Значение и сущность научного поиска, научных исследований
Наука одновременно является:
– одной из форм общественного сознания;
– сферой человеческой деятельности, основная функция которой – выработка и теоретическая систематизацияобъективных знаний о действительности;
– комплексной деятельностью по получению нового знания и ее (деятельности) результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира;
– обозначением отдельных специальных отраслей научных знаний.
Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительностина основе открываемых ею законов.
Буквальное значение слова «наука» - знание (Краткий словарь по философии). Однако не любое знание можетбыть научным. Научное знание начинается только тогда,когда за совокупностью фактов осознается закономерность – всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяетобъяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе,предсказать дальнейшее его развитие.
Одной из главных определяющих целей научной деятельности является получение точных исчерпывающих знаний об окружающем мире и его составляющих элементов.
Научное знание – это специальный вид знания, который согласно современным взглядам ученых характеризуется, прежде всего, возможностью сопоставления с некоторойобъективной реальностью.
Необходимость в научном знании появляется в обществе тогда, когда обнаруживается недостаточность представлений, возникших в рамках повседневного мышления иобыденного знания, а также данных невооруженных органовчувств, понятий, здравого смысла и опыта. История наукипоказывает, что если эта недостаточность осознается обществом, то, в конце концов, в обществе возникает потребность в научном познании соответствующего предмета илиявления.
Научное познание– исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний. Великий русский естествоиспытатель и мыслитель В. И.Вернадский отмечал, что«еѐ (науки) содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиноймира, в основе она главным образом состоит из научныхфактов и их эмпирических обобщений, и главным живымсодержанием является в ней научная работа живых людей».
Основу языка науки составляют слова и словосочетания терминологического характера, некоторые из которых спояснениями приводятся ниже.
Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на сбор, обработку и интерпретацию массовых цифровых данных о различных социально-экономических явлениях и процессах.
Научное исследование– целенаправленное познание действительности, результаты которого выступают ввиде системы понятий, законов и теорий, процесс выработки новых научных знаний является одним из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью,воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Непосредственными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основеоткрываемых ею законов.
Наука, зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться сXVI-XVII веков и в ходе исторического развития превратилась в производительную силу и важнейший социальныйинститут, оказывающий значительное влияние на все сферыобщества. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что естьмир, природа, как можно и должно человеку относиться кним. С момента возникновения наука начинает развиватьсяотносительно самостоятельно, однако она постоянно связана с практикой, которая периодически подпитывает науку.
Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся системузнаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знаний, которые различаются между собойтем, какую сторону действительности они изучают. Попредмету и методам познания можно выделить науки о природе – естествознание, об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки), отдельную группу составляют технические и точные науки.
Классификация наук
1. Естественные: биология, химия, медицина, геология, физика и др.
2. Технические и точные: математика, информатика, химическая технология; и др.
3. Гуманитарные: экономика, юриспруденция, политология, история, филология, философия и др.
В процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие естественных, гуманитарных (социальных) и технических наук. Происходит возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение еѐ социального значения.
Разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым ониподчиняются. Различные науки и научные дисциплины развиваются в связи друг с другом, взаимодействуя по разнымнаправлениям. Одно из них – использование данной наукойзнаний, полученных другими науками.
Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать на участках «стыка», взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемамиисследования. Этот процесс объединения усилий различныхнаук для решения важных практических задач получает всебольшее развитие. Это - магистральный путь формирования«единой науки будущего».
Одной из важных закономерностей развития науки – усиление и нарастание сложности и абстрактности научногознания, углубление и расширение процессов математизациии компьютеризации науки как базы новых информационныхтехнологий. Но следует помнить, что математические методы надо применять разумно. Количественно-математические методы должны основываться на качественном, фактическом анализе данного явления.