Цели, предмет, метод и задачи, обзор тем курса
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Цели, предмет, метод и задачи, обзор тем курса
Цель изученияданной учебной дисциплины состоит в овладении знаниями о законах, принципах, понятиях, терминологии, содержании, специфических особенностях организации и управлении научными исследованиями.
Учебный курс «Основы научных исследований» позволяет получить знания по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладеть навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий.
Задачи дисциплиныраскрытие прогрессивной сущности науки, научныхнаправлений и научных результатов, ее необходимости дляпоступательного развития общества;
знакомство с основными теоретическими положениями, законами, принципами, терминами, понятиями, процессами, методами, технологиями, инструментами, операциями осуществления научной деятельности;
изучение методов планирования и организации научных исследований;
знакомство с общей методологией научного замысла, творчества, общей схемой организации научного исследования, практикой использования методов научного познания в сфере технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
изучение методов планирования и организации научных исследований;
знакомство с общей методологией научного замысла, творчества, общей схемой организации научного исследования, практикой использования методов научного познания в сфере технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
изучение механизма научного поиска, анализа, проведения экспериментов;
овладение навыками выбора научной темы исследования и подбора необходимых библиографических публикаций и информационных материалов по теме исследования;
изучение основных методов научных исследований;
изучение процедур постановки и решения научных проблем автоматизации информационных процессов и информатизации предприятий и организаций;
изучение стандартов и нормативов по оформлению результатов научных исследований, подготовке научныхдокладов, публикаций на семинары и конференции;
рассмотрение процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней;
знакомство с процедурами апробации результатов научных исследований, подготовки публикаций по результатам научно-исследовательских работ.
Классификация наук
1. Естественные: биология, химия, медицина, геология, физика и др.
2. Технические и точные: математика, информатика, химическая технология; и др.
3. Гуманитарные: экономика, юриспруденция, политология, история, филология, философия и др.
В процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие естественных, гуманитарных (социальных) и технических наук. Происходит возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение еѐ социального значения.
Разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым ониподчиняются. Различные науки и научные дисциплины развиваются в связи друг с другом, взаимодействуя по разнымнаправлениям. Одно из них – использование данной наукойзнаний, полученных другими науками.
Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать на участках «стыка», взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемамиисследования. Этот процесс объединения усилий различныхнаук для решения важных практических задач получает всебольшее развитие. Это - магистральный путь формирования«единой науки будущего».
Одной из важных закономерностей развития науки – усиление и нарастание сложности и абстрактности научногознания, углубление и расширение процессов математизациии компьютеризации науки как базы новых информационныхтехнологий. Но следует помнить, что математические методы надо применять разумно. Количественно-математические методы должны основываться на качественном, фактическом анализе данного явления.
Зарождение и развитие науки
Зародившись в древнем мире, наука начала складываться с 16-17 вв. и входе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы жизни общества и культурув целом.
Объем научной деятельности с 17 в. Удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие кизменению ее структуры, принципов познания, категорий иметодов, а также форм ее организации.
Научно-технический прогресс– единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап НТП относится к 16-18 в., когда мануфактурноепроизводство, нужды торговли, мореплавания потребовалитеоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с конца 18 в.
Современный этап определяется научно-технической революцией(НТР), охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт, сферу досуга. НТР – качественноепреобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства, непосредственную производительную силу началась с середины20 века.
Ускоренное развитие науки
На рассматриваемую закономерность развития науки обратил внимание В.И.Вернадский, великий ученый и мыслитель, который подчеркнул, что «ходу научной мыслисвойственная определенная скорость движения, что она закономерно меняется во времени, причем наблюдается сменапериодов еѐ замирания и периодов еѐ усиления. Такойименно период усиления творчества мы наблюдаем в настоящее время. Характерными чертами ускоренного, интенсивного развития науки Вернадский В.И. считал
- «чрезвычайную быстроту научного творчества»;
- открытие нетронутых ранее научной мыслью полей исследования;
- созидательный, а не разрушительный характер научной работы;
- единство созидания нового и сохранение ранее достигнутого;
- «освещение» старого новым пониманием;
- создание нового на основе использования «переработанного до конца» старого.
Ускоренное развитие науки есть следствие ускоренного развития производительных сил общества. Это привелок непрерывному накоплению знаний, в результате чего ихмасса, находящаяся в распоряжении ученых последующегопоколения, значительно превышает массу знаний предшествующего поколения. По разным подсчетам (и в зависимостиот области науки) сумма научных знаний удваивается всреднем каждые 5-7 лет (а иногда и в меньшие сроки).
В условиях бурного роста науки возникает ряд острых проблем. Одна из них – задача ориентировки в огромной массе научного материала, в колоссальном количественаучных публикаций. Сегодня в этом огромную пользу оказывает ИНТЕРНЕТ, другие высокотехнологичные технические средства поиска и обработки научно-технической информации. При этом происходит еѐ сжатие, уплотнение сотсечением общеизвестного, несущественного, с ликвидацией дублирования.
Подходы к исследованию.
Подход – это исходная позиция, ракурс исследования, который определяет его направленность относительноцели. Подходы бывают следующими.
1. Системный – учитывает максимальное количество аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, определяет характер связи между аспектами и их характеристиками.
2. Аспектный — это выбор одной грани, аспекта проблемы по какому-либо принципу, учитывая ее актуальность или ресурсы, выделенные на исследование. Так, проблема инновационного развития организации может иметьэкономический аспект, социально-психологический, технологический и т. д.
3. Концептуальный — основан на предварительной проработке концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общее направление исследования.
4. Эмпирический — базируется на опыте, т. е. на накоплении опытных данных в какой-либо предметной области, и последующем логическом выводе на основе этих данных.
5. Прагматический — ориентирован на получение ближайшего результата. Например, снижение риска при выходе организации на рынок.
6. Научный — используется научная постановка целей исследования и научный аппарат его проведения.
Ориентиры и ограничения.
Ориентиры и ограничения позволяют проводить исследования более целенаправленно. Они бывают жесткие имягкие, явные или предсказуемые, неявные и непредсказуемые.
ЛЕКЦИЯ 4.НАУЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ИЗДАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. ОСНОВЫ ПАТЕНТОВЕДЕНИЯ
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Цели, предмет, метод и задачи, обзор тем курса
Цель изученияданной учебной дисциплины состоит в овладении знаниями о законах, принципах, понятиях, терминологии, содержании, специфических особенностях организации и управлении научными исследованиями.
Учебный курс «Основы научных исследований» позволяет получить знания по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладеть навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий.
Задачи дисциплиныраскрытие прогрессивной сущности науки, научныхнаправлений и научных результатов, ее необходимости дляпоступательного развития общества;
знакомство с основными теоретическими положениями, законами, принципами, терминами, понятиями, процессами, методами, технологиями, инструментами, операциями осуществления научной деятельности;
изучение методов планирования и организации научных исследований;
знакомство с общей методологией научного замысла, творчества, общей схемой организации научного исследования, практикой использования методов научного познания в сфере технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
изучение методов планирования и организации научных исследований;
знакомство с общей методологией научного замысла, творчества, общей схемой организации научного исследования, практикой использования методов научного познания в сфере технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
изучение механизма научного поиска, анализа, проведения экспериментов;
овладение навыками выбора научной темы исследования и подбора необходимых библиографических публикаций и информационных материалов по теме исследования;
изучение основных методов научных исследований;
изучение процедур постановки и решения научных проблем автоматизации информационных процессов и информатизации предприятий и организаций;
изучение стандартов и нормативов по оформлению результатов научных исследований, подготовке научныхдокладов, публикаций на семинары и конференции;
рассмотрение процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней;
знакомство с процедурами апробации результатов научных исследований, подготовки публикаций по результатам научно-исследовательских работ.