Структура стендового доклада
· Цели и задачи работы
· Описание сделанного в процессе исследования
· Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности
· Основные результаты и выводы
· Благодарность организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе
Методы и результаты исследования целесообразно представить в графическом и иллюстрированном виде.
Литературный обзор
Это краткая характеристика, того, что уже давно известно об исследуемом явлении из различных источников.
В литературном обзоре указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.
Ход работы литературного обзора:
1. Общее ознакомление (прочитать оглавление, бегло просмотреть содержание)
2. Подробная работа:
- в главах и разделах выделять важные части текста
- составить план прочитанного (в пунктах отражать существенные мысли и идеи)
- выписать цитаты ( указать источник и его выходные данные)
3. Сравнение информации из разных источников (сопоставить)
4. Заключение:
- критическая оценка прочитанного (оценить объективность суждений)
- обязательно показать, что исследователь познакомился с областью исследования по нескольким источникам, что способен поставить перед собой исследовательскую задачу
Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.
Рецензия (рассмотрение)
Рецензия представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения
- книга
- спектакль
- концерт
- кинофильм
- чья либо научная работа
также в качестве рецензии может рассматриваться ОТЗЫВ на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д.
Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или журнале.
Научная статья
Научная статья - это своеобразный литературный жанр. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения.
Структура научной статьи:
1. Описать проблему, ее актуальность для теории и практики
2. Краткие данные о методике исследования
3. Анализ собственных научных результатов и их обобщение
4. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем
5. Ссылки на цитируемую литературу.
6.
Научный отчет
Научный отчет - это документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы.
Назначение научного отчета - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Структура научного отчета:
1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы
2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская деятельность и практическая значимость
3. Характеристика применявшихся методов исследования
4. Описание результатов исследования
5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы
6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
Реферат (докладывать, сообщать)
- это краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.
- это доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников
- жанр реферата требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов
1. Готовность учащегося к работе над рефератом
- осознанно понимать исследуемую область
- уметь самостоятельно добывать и интерпретировать знания
- учащийся должен быть:
- склонен к исследовательской работе
- обладать аналитическим умом
- обладать критическим мышлением
2. Структура реферата
составить развернутый план реферата, где определяется структура реферата и основное содержание по разделам:
- введение
- основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.
- заключение
- список источников (оформить в соответствии с ГОСТ ом)
Введение реферата
- формулируется проблема
- описывается ее актуальность
- описываются цели и задачи реферата
- объем введения не должен превышать 1-2 страницы
Основная часть реферата
- каждый раздел завершают логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников и собственной оценкой материала
- весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки
Заключение
- подводятся итоги
- формулируются выводы
- обозначаются перспективы решения заявленной проблемы
- объем заключения не должен превышать 1-3 страниц
Список источников
- литература (книги, журналы, газеты)
- сеть интернет
- теле-и радиопередачи
- частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата
Процедура защиты реферата
1. Учитель зачитывает рецензию на реферат
2. Слово для доклада автору реферата (экземпляр реферата может находится у докладчика)
3. Доклад = 5-10 минут
- его готовят в виде отдельного текста
- он не должен представлять собой пересказ текста реферата (тем более его чтение)
- должно быть:
а) обоснование актуальности темы
б) цель реферата
в) задачи реферата
г) полученные выводы
д) допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы
е) сообщить на сколько значима тема реферата лично для автора
4. После доклада автору реферата задают вопросы
5. Оценка реферата
содержательная часть:
- неординарность темы
- глубина постановки проблемы
- структура работы
- актуальность и т.п.
оформление:
- соответствие стандарту оформления
- экспертиза иллюстративного материала
- т.п.
представление на процедуре защиты:
- манера держаться
- на сколько свободно ориентируется в тексте реферата
- как отвечает на вопросы и т. д.
Проект (брошенный вперед)
Проект - это замысел, план, разработанный план сооружения механизма, схема технологического процесса, предварительный текст какого-либо документа.
Проектирование - процесс создания проекта-прототипа, прообраза предлагаемого объекта или состояния
Виды проектов:
- монопредметный
- межпредметный
- надпредметный
1. Монопредметный проект - осуществляется в рамках одного предмета
2. Межпредметный проек - предполагает использовать знания, умения, навыки по двум и более предметам
3. Надпредметный проект - выполняют на стыках содержания школьных предметов, носит исследовательский характер
План работы над проектом
1. Определение темы
2. Определение цели, задачи
3. Формирование группы
4. Анализ предстоящей исследовательской работы
а) определить источники информации
б) определить способы сбора и анализа информации
в) определение способа представления результатов (форма проекта)
г) планирование процесса проектной деятельности
д) ознакомление с критериями оценки результатов
е) распределение задач (обязанностей) между членами группы
5. Исследование ( инструменты: интервью, опрос, наблюдение, эксперимент)
а) сбор информации
б) обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма"
в) выбор оптимального варианта
6. Формулирование результатов (анализ и формулирование выводов)
7. Защита проекта