Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения

У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нару­шение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Особенности речевого развития: характерно позднее развитие речи, а также резкое отставание в доречевой период. В норме лепет появляется в воз­расте 4-8 месяцев, у детей с интеллектуальными нарушениями — 12-24 меся­цев. Первые слова — только к 3 годам. Фразовая речь формируется со значи­тельным отставанием.

По мнению С. Я. Рубинштейн, основная причина заключается в «слабости замыкательной функции коры, медленной выработке дифференциальных свя­зей во всех анализаторах». Нарушение интеллектуального развития — стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим пора­жением центральной нервной системы (текущий процесс, наследственный фактор, одномоментное поражение ЦНС).

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речевого анализатора ребенок долго не различает звуки ре­чи, не разграничивает слова, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих. Развитие моторики протекает замедленно, недифференцирован­о. Оказывается неточным слуховой и кинестетический контроль. Главная причина нарушений речи — недоразвитие познавательной деятельности. Сни­жение уровня анализаторно-синтетической деятельности проявляется в нару­шении фонематического восприятия. Возникают трудности усвоения семанти­ческой стороны языка, поэтому дети с трудом овладевают сложными по се­мантике словами и грамматическими формами, замедленно и качественно иначе усваивают они закономерности языка.

Факторы, вызывающие нарушения речи у детей с интеллектуальными
нарушениями: .

— снижение познавательной деятельности;

— качественно иное формирование навыков;

— аномалии в строении речевого аппарата (ринолалия, механические де­фекты, дизартрия, заикание);

— локальное ограниченное поражение подкорковых отделов;

— интеграция корковых расстройств.

Общая характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями.

Речевые расстройства носят системный характер, что обусловлено:

— слабостью мотивации;

— речевой инактивностью и аспонтанностью;

— нарушением программирования;

— трудностями реализации речевой программы и контроля;

— нарушением операций и уровня порождения речевого высказывания
(сенсомоторный, языковой, смысловой);

— к старшим классам у учащихся сенсомоторный уровень достигает нормы
развития, а языковой и семантический — никогда;

— нарушения речи носят полиморфный, сочетанный характер;

— встречаются все формы недоразвития речи, но преобладающим является
семантический дефект;

— нарушения отличаются стойкостью, с трудом устраняются.

От умения детей воспринимать и оценивать недостатки своего произношения и контролировать свое произношение, пользуясь знаниями, полученными на логопедических занятиях, зависит успех коррекционного воздействия. С целью изучения таких умений с учащимися с нарушенным произношением проводились беседы, в которых была предпринята попытка выявить, что знают дети о неправильном произношении звуков. В частности, предъявлялись такие вопросы: «Все ли звуки ты умеешь произносить правильно?», «Какие звуки не умеешь совсем произносить или тебе трудно их произносить?», «Какие звуки ты раньше произносил неправильно?». Если ученик испытывал затруднение в ответах, ему задавали наводящие вопросы: «Над какими звуками ты работаешь с логопедом?». Нас интересовало также, что знает ученик о своих действиях, направленных на преодоление или предотвращение неправильного произношения. В связи с этим ученику задавали вопрос: «Что ты делаешь для того, чтобы произносить этот звук правильно?». Просили произнести звук, оценить, правильно или неправильно он произнесен, и рассказать, что нужно сделать, чтобы произнести его правильно. Только 18% учащихся частично указали на недостатки своего произношения, причем называли 1-2 звука, в то время как имели 5-8 звуков.

Нас также интересовал вопрос, знает ли ученик о цели посещения логопедического кабинета и может ли рассказать о видах работы, проводимой логопедом. Только несколько учащихся указали цель посещения логопедического кабинета, частично назвали звуки, над которыми работали.

Большинство ответов свидетельствовало о том, что учащиеся не знают цели посещения логопедического кабинета и не могут рассказать о работе, проводимой при постановке звуков. В своих ответах они отмечали, что на занятиях у логопеда играют, рисуют, пишут диктанты, разбирают трудные слова, пишут на доске, читают и т. д.

Материалы исследования показали, что у большинства учащихся с нарушениями интеллектуального развития даже после занятий с логопедом нет

осознания дефектов произношения звуков. Они не вооружены необходимыми знаниями, умениями, которые помогли бы им контролировать свое произно­шение.

А. И. Максаков, исследуя восприятие недостатков произношения детьми старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом, отмечает, что из них только 18,2% не замечали никаких недостатков произношения звуков ни в своей, ни в чужой речи. С этими детьми нужно было проводить большую ра­боту, чтобы научить их правильно слушать свою речь. Автор отмечает, что от умения детей улавливать на слух недостатки произношения в своей речи зави­сит стойкость дефекта. Дети, которые подмечают свое неправильное произно­шение, стремятся к его исправлению, а у детей, не замечающих нарушений, отсутствует мотивация к их устранению.

Как видно из нашего исследования, у большинства учащихся с. интеллек­туальными нарушениями нет направленности на неправильное произношение и, как следствие, отсутствует мотивация к его устранению.

Примерный план логопедического занятия в 1-мклассе

Но- Лексический ма- Развитие фонематиче- Воспитание Количест-  
мер териал ского восприятия правильного во занятий
темы     звукопроиз-  
      ношения  

Звучащие игруш- Развитие слухового Усвоение Одно
ки, названия зву- восприятия неречевых учащимися
чащих игрушек звуков. названий ор-

(барабан, пиани- Игры со звучащими и ганов арти-
но, гармошка, музыкальными игруш- куляции
колокольчик, ду- ками.
дочка и т. п.) Игра «Что звучало?»

При работе по данному плану во втором и старших классах обязательна же последовательность в работе, но подготовительный этап может быть значительно ускорен, так как возросший речевой опыт помогает ученикам быстро усвоить терминологию, вербализовать воспроизводимые артикуляционные положения и движения.

№ п/п Воспитание правильного звукопроизношения Период обучения Количество ззанята
 

1. На первых занятиях ставится задача обеспечить усвоение учащимися названий органов артикуляции и их частей.

В качестве наглядности используются рисунки (фото) открытого рта, где четко выделяются ука­занные органы артикуляции, а также артикуляци­онный аппарат логопеда и учащихся (с использо­ванием зеркала).

Работа начинается с уточнения логопедом знаний учащихся об органах артикуляции.

Логопед показывает школьникам рисунок (фото) открытого рта и просит назвать изобра­женные органы артикуляции. В случае, если уча­щиеся не знают их названий, логопед называет и показывает их сам (верхние и нижние губы, зубы, язык). После этого просит ребенка показать и на­звать органы артикуляции у себя, другого учени­ка на рисунке.

Одно




2. Повторение материала, изученного на предыдущем занятии. После усвоения названий органов артику­ляции переходим к изучению названий некоторых их частей: кончик языка, спинка языка, нёбо (в за­висимости от индивидуальных проявлений дефектов произношения отдельным учащимся можно вклю­чать названия других органов). Вначале логопед показывает и называет органы артикуляции и их части, затем просит ученика показать и назвать их.

3. Повторение названий органов артикуляции и их частей с показом на ученике, рисунке. Знакомство учащихся с муляжом артикуляционного аппарата. Вначале логопед показывает на муляже и называет органы артикуляции, затем дети сами должны по­казать на муляже и назвать все ранее изученные органы артикуляции и их части.

4. Знакомство учеников с графическим изображени­ем артикуляционного аппарата — профилем арти­куляции (рис. 1).

Два

Одно

Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru

Рис. 1. Профиль артикуляции.

Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru Количество занятий дается ориентировочно, оно может быть увеличено или умень­шено в зависимости от успешности усвоения материала.

Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru

5. Продолжение работы по изучению органов арти- Два

куляции.

Ученику дают следующие задания: «назови и покажи у себя, на картинке, муляже, профиле ор­ганы артикуляции, которые ты знаешь».

Часто в этот период обучения часть учеников называют органы артикуляции, не выделяя их час­тей и не указывая место расположения (например: язык, не_ выделяя его части; губы, зубы, не выделяя нижние, верхние). В таком случае с этим учеником рекомендуется проделать следующее: логопед по-казывает и предлагает показать части языка, зубы, губы (верхние, нижние) у себя на картинке, муля­же, профиле артикуляции. После такого повторе­ния ученику надо предложить самому показать и назвать органы артикуляции.

Изучение названий органов артикуляции про­водится до тех пор, пока учащийся не научится называть и показывать органы артикуляции и их части у себя, на рисунке, муляже и схеме профиля артикуляции.

6. Обучение детей умению определять органы арти- Два

куляции и их части на основе ощущений от при

косновения к ним посторонним предметом (шпа­телем).

Начинать эту работу рекомендуем перед зер­калом. Вначале ученик смотрит, к чему прикасает­ся логопед, называет орган артикуляции, к которо­му он прикасается, показывает его на рисунке, му­ляже, профиле артикуляции. Затем можно перейти к определению органов на основе ощущений, ис­ключив зрительное их восприятие.

7. Развитие умения воспроизводить артикуляционные Два

движения по различным инструкциям. Оно заклю­чается

в том, что ученику предлагается образовать

то или иное положение органов артикуляции по
подражанию за логопедом перед зеркалом, по сло­весной

инструкции, изображению определенного
положения на муляже, профиле артикуляции.

Начинать работу следует с выполнения уп­ражнений

по подражание логопеду: «Сделай так».



Учащиеся выполняют следующие движения:

— зубы сомкнуть, разомкнуть;

— нижними зубами прикусить верхнюю губу;

— губы сомкнуть, разомкнуть;

— кончик языка прижать верхними зубами;

— кончик языка прижать к нижним зубам.

На этом занятии рекомендуется начать обу­чать детей делать словесный отчет о выполненном артикуляционном движении. Вначале от ученика требуется однозначный ответ, далее ответ должен усложняться. При различных положениях органов артикуляции по подражанию логопеду можно за­дать вопрос: «Что работало?». Обычно ученики от­вечают: зубы, губы, зубы и губы, язык и губы и т. п.

8. Артикуляционные упражнения, которые необхо­димо проделать по словесной инструкции логопе­да «Сделай сам»:

— открой рот, прижми кончик языка к верхней
губе;

— прижми кончик языка к нижней губе;

— сомкни губы; сомкни зубы;

— подними кончик языка к нёбу и т. д.

После выполнения этих упражнений лого­пед может задать вопрос: «Что ты сделал?». Ученики в своих ответах должны назвать органы артикуляции и действия, выполненные ими. На­пример: «Кончик языка прижал к нижним зу­бам» и т. п.

9. Обучение школьников умению делать артикуля­ционные упражнения, пользуясь их изображением на схеме артикуляций, и давать словесный отчет о выполненном действии.

Начинать эту работу рекомендуется с нахож­дения на схемах артикуляции заданного положе­ния. Затем дается задание — «Найди, где это по­ложение находится на схеме артикуляции»:

— губы сомкнуты;

— кончик языка прижат к верхним зубам;

— кончик языка прижат к нижним зубам;

— кончик языка поднят к передней части нёба.

Два

Два






10. Образование положений, изображенных на схеме артикуляции, и словесное описание выполненных действий. Вначале логопед воспроизводит одно-

два положения, изображенных на схеме, и словес­но описывает их. Далее необходимо дать задание: «Сделай так, как на схеме артикуляции, и скажи, что ты сделал».

Одно

Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru

Рис. 2. Губы сомкнуты.

Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru

Рис. 3. Кончик языка прижат к верхним зубам.

Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru

Рис. 4. Кончик языка прижат к нижним зубам.

Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru

Рис. 5. Кончик языка поднят к передней части твердого нёба.

11. Выполнение учащимися определенных артикуля­ционных положений и на основе собственных мышечных ощущений их словесное описание, ко­торое состоит из двух этапов. На первом этапе ло­гопед образует ряд артикуляционных положений, которые ученики должны словесно описать.

Задание: «Скажи, что я сделал». Логопед вы­полняет любое из следующих упражнений;

— смыкает и размыкает губы;

— поднимает кончик языка к верхним зубам;

— загибает кончик языка на верхнюю губу;

— опускает кончик языка к нижним зубам и т. п.
На втором этапе ученики повторяют артикуляционные упражнения за логопедом и на основе
наблюдения и собственных мышечных ощущений
описывают их.

Задание: «Сделай так, как я, и скажи, что ты сделал».

И логопед выполняет любое положение пре­дыдущего задания.

12. Обучение учащихся ощущению положений орга­нов артикуляции при произнесении конкретных звуков (задаются правильно произносимые зву­ки — У, О, М, Н).

Логопед дает задание: «Произнеси звук М и скажи, какие органы работали при этом».

Работу можно считать завершенной тогда, ко­гда ученики умеют давать словесный отчет о том, какие органы артикуляции принимают участие в произношении правильно произносимого звука, и отмечают, какое положение эти органы образуют. Это свидетельствует о том, что учащиеся изучили органы артикуляции, научились ощущать и сло­весно оформлять выполненные ими упражнения, т. е. у них появилась направленность на речевой акт, что позволяет перейти к более сложной рабо­те — изучению способа образования звуков.

13. Начало работы по изучению способа образования
звуков направлено на подведение учащихся к ус­воению понятия «сомкнуть». Для более доступно­
го восприятия материала используют игрушки —

Одно





звери, у которых можно открывать, закрывать пасть, двигать язык.

Начинать занятие рекомендуется с показа на игрушках и других предметах положения «смычка». Логопед смыкает челюсти животных и спрашивает, какое действие он проделал. Далее он называет это действие: «Бегемот (крокодил) сомкнул пасть (зу­бы)». Логопед может показывать действие смыка­ния с помощью рук (смыкает большой и указа­тельный пальцы), губ (смыкает губы, зубы). Затем спрашивает у учеников, что он сделал. Закрепляет­ся понятие «сомкнуть» путем выполнения упраж­нений по словесной инструкции «Сделай сам»:

— сомкни зубы;

— сомкни кончик языка с верхними зубами;

— сомкни кончик языка с нижними зубами;

— сомкни губы.

Эти же упражнения предлагаются и для вы­полнения на игрушках-животных.

14. Нахождение положения «сомкнулись» на схеме артикуляции рис. 6-9.

Задание: «Найди и покажи, где кончик языка сомкнулся с верхними зубами» и т. п.

Одно

Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru

Рис. 6. Губы сомкнулись.

Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru

Рис. 7. Кончик языка сомкнулся с нижними зубами.

Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru

Рис. 8. Кончик языка сомкнулся с верхними зубами.



Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru


Рис. 9. Спинка языка сомкнулась с нёбом.

15 Задание образовать положение, изображенное на профиле артикуляции, и дать словесный отчет о выполненном действии (рис. 6-9). Задание: «Сде­лай так, как на схеме артикуляции, и скажи, что ты

сделал».

Два

16 Продолжение работы по закреплению понятия
«сомкнуть». Вначале предусматривается словесное
описание положения органов артикуляции, вос­произведенного логопедом.

Логопед выполняет любое положение (рис. 6—9). Задание: «Скажи, что я сделал».

17 Следующий вид работы по усвоении понятия «сомкнуть» заключается в воспроизведении уп­ражнения «сомкнуть по подражанию» (за логопе­дом) с последующим его словесным описанием.
Логопед выполняет любое положение (рис. 6-9).

. Задание: «Сделай так, как я, и скажи, что ты сде­лал».

18 Учащиеся должны образовать положение «сомк­нуть» на основе ощущений от прикосновения шпа­телем к органам артикуляции и дать словесный
отчет. Задание: «Сомкни органы артикуляции, к
которым я прикоснусь, и скажи, что ты сделал».

Логопед прикасается к губам (верхней, ниж­ней), кончику языка и верхним зубам и т. д.

19 Обучение учащихся умению ощущать смыкание
органов артикуляции при воспроизведении пра­вильно произносимых смычных согласных. Лого­пед предлагает ученику произнести губно-губной
звук М и задает вопрос: «Что ты сделал, чтобы
произнести звук М?».

Одновременно с произношением следует об­ратить внимание учащегося на струю воздуха, об­разующуюся при произнесении смычного звука М. Дается задание ученику произнести звук М и обра­тить внимание на струю выдыхаемого воздуха. Затем просят ученика произнести звук Ф и обра­щают его внимание на различие в ощущениях при выходящей струе воздуха.

20 Продолжая работу по закреплению понятия
«сомкнуть», учащимся рекомендуется давать зада­ние на словесное описание артикуляции звуков,
основным способом образования которых является
смыкание органов. Ученики произносят звуки П,
Т, К, Б, Д и словесно описывают способ их произ­несения. Логопед при этом может пользоваться
такими контрольными вопросами: «Что ты сделал,
чтобы произнести звук?», «Какая струя воздуха
образовалась при этом?».

21 Воспитание у учеников умения находить на муля­жах, схемах артикуляции смычные звуки. Предла­гаются муляжи и схемы артикуляции, где изобра­жены органы артикуляции при произнесении зву­ков П, Б, М, Н, Т, Д. Ученику предлагается произ­нести за логопедом один из заданных звуков (или
дается карточка с буквой) и словесно описать спо­соб его произнесения, найти изображение на схеме
артикуляции и рассказать об образовавшейся вы­дыхаемой струе воздуха.

Одно

Одно

Одно

Одно



22 Проверка умения ощущать собственные органы артикуляции, которые принимают участие в про­изнесении смычного звука. Ученик произносит звуки П, М, Т и словесно описывает, каким орга­ном и как образуются данные звуки, затем показы­вает их на схеме артикуляции.

23 Усвоение способа образования щелевых звуков.
Метод усвоения понятия «щель» аналогичен мето­ду усвоения понятия «сомкнуть».

Логопед показывает «щель» между дверью, дверцами шкафа, между челюстями животных и спрашивает, как называется это положение. Если дети не могут ответить, логопед говорит, что он образовал щель.

Затем логопед показывает это упражнение, проделанное указательным и большим пальцами, зубами, губами, и спрашивает, какое положение он образовал.

Закрепляется понятие «щель» с помощью вы­полнения упражнений по словесной инструкции логопеда «Сделай сам»:

— образуй цель между ладонями;

— в пенале (немного открыть крышку);

— между челюстями игрушек-животных;

— между губами;
. — между зубами.

24 Учащиеся должны показать изображение щели на схеме артикуляции и назвать органы, обра­зующие ее.

Задание: «Найди и покажи, где щель между губами, зубами и т. д.». Затем следует дать задание на образование положения, изображенного на схе­ме артикуляции, и словесно описать выполненное действие. Задание: «Сделай так, как на схеме арти­куляции, и скажи, что ты сделал».

Одно

Одно

Одно



Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru

Рис. 10. Щель между губами.

Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru

Рис. 11. Щель между кончиком языка и нёбом.



25 Необходимо повторять задания предыдущих заня­тий на закрепление понятия «щель»."

Словесное описание учеником упражнения (образование щели), воспроизведенного логопе­дом. Логопед выполняет необходимое упражне­ние, аналогичное изображенному на рис. 10-11, и дает задание: «Скажи, что я сделал».

26 Упражнение на образование щели, проделанное на основе ощущений от прикосновения посторон­ним предметом (шпателем) к органам артикуля­ции, и словесное описание выполненного дейст­вия. Задание: «Образуй щель между органами ар­тикуляции, к которым я прикоснусь, и скажи, что
ты сделал».

Логопед прикасается к зубам, губам (верх­ним, нижним), кончику языка, верхним зубам и т. п.

Одно

Одно



27 Обучение учащихся ощущению положений ор­ганов артикуляции при правильном произнесе­нии щелевых согласных, их словесное описание. Логопед предлагает ученику произнести звук Ф. Вопрос: «Что ты сделал, чтобы произнести звук? Найди этот звук на схеме артикуляции».

Одновременно рекомендуется обратить вни­мание ученика на струю воздуха, образующуюся при произнесении звука Ф. Логопед произносит звук Ф, подносит тыльную сторону ладони учени­ка ко рту и обращает его внимание на долго выды­хаемую струю воздуха.

Дается задание: «Произнеси звук Ф и скажи, какая струя воздуха проходит». С целью обучения дифференциации смычных щелевых звуков детям задается вопрос: «Какова струя воздуха при про­изнесении смычного звука?». Если детям трудно ответить на этот вопрос, нужно предложить им произнести смычный звук. Логопед предлагает ученику произнести звук К и определить, какая при этом образуется струя воздуха. В случае необ­ходимости учитель должен сам объяснить данное задание.

Два



28 Воспитание у учащихся умения найти на муляжах
и схемах артикуляции изображения, соответст­вующие образованию щели. Предлагаются схемы
артикуляции звуков Ф, В, X. Эти задания следует
выполнять параллельно со словесным описанием
ведущего признака при произнесении соответст­вующего звука, т. е. ученик называет органы арти­куляции, между которыми образована щель.

29 Проверка умения ощущать собственные органы
артикуляции, которые принимают участие при вы­
полнении упражнений на образование щели. Уче­ник произносит щелевые звуки Ф, X, словесно
описывает, с помощью каких органов и как они
образуются, показывает их на схеме артикуляции.

30 Дифференциация звуков по способу образования.
Начинать занятие следует с воспитания умения
переключать органы артикуляции с упражнений
«сомкнуть» на упражнение «щель» по словесной
инструкции логопеда.

Задание:

— сомкни губы — образуй щель между губами;

— сомкни зубы — образуй щель между зубами;

— сомкни кончик языка с верхними зубами;

— образуй щель между кончиком языка и верх­
ними зубами;

— сомкни кончик языка с нёбом;

— образуй щель между кончиком языка и нёбом;

— сомкни спинку языка с твердым нёбом;

— образуй щель между спинкой языка и нёбом.
Задания проверяются на правильно произно­симых звуках. Предлагаются для произнесения два
звука: Т и Ф. Учащиеся должны определить и сло­весно описать, с помощью каких органов артику­ляции и их частей выполнялись упражнения
«сомкнуть», «щель», определить и описать выды­хаемую струю воздуха.

31 Нахождение на схемах артикуляции графического
изображения звуков, для которых основными при­
знаками будут «щель» и «смычка» (Б, X, П, Т, Ф).
Задание: «Найди на схеме артикуляции, где изо­бражена артикуляция звуков Б, X и т. д. Опиши
место и способ их образования».

Одно

Два

Два

Два



32 В конце подготовительного этапа работы по пра­вильному произношению звуков даются контроль­ные задания, позволяющие определить, как уча­щиеся усвоили данный материал:

1. Предлагается набор картинок, названия ко­
торых начинаются на правильно произносимые
детьми смычные, щелевые звуки. Дети должны
выделить первый звук в слове, описать, с помо­
щью каких органов артикуляции и каким способом
он образован. ,

2. Ученикам даются карточки с буквами Б, Д,-
В, К, Ф, X, М, Н. Они должны разложить эти кар­
точки в две стопки: в одну — со звуками, при про­
изнесении которых образуется положение «сомк­
нуть», в другую — «щель».

3. Предлагаются схемы артикуляции звуков П,
Т, К, X. Учащиеся должны разложить карточки с
буквами под соответствующие схемы.

На подготовительном этапе учащиеся должны изучить названия органов артикуляции, участвующих в произнесении звуков, усвоить два способа обра­зования звуков — «сомкнуть», «щель», научиться их дифференцировать.

После подготовительной работы можно перейти к изучению правильного произношения нарушенных звуков. Принципы работы по исправлению нару­шений произношения можно представить на примере коррекции звуков С, С, 3, 3'.

Последовательность данной работы:

1) артикуляционный аппарат и его работа;

2) обучение правильной артикуляции звука;

3) автоматизация звука.

Воспитание правильной артикуляции звукаС

№ п/п Воспитание правильного произношения Количест­во занятий

1. По словесной инструкции логопеда ученики выполняют от­дельные артикуляционные движения, являющиеся составны­ми элементами правильного произношения звука С:

— смыкание кончика языка с нижними зубами;

— образование щели между верхними и нижними зубами;

Одно

Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru — образование щели между передней частью спинки языка и верхними зубами.

Затем ученики воспроизводят все основные элементы артикуляции звука С по словесной инструкции логопеда. Ученику дается задание: «Кончик языка сомкни с нижними зубами, подними переднюю часть спинки языка к верхним зубам и образуй между ними щель». Ученик последовательно выполняет все требуемые артикуляционные упражнения и дополнительно определяет, что выдыхаемая струя воздуха длинная и что она проходит посередине языка. Мышечные ощущения, ощущение длинной струи воздуха помогают кон­тролировать правильное воспроизведение всех элементов артикуляции.

Учащимся, у которых возникают затруднения ввиду то­го, что они забыли составные элементы произношения звука С, предлагается схема артикуляции этого звука и анализи­руется представленный на схеме артикуляционный уклад.

Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru

Рис. 12. Профиль артикуляции звука С

Затем ученику дается задание: «Сделай так, как на схеме артикуляции». После этого ученикам предлагается произне­сти звук С и словесно описать его артикуляцию (внимание учеников фиксируется и на мышечных ощущениях, возни­кающих при правильном положении кончика языка, перед­ней части спинки языка («щель») и длинной струе воздуха, и

       
  Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru   Отношение учащихся с нарушениями интеллектуального развития к недостаткам своего произношения - student2.ru

на месте «смычки» и «щели» с тем, чтобы они усвоили место и способ образования звука С).

2. Автоматизация звука С. Одно

Введение звука С в слоги: вначале предлагаются откры­тые слоги СА, СО, СУ, СЫ, СЕ и задание произнести слог, определить, из каких звуков он состоит, выделить первый и второй звуки, уточнить артикуляцию звука С, показать на муляже, схеме артикуляции.

Произнесение закрытых слогов АС, ОС, УС, ИС, ЕС. Ученик произносит слог, определяет его состав и место звука С в слоге, описывает на основе собственных мышечных ощущений артикуляцию звука, показывает его на муляже, схеме артикуляции.

Произнесение слогов типа АСА, ОСО, УСУ. Выделение звука С в слоге, уточнение артикуляции. Произнесение слогов со стечением согласных: СТА, СТО, СТУ, СТЫ, выделение звука С, определение места звука в слоге, уточнение процесса артикуляции звука, показ на муляже, схеме артикуляции.

Произнесение звукосочетаний типа САС, СОС, СУС, СЫС. Выделение звука С, определение места звука в звуко­сочетании, уточнение артикуляции, показ на муляже, схеме артикуляции. Выкладывание учениками из букв разрезной азбуки открытых слогов СА, СО, СУ, СЫ, закрытых — АС, ОС, УС, ИС, определение места звука С в слоге, уточнение артикуляции.

3. Автоматизация звука С в словах. Одно

Произнесение слов со звуком С в начале слова перед гласным:

сад, сон, сук, сын,

салат, сок, суп, сыр,

санки, сом, сумка, сыворотка.

Выделение звука С, уточнение артикуляции. Произнесе­ние слов со звуком С в начале слова перед согласным:

стол, спальня, скамейка,

стул, спасибо, скатерть,

стихи, спорт, скакун.

Выделение звука С, уточнение артикуляции.

Называние картинок, где звук С стоит в начале слова.

Примерный перечень картинок: санки, самолет, сова, стол, стул, сумка, стакан и т. п.

Выделение звука С в начале слова, уточнение артикуляции.

Игра «Поймай звук». Логопед называет ряд слов, среди которых слова, начинающиеся со звука С. Задание: «Слу­шай внимательно, когда услышишь слово со звуком С,. хлопни в ладоши». Слова: книга, шкаф, санки, дом, скамей­ка, зайка, салат, кошка, магазин, сын, ручка, сумка, парта.

4. Произнесение слов со звуком С в конце слова: Одно

нос, парус, соус,

квас, глобус, компас,

лес, голос, матрос.

Выделение звука С в конце слова. Уточнение артикуля­ции.

Называние картинок, где звук С стоит в конце слова. Примерный перечень картинок: глобус, компас, парус, лес, матрос, абрикос, автобус и т. п.

Выделение звука С в слове, определение места звука в слове, уточнение артикуляции.

Произнесение слов со звуком С в середине слова:

коса, носок, бусы,

лиса, миска, весы,

костюм, листок, осы.

Называние картинок, где звук С стоит в середине слова. Примерный перечень картинок: лиса, бусы, весы, миска, но­сок, листок и т. п.

Выделение звука С в слове, определение места звука в слове, уточнение артикуляции.

Игра «Поймай звук». Логопед называет слова, среди ко­торых есть со звуком С в любом положении в слове (в нача­ле, середине, конце).

Задание: «Слушай внимательно, когда услышишь слово со звуком С, хлопни в ладоши». Слова: яблоко, груша, слива, дерево, куст, забор, песок, вишня, соус, доска, облепиха, на­сос, цветы, скамейка, трава.

5. Автоматизация правильного произношения звука С в предложениях

Повторение за логопедом вначале простых (Соня ест суп), а затем более сложных предложений (На столе стоит миска с апельсинами и сливами). Предлагаются задания: придумать слова, начинающиеся со звука С, и составить с ними предложение.

Придумать слова со звуком С в середине слова, соста­вить с ними предложение.

Придумать слова со звуком С в конце слова, составить с ними предложение.

Проговаривание стихотворений:

Спал спокойно сытый сом,

Видел сладкий, сладкий сон.

Самолет построим сами,

Пролетит он над лесами.

Затем преподаватель может провести игру «Магазин». Логопед ставит на столе ряд предметов (игрушек), в названи­ях которых есть звук С. Учеников рекомендуется вызывать по очереди. Они приходят в «магазин» и выбирают предмет, который хотят купить, называют его, определяют место звука С в слове, уточняют его артикуляцию. Примерный перечень предметов: самолет, лиса, санки, сумка, весы, бусы, автобус, компас и т. п.

Второй вариант игры «Магазин». На столе ставятся раз­личные предметы, в названиях которых есть звук С. Задание: «Можешь купить только тот предмет, в названии которого есть звук С».

Третий вариант игры «Магазин». Каждому ученику дают различные задания. Например: «Купи предмет, где звук С стоит в начале, середине и конце слова».

6. Автоматизация звука С в связной речи. Одно

Составление рассказа по картинке, серии картинок, в на­званиях которых есть звук С. Выделение слов со звуком С, определение места звука в слове. Для пересказа предлагается рассказ «Кот Васька»:

Сеня и Саша поймали сома. Они отнесли сома домой и оставили его на скамейке. Кот Васька тут как тут. Васька хватает сома и уносит под скамейку. Входит мама и видит: сидит Васька под скамейкой, а от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот сыт. Выучить стихотворение:

Соня, погляди в окно, *

Сколько снегу нанесло! И в лесу, и в саду Сосны, ели —- все в снегу.

Выделить слова со звукам С, определить место звука в слове, уточнить артикуляцию.

В случаях разного вида сигматизмов возникает необходимость в проведе­нии специальной работы по сравнению правильной (новой) и неправильной (старой) артикуляции по основным положениям органов артикуляции (опреде­ление разницы в положении кончика спинки и боковых краев языка). Это позво­ляет четко разграничить мышечные ощущения, возникающие при правильной и неправильной артикуляции. Следует также обращать внимание учащихся на ме­сто прохождения воздушной струи (например, в случаях бокового сигматизма).

Наши рекомендации