Лекция 2. развитие научных исследований в россии за рубежом
Зарождение и развитие науки
Зародившись в древнем мире, наука начала складываться с 16-17 вв. и входе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы жизни общества и культурув целом.
Объем научной деятельности с 17 в. Удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие кизменению ее структуры, принципов познания, категорий иметодов, а также форм ее организации.
Научно-технический прогресс– единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап НТП относится к 16-18 в., когда мануфактурноепроизводство, нужды торговли, мореплавания потребовалитеоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с конца 18 в.
Современный этап определяется научно-технической революцией(НТР), охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт, сферу досуга. НТР – качественноепреобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства, непосредственную производительную силу началась с середины20 века.
Дифференциация и интеграция науки
Для развития науки характерно взаимодействие двух противоположных процессов – дифференциации (выделение новых научных дисциплин) и интеграции (синтез знания, объединения ряда наук, чаще всего, находящихся на«стыке»). В частности - разделение на отрасли наук: физико-математические, биологические, химические, экономические, юридические, и т.д. Затем происходит вычленение«пограничных наук»: биофизики, физической химии, биогеохимии и т.д. Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний.
Она неизбежно ведет к специализации, разделению научного труда, что имеет как положительные (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда), так и отрицательные стороны («потеря связицелого», сужение кругозора и др.).
Одновременно имеет место интеграции науки – объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научныхдисциплин, объединение их в единое целое, стирание гранеймежду ними. Это особенно характерно для современнойнауки.
Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение иобъединение в единое целое самых различных направленийнаучных направлений, взаимодействие различных методов иидей. Например, решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействияестественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых идей и методов.
Кроме того, имеет место интеграция вузовской и академической науки; развитие фундаментальной науки нарядус прикладными исследованиями.
Ускоренное развитие науки
На рассматриваемую закономерность развития науки обратил внимание В.И.Вернадский, великий ученый и мыслитель, который подчеркнул, что «ходу научной мыслисвойственная определенная скорость движения, что она закономерно меняется во времени, причем наблюдается сменапериодов еѐ замирания и периодов еѐ усиления. Такойименно период усиления творчества мы наблюдаем в настоящее время. Характерными чертами ускоренного, интенсивного развития науки Вернадский В.И. считал
- «чрезвычайную быстроту научного творчества»;
- открытие нетронутых ранее научной мыслью полей исследования;
- созидательный, а не разрушительный характер научной работы;
- единство созидания нового и сохранение ранее достигнутого;
- «освещение» старого новым пониманием;
- создание нового на основе использования «переработанного до конца» старого.
Ускоренное развитие науки есть следствие ускоренного развития производительных сил общества. Это привелок непрерывному накоплению знаний, в результате чего ихмасса, находящаяся в распоряжении ученых последующегопоколения, значительно превышает массу знаний предшествующего поколения. По разным подсчетам (и в зависимостиот области науки) сумма научных знаний удваивается всреднем каждые 5-7 лет (а иногда и в меньшие сроки).
В условиях бурного роста науки возникает ряд острых проблем. Одна из них – задача ориентировки в огромной массе научного материала, в колоссальном количественаучных публикаций. Сегодня в этом огромную пользу оказывает ИНТЕРНЕТ, другие высокотехнологичные технические средства поиска и обработки научно-технической информации. При этом происходит еѐ сжатие, уплотнение сотсечением общеизвестного, несущественного, с ликвидацией дублирования.