получает от этого личное удовлетворение.Эти стремления являются вложением энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты,связанные уже со следующим признаком одарённость-это деятельности.
Деятельная сторона одаренности как "могу" помимо того,что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам,также ещё связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию,находить новые нестандартные решения,углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные
Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий,личном почерке мастера,подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий.Результатом такого стиля является уникальный продукт деятельности.Психооги определяют одаренность как умение создать новые смыслы.
3Характеристики одаренных детей.
Одаренные дети всегда выделяются на фоне остальных детей.
Характеристики одаренных детей:1)потребность в познании.Детям,имеющим больший потенциал,свойственно стремиться к все новым и новым знаниям.Это свойство появляется очень рано и сопутствует его на всю жизнь.
2)сверхчувствительность к проблемам.Можно смело говорить о том,что качество отличает настоящую творческую личность от посредственности.
3)Склонность к решению задач дивергентного типа.Это любые проблемные или творческие задачи,которые имеют множество вариантов решений.
4)оригинальность и гибкость мышления.Оригинальность мышления проявляется во всём:в рисунках ребёнка,сочинении и фантазии,в конструировании и т.п.Гибкость мышления во многом зависит от методов усвоения.
5)лёгкость генерирования идей или беглость мышления.Одаренный ребенок так реагирует на сложную проблемную ситуацию,выдавая множество вариантов её решения.Из них он обязательно выберет оптимальный.
6)лёгкость ассоциирования.Они видят связи и аналоги,там где обычный ребёнок,да и взрослый тоже,может сразу их не распознать.
7)способность к прогнозированию.
8)высокая концентрация внимания.Они склонны полностью погружаться в задачу и долго выполнять задание.
9)отлична память.Это важнейший фактор одаренности.
10)способность к оценке.Он может оценивать собственный поступок,а также действия и мысли других людей.
11)широта интересов.Интнресы одаренных детей очень устойчивы,т.е такие дети преданны своему делу и с упорством достигают цели.
4 вопрос
Специалисты дифференцируют детскую одаренность еще в одном аспекте. Если она проявлена ребенком в данное время и является очевидной замеченной педагогами, психологами, родителями, то ее называют «актуальной» одаренностью. И напротив, если одаренность не сразу заметна, не очевидна для окружающих, то ее относят к «потенциальной» одаренности. Известно, что дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Потенциал может быть не проявлен до определенного времени по разным причинам. Невнимательность родителей, педагогов, других взрослых к тонким движениям детской души, недостаток знаний, не сработала интуиция. Нередко бывает, что в силу непонимания они не заметили в ребенке этих выдающихся потенциальных возможностей, недооценили и даже рассматривали творческие проявления, интеллектуальную инициативу как негативные свойства, считая наиболее ценными совсем другие.
Факт существования актуальной и потенциальной одаренности выдвигает проблему прогнозирования ее развития. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером?
В детском возрасте одаренность можно рассматривать в качестве потенциала психического развития личности по отношению к последующим этапам жизни. Специфика одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека) проявляется в следующем:
1) Одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст характеризуется своими предпосылками развития способностей. В дошкольном - особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, яркостью фантазии; в подростковом - различными формами поэтического и литературного творчества и т.п. Это нередко создает видимость одаренности.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. признаки детской одаренности могут угасать.
3) Формирование детской одаренности может проявляться в виде неравномерности психического развития. Наряду с высоким уровнем развития одних способностей возможно отставание в развитии других. В итоге по одним признакам ребенок может рассматриваться как одаренный, по другим - как отстающий в психическом развитии.
4) Нередко хороший результат обучения и воспитания ребенка в благоприятных условиях жизни (когда семья прилагает усилия к его развитию) бывает трудно отличить от проявления детской одаренности.
5вопрос
Существуют различные виды одаренности. В зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации выделяют следующие виды одаренности: актуальную и потенциальную, явную и скрытую, общую и специальную, раннюю и позднюю одаренность.
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, имеющего наличные показатели психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, у которого есть лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но он не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Явная одаренность обнаруживается в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), даже при неблагоприятных условиях.
Скрытая одаренность проявляется в несколько замаскированной форме, она не замечается окружающими.
Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности и выступает как основа их продуктивности. Психологической основой общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, спорт).
Ранняя и поздняя одаренность выделяются по критерию «особенности возрастного развития».
Кроме того различают следующие виды одаренности.
Психомоторная одаренность. Этот вид одаренности исследуется в психологии спорта. Существует целая сеть учебных заведений, развивающих эти способности, - спортивные школы, секции, кружки и т.п.
Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специаль\u001fных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро усваивают понятия, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им добиваться успеха во многих областях знаний.
Академическая одаренность ребенка проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Дети, имеющие этот вид одаренности, могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в ма\u001fтематике, физике или иностранном языке, литературе и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
6 Вопрос
Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности и выступает как основа их продуктивности. Психологической основой общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, спорт).
Вопрос №37. Самостоятельность и перфекционизм
Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно за одаренность принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т. д.
Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.
Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже своего рода одержимость.
Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, учителям и психологам тем не менее необходимо ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», невозможность довести работу до конца.
Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной – нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.
Вопрос № 38 Психопатическое прявление одоренных детей
К сожалению, у детей с высоким уровнем интеллекта, с незаурядными способностями могут обнаруживаться черты характера, затрудняющие общение с ними, а то и резкие психопатические проявления. Их повышенные умственные возможности могут как бы отходить на второй план, а на первый план выступают тяжелые конфликты с окружающими. Странности и недостатки их характера приводят к тому, что окружающие сосредоточивают внимание прежде всего на том, чем плохи эти дети. Для некоторых их воспитателей и многих соучеников заметны только шипы, а сами розы оказываются от них скрытыми.
Вопрос № 39 Проблемы во взаимоотношениях со сверсниками
Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают социально-психологические и личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии . Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д. У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Известно, что конфликты, возникающие в процессе общения детей друг с другом, неизбежны. В отношении одаренных детей ситуация осложняется тем, что трудности, которые испытывают дети в установлении и поддержании хороших отношений со своими сверстниками, усиливается из-за их высокого умственного и речевого развития. Иными словами, способности одаренных детей являются своеобразным барьером, отделяющим их от «средних» сверстников. Нередки случаи, когда общая масса школьников не воспринимает неординарных сверстников, изгоняет их из своих рядов, навешивая обидные ярлыки. Начинают активно отторгать от себя такого ученика, стараются поставить его в неловкое положении. А тот, что бы не оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным, уходит в себя, замыкается
Врпрос.
Одаренность-это в психологии особенный уровень развития личных способностей.Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес,как в области науки,так и в обществе.И не всегда известные люди,которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки.
Одарённость-это явление,известное даже детям.Одарнность в психологии-это,то свойство,которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности.Это может касаться как одной,так и нескольких сфер жизни,в которых одновременно может быть одарен человек.Также одаренность в случае заболевания,конечно же,сопровождается удачными средовыми воздействиями-большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.
2вопрос.Признаки одаренности.
Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах "хочу"и"могу",поесть наличии мотивации к определенной деятельности,интересу и удовольствию от неё,появлении этой мотивации в деятельности,что является уже видимыми результатами способностей.Мотивационная сторона одаренности как "хочу" определяется в том,что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы.Например,при звуках музыки прислушивается,замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр.Ребенок готов не только интересоваться,но и хочет,стремиться довести своё увлечение до высшего результата,получает от этого личное удовлетворение.Эти стремления являются вложением энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты,связанные уже со следующим признаком одарённость-это деятельности.
Деятельная сторона одаренности как "могу" помимо того,что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам,также ещё связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию,находить новые нестандартные решения,углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные
Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий,личном почерке мастера,подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий.Результатом такого стиля является уникальный продукт деятельности.Психооги определяют одаренность как умение создать новые смыслы.
3Характеристики одаренных детей.
Одаренные дети всегда выделяются на фоне остальных детей.
Характеристики одаренных детей:1)потребность в познании.Детям,имеющим больший потенциал,свойственно стремиться к все новым и новым знаниям.Это свойство появляется очень рано и сопутствует его на всю жизнь.
2)сверхчувствительность к проблемам.Можно смело говорить о том,что качество отличает настоящую творческую личность от посредственности.
3)Склонность к решению задач дивергентного типа.Это любые проблемные или творческие задачи,которые имеют множество вариантов решений.
4)оригинальность и гибкость мышления.Оригинальность мышления проявляется во всём:в рисунках ребёнка,сочинении и фантазии,в конструировании и т.п.Гибкость мышления во многом зависит от методов усвоения.
5)лёгкость генерирования идей или беглость мышления.Одаренный ребенок так реагирует на сложную проблемную ситуацию,выдавая множество вариантов её решения.Из них он обязательно выберет оптимальный.
6)лёгкость ассоциирования.Они видят связи и аналоги,там где обычный ребёнок,да и взрослый тоже,может сразу их не распознать.
7)способность к прогнозированию.
8)высокая концентрация внимания.Они склонны полностью погружаться в задачу и долго выполнять задание.
9)отлична память.Это важнейший фактор одаренности.
10)способность к оценке.Он может оценивать собственный поступок,а также действия и мысли других людей.
11)широта интересов.Интнресы одаренных детей очень устойчивы,т.е такие дети преданны своему делу и с упорством достигают цели.
4 вопрос
Специалисты дифференцируют детскую одаренность еще в одном аспекте. Если она проявлена ребенком в данное время и является очевидной замеченной педагогами, психологами, родителями, то ее называют «актуальной» одаренностью. И напротив, если одаренность не сразу заметна, не очевидна для окружающих, то ее относят к «потенциальной» одаренности. Известно, что дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Потенциал может быть не проявлен до определенного времени по разным причинам. Невнимательность родителей, педагогов, других взрослых к тонким движениям детской души, недостаток знаний, не сработала интуиция. Нередко бывает, что в силу непонимания они не заметили в ребенке этих выдающихся потенциальных возможностей, недооценили и даже рассматривали творческие проявления, интеллектуальную инициативу как негативные свойства, считая наиболее ценными совсем другие.
Факт существования актуальной и потенциальной одаренности выдвигает проблему прогнозирования ее развития. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером?
В детском возрасте одаренность можно рассматривать в качестве потенциала психического развития личности по отношению к последующим этапам жизни. Специфика одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека) проявляется в следующем:
1) Одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст характеризуется своими предпосылками развития способностей. В дошкольном - особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, яркостью фантазии; в подростковом - различными формами поэтического и литературного творчества и т.п. Это нередко создает видимость одаренности.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. признаки детской одаренности могут угасать.
3) Формирование детской одаренности может проявляться в виде неравномерности психического развития. Наряду с высоким уровнем развития одних способностей возможно отставание в развитии других. В итоге по одним признакам ребенок может рассматриваться как одаренный, по другим - как отстающий в психическом развитии.
4) Нередко хороший результат обучения и воспитания ребенка в благоприятных условиях жизни (когда семья прилагает усилия к его развитию) бывает трудно отличить от проявления детской одаренности.
5вопрос
Существуют различные виды одаренности. В зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации выделяют следующие виды одаренности: актуальную и потенциальную, явную и скрытую, общую и специальную, раннюю и позднюю одаренность.
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, имеющего наличные показатели психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, у которого есть лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но он не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Явная одаренность обнаруживается в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), даже при неблагоприятных условиях.
Скрытая одаренность проявляется в несколько замаскированной форме, она не замечается окружающими.
Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности и выступает как основа их продуктивности. Психологической основой общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, спорт).
Ранняя и поздняя одаренность выделяются по критерию «особенности возрастного развития».
Кроме того различают следующие виды одаренности.
Психомоторная одаренность. Этот вид одаренности исследуется в психологии спорта. Существует целая сеть учебных заведений, развивающих эти способности, - спортивные школы, секции, кружки и т.п.
Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специаль\u001fных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро усваивают понятия, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им добиваться успеха во многих областях знаний.
Академическая одаренность ребенка проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Дети, имеющие этот вид одаренности, могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в ма\u001fтематике, физике или иностранном языке, литературе и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
6 Вопрос
Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности и выступает как основа их продуктивности. Психологической основой общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, спорт).
Актуальная и потенциальная одаренность
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.
Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).