По написанию курсовых и выпускных квалификационных работ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По написанию курсовых и выпускных квалификационных работ

Ростов-на-Дону

Г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Методические указания по написанию курсовых работ…… 3

2. Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ………………………………………13

3. Приложения……………………………………………………… 72

1.Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ

Курсовая работа имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных теоретических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований. При ее написании важно опираться на знания, полученные при изучении теоретических курсов. Курсовая работа способствует более сознательному овладению психологическими знаниями, умениями и навыками, формирует интерес к научно-психологическим исследованиям, помогает освоению их методик, вырабатывает навыки самостоятельной творческой работы. Курсовая работа по психологии должна показать, насколько глубоко студент овладел теоретическими знаниями, умением пользоваться научной литературой, критически и творчески подходить к избранной теме. Таким образом, задачи курсовой работы состоят в следующем:

 углубление психологических знаний студента по интересующей его проблеме;

 выработка умения применять свои теоретические знания при решении конкретного вопроса;

 овладение навыками научно-исследовательской работы;

 овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в работе проблем.

Тематика курсовых работявляется примерной и призвана сориентировать студента в выборе наиболее актуальной темы с учетом его интересов и доступности литературы. Практика показывает, что написание курсовой работы часто перерастает в подготовку выпускной квалификационной работы.

После согласования темы с научным руководителем, студент в течение 1-1,5 месяцев занимается подбором необходимой литературы по теме, представляет для корректировки примерный список изученных источников и рабочий план исследования.

В течение всего периода студент регулярно консультируется с научным руководителем, показывает промежуточные результаты своей работы в виде текста отдельных параграфов и глав.

Из предложенных тем студент может выбрать одну после тщательного ознакомления со всей тематикой. В ходе выполнения курсовой работы избранную тему с разрешения научного руководителя можно конкретизировать и видоизменять в соответствии с собранным материалом.

Работа над курсовой работой проходит по следующим этапам:

I– работа с литературой. Изучение литературы следует вести в соответствии с задачами и планом выбранной темы. Изучение литературы рекомендуется начинать с книг и статей общего характера.

II– экспериментальная часть работы. Исходя из задач исследования, следует выбирать методы и конкретные методики исследования. В соответствии с методиками исследования готовятся все необходимые материалы ( бланки протоколов, иллюстративный материал, таблицы и т.д.), отбираются испытуемые, составляется план всей экспериментальной работы. С помощью выбранных методик следует проводить констатирующие исследования. Все результаты протоколируются и подвергаются качественному и количественному анализу.

III –оформление курсовой работы и ее защита.

Структура курсовой работы.Исходя из объема курсовой работы, студентам предлагается следующая структура работы:

 Введение, в котором объясняется выбор темы, раскрываются ее актуальность, значимость, определяются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи исследования, выдвигается гипотеза (1-2 стр.);

 Основное содержание работы, состоящее из 2-4 глав, разбитых на параграфы. Разделение по главам определяется теми вопросами по изучаемой проблеме, которые подвергаются обсуждению. (18-20 стр.).

Первая глава, как правило, теоретическая. В ней обсуждаются вопросы, связанные с понятийным аппаратом, обсуждаются различные точки зрения на проблему, формулируется позиция автора.

Вторая глава посвящается экспериментальным исследованиям данной проблемы. Обсуждается выбор методов и конкретных методик, описывается ход проведения эксперимента, представляются основные результаты, их качественный и количественный анализ. Главы могут быть разделены на параграфы.

Между отдельными главами и параграфами должна прослеживаться логическая взаимосвязь.

 Заключение, в котором описываются результаты работы, формулируются выводы и практические рекомендации (1-2 стр.).

 Список использованной литературы (в алфавитном порядке).

 Приложение в виде протоколов, рисунков, анкет, графиков и т.д.

Образцы титульного листа, оглавления и списка литературы представлены в приложениях.

Готовый вариант курсовой работы подписывается автором и представляется на кафедру не позднее 15 мая (защита до 1 июня).

Требования к курсовой работе.Текст курсовой работы должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой бумаги шрифт 14 через 1,5 интервала. Размер левого поля 30 мм , правого - 10 мм , верхнего - 20 мм , нижнего - 20 мм .

Поля слева оставляют для переплета, справа - во избежание того, чтобы в строках не было неправильных переносов из-за не уместившихся частей слов. Курсовая работа в обязательном порядке переплетается (<на пружинке>, в папке-скоросшивателе и т.п.).

Объем курсовой работы должен находиться в пределах 20-25 страниц, включая библиографию.

Все сноски и подстрочные примечания перепечатывают (через 1 интервал) на той странице, к которой они относятся. Все страницы нумеруются начиная с титульного листа (на первом листе номер не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

Каждая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, библиографии, приложениям.

Расстояния между основаниями строк заголовка принимают таким же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посередине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным пяти ударам ( Tab ).

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати требуется приводить цитаты, при этом требуется точно воспроизводить цитируемый текст, поскольку даже небольшое сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который в нее вложен автором.

Общие требования к цитированию:

• При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

• Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, рядом с цитируемым текстом в скобках указывается: фамилия автора, год издания и страница. Если один источник цитируется два и более раза в пределах одной страницы, в тексте сноски следует оговориться (Там же с.17). Так же возможен следующий вариант: рядом с цитатой в скобках указывается порядковый номер источника и страница.

• При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

Список литературы дается в алфавитном порядке, нумеруется и обычно подразделяется на две части: сначала перечисляются источники, затем - исследования. В этот список заносится только те источники, монографии и статьи, которые действительно использовались в работе (цитировались или как-то упоминались в тексте). В работе должно быть использовано не менее 10-15 источников, не включая учебники, учебные пособия, словари и справочники, которые можно использовать только как дополнительную литературу. Источники перечисляются в следующем порядке: монографии, статьи в сборниках и журналах, учебники и учебные пособия. Поскольку при написании курсовой работы студенты обычно используют источники, опубликованные в хрестоматии, в списке литературы следует указать источник и соответствующую хрестоматию.

При библиографическом описании монографий, статей и учебных пособий следует указывать фамилии и инициалы авторов, полное название работы, точное указание места и года издания. Труды одного автора располагаются в хронологическом порядке. При ссылке на разные произведения одного автора, вышедшие в одном году, в библиографическом списке и в тексте работы к году издания добавляются литеры в порядке алфавита. Источником библиографического описания является титульный лист издания.

Защита курсовых работ.

Публичная защита курсовой работы является особой формой проверки глубины осмысления изучаемого материала, эффективным способом выработки и демонстрации навыков научных выступлений, умения кратко, аргументировано и четко излагать представленный в курсовой работе материал.

Защита курсовой работы производится как правило, в комиссиях, состоящих из 2-3 преподавателей кафедры при непосредственном участии научного руководителя, в присутствии студентов академической группы или участников спецсеминара (спецкурса), что позволяет выработать единые требования к курсовым работам у руководителей.

Защита состоит из краткого (8-10 мин.) выступления студента по выполненной курсовой работе, ответов на вопросы присутствующих на защите преподавателей и студентов, выступления научного руководителя с анализом выполненной работы.

По результатам защиты курсовая работа оценивается дифференциальной отметкой по 4-х балльной системе. Положительная оценка вписывается в ведомость и зачетную книжку студента, неудовлетворительная оценка- только в ведомость.

В зачетной книжке в разделе «Производственная работа» указывается полная, утвержденная кафедрой наименование курсовой работы, семестр, фамилия и инициалы руководителя, отметка прописью «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Студент, не предоставивший в установленный срок курсовой работы или не защитивший по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

После защиты курсовые работы хранятся в делах кафедра 2 года, затем все работы, не представляющие интерес для кафедры, списываются по акту и уничтожаются.

Приложение №1

  Федеральное агентство по образованию   Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет психологии Кафедра психофизиологии и клинической психологии     ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КОМПОЗИТОРОВ     Курсовая работа студента 3 курса очного отделения факультета психологии Иванова Т.М.     Научный руководитель: канд.псих.наук, доцент Л.А. Дикая Ростов-на-Дону     Приложение №2   ОГЛАВЛЕНИЕ   Введение .. ……. ……………………. ……………………………стр.. Глава I. .. ……………………………………………………………… § 1. ………………………………………………………………… § 2. ……………………………………………………………….. Глава II. …………………………………………………………………… §1. ………………………………………………………………… § 2. …………………………………………………………………   Заключение ……………………………………………………………… Литература ………………………………………………………………. Приложение ………………………………………………………………   Приложение №3     ЛИТЕРАТУРА   1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991. 2. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе// Вопр. психологии, 1976, №6. – с. 45-53. 3. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. Н.В.Васиной и др. – М., 1998.  

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовка и защита выпускной квалификационной работы входит в итоговую государственную аттестацию бакалавра психологии. По своему назначению, сроком подготовки и содержанию выпускная работа бакалавра является учебно- квалификационной.

Защита выпускной работы – заключительный этап итоговой государственной аттестации бакалавра. Целью подготовки выпускной квалификационной работы является систематизация и углубление теоретических и практических знаний, полученных в рамках учебного плана, закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы. Работа должна свидетельствовать о степени готовности к практической деятельности. Она предназначена для выявления подготовленности выпускника к продолжению образования по образовательно-профессиональной программе следующей ступени и выполнению профессиональных задач на уровне требований государственного образовательного стандарта в части, касающейся минимума содержания и качества подготовки. По результатам защиты выпускной квалификационной работы Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении выпускнику квалификации (степени) бакалавра психологии.

Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению «Психология» выполняется в соответствии с учебным планом подготовки бакалавра психологии и направлена на решение следующих задач:

· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных в рамках учебного плана, и применение этих знаний при решении конкретных научных, психологических и других задач.

· развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов.

· выяснение подготовленности студентов к практической деятельности в различных областях психологии в современных условиях.

Целью работы является углубление, систематизация, анализ и обобщение знаний, развитие умений и навыков, полученных студентами за годы обучения в вузе. Выпускники должны продемонстрировать знания изученных дисциплин, навыки использования современных методов исследования, статистических материалов, умение проведения научного исследования, работы с текстом, освоение методики написания работы, поиска информации по соответствующей тематике, а также умение пользоваться ресурсами Интернета.

Выпускные квалификационные работы выполняются на основе глубокого изучения литературы по направлению «Психология» (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, в т.ч. на иностранных языках, нормативной и справочной литературы и т.д.) и анализа практического материала.

Выпускные работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.

Выпускная квалификационная работа бакалавра предполагает:

Выпускная работа должна продемонстрировать:

1. Степень подготовленности выпускника к работе по соответствующей специальности.

2. Умение выражать свои мысли с использованием научной терминологии.

3. Умение использовать адекватные методы исследования.

4. Умение ставить проблему и достигать научного результата.

5. Умение грамотно письменно представлять собственные мысли и результаты исследования.

6. Навыки работы с литературными, статистическими и другими информационными источниками.

Выпускные работы, как правило, претендуют на минимальный уровень научности, который означает следующее:

· Выпускник не обязан претендовать на научное открытие, однако максимально поощряется творческая индивидуальность, креативность.

· Цель работы может быть ограничена лишь классификацией определенных явлений, сравнением и оценкой различных существующих научных подходов по данному вопросу.

· Самостоятельность мышления выпускника может сводиться к систематизации информации, ее обработке, компьютерному моделированию и формулировке выводов.

· Необходима объективность исследования, критический подход и корректность в использовании литературных источников.

Работы, содержащие плагиат и примитивную кампиляцию (в том числе Интернет-ресурсов), снимаются с защиты.

Особое внимание следует уделить практической значимости работы.

Подготовка выпускной квалификационной работы бакалавра включает следующие этапы:

· выбор темы;

· разработка рабочего плана (в законченном виде рабочий план представляет собой развернутое содержание, структуру выпускной работы);

· исследование теоретических аспектов проблемы;

· сбор, анализ и обобщение эмпирических данных. Результатом выполнения этого этапа является предварительный вариант выпускной работы;

· формулирование выводов и рекомендаций;

· оформление выпускной работы.

Профессиональная готовность студента определяется умением отобрать необходимую информацию, обработать её, сделать обоснованные обобщения, выводы, предвидеть последствия и аргументировать целесообразность реализации предлагаемых решений.

Работа оформляется в виде, который может позволить судить о полноте и обоснованности содержащихся в ней результатов, выводов и предложений. Ей должны быть присущи целевая направленность и чёткость построения, логическая последовательность изложения материала, точность формулировок, конкретность в представлении результатов, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций, грамотное оформление.

Формулировка цели работы

Цель – это важнейший элемент концепции всей работы. Посредством ее формулировки выпускник должен показать то, чего хочет достичь в результате написания своей работы.

Цель определяет соответствующие действия по ее достижению. От нее зависят содержание, структура и объем работы, а также выдвигаемые гипотезы.

Из цели работы вытекают задачи исследования, которые необходимо воспринимать, как руководство к действию для достижения поставленной цели.

Проблемы исследования

Важным элементом каждой работы является формулировка и постановка проблемы исследования. Ее формулировка является началом исследовательского процесса. Постановка и разрешение проблемы пошагово отражается в плане работы.

В выпускных квалификационных работах достаточно выделить одну главную проблему и две-три вспомогательных. Необходимость постановки проблемы связана либо с отсутствием, либо с недостатком знаний в данной области исследования. Формулировка проблемы должна включать частично известные, а частично – неизвестные знания, на восполнение которых должно быть направлено основное внимание автора работы.

Стиль изложения

Следует избегать слишком длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Длина абзаца не должна превышать одной страницы, в противном случае в процессе его чтения легко потерять нить рассуждений. В то же время в абзаце должно быть больше одного предложения.

Стиль изложения должен быть достаточно научным. Следует избегать слишком эмоциональных высказываний, которые более уместны в публицистике, чем в научной работе. Кроме того, нежелательно употребление местоимения «я», вместо которого рекомендуется использовать безличные выражения, такие как «можно сделать вывод», «в данном случае следует сказать», «нельзя согласиться с мнением» и т. д.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОТЕ

Общие положения

Титульный лист и содержание работы не нумеруются. Введение начинается третьей страницы, и далее страницы нумеруются по порядку.

Объем выпускной квалификационной работы бакалавра, как правило, составляет 35–45 страниц. Количество страниц зависит, в первую очередь, от сложности поставленной проблемы и подходов к аргументации полученных результатов.

Работа должна представлять собой логическую целостность, примерные размеры каждой части которой представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Примерная структура объема выпускной работы бакалавра

Раздел Количество страниц
Титульный лист
План
Введение 2–3
Глава1 8–9
Глава2 10–12
Глава3 9–10
Заключение 2–3
Библиография 2–...
Приложение Не считается
Всего 35–45

Очень важным этапом и элементом написания квалификационной работы является ее оформление. Работа должна быть подшита в твердую обложку. На титульном листе указывается название учебного заведения, факультета, кафедры, название работы, имя, отчество и фамилия автора работы, ученая степень, инициалы и фамилия научного руководителя, город, в котором находится вуз, а также год написания работы. На второй странице работы располагается содержание [см. Приложения 6, 8].

Текст работы должен быть написан на компьютере в редакторе Microsoft Word 6.0-2000, шрифт Тimes New Roman 14pt, интервал полуторный, красная строка 1, 25 см, выравнивание по ширине поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Каждая страница печатается на одной стороне листа формата А4. Текст должен быть непрерывным с необходимыми сносками и ссылками. Номера страниц размещаются вверху или внизу по центру, либо в правом нижнем углу.

При необходимости допускается выделение в тексте слов или выражений при помощи курсива, подчеркивания, полужирного шрифта, а также использование нумерованных и маркированных списков.

Каждая глава начинается с новой страницы, параграф – на той же странице под текстом предыдущего параграфа. Между параграфами делается отступ в одну строку.В названиях глав, параграфов, графиков и т. д. точка не ставится. Над титулом сверху и под титулом снизу должны находиться минимум три строчки основного текста.

Величина и вид букв в названиях, а также расположение названий должно быть одинаковым во всей работе. Рекомендуется использовать в названиях глав шрифт Тimes New Roman 16pt, в названиях параграфов –14pt полужирный.

В работе используется цифровая нумерация: 1, 2, 3, 4 – нумерация глав, 1.1, 1.2, 1.3 – нумерация параграфов и т. д. Между названием высшего уровня и названием более низкого уровня не должно быть текста.

Цитаты:

• При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

• Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, рядом с цитируемым текстом в скобках указывается: фамилия автора, год издания и страница. Если один источник цитируется два и более раза в пределах одной страницы, в тексте сноски следует оговориться (Там же с.17). Так же возможен следующий вариант: рядом с цитатой в скобках указывается порядковый номер источника и страница.

• При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

Оформление рисунков, таблици ссылок

Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Рисунки размещаются на одной странице без переноса.

На все рисунки в тексте делаются ссылки.

Нумеруются рисунки арабскими цифрами. В номере рисунка первая цифра означает номер раздела (главы), а вторая (после точки) – порядковый номер рисунка в данном разделе, например: Рис. 2.1. Структура процесса управления организацией.

Месторасположение и шрифт названий рисунков должны быть едиными по всему тексту бакалаврской работы. Названия выравниваются по центру. Шрифт номеров и названий рисунка делается мельче шрифта основного теста, например, №12, а межстрочный интервал – одинарный.

Рисунки вместе с их названиями должны быть отделены снизу и сверху от основного текста пробелами. Начинать и заканчивать страницу рисунком не следует.

Цифровой материал, а также многомерный текстовый материал с перечислениями оформляется в виде таблиц.

Таблица должна иметь заголовок, выполненный с заглавной буквы строчными буквами, выравниваемый по центру. Шрифт заголовков всех таблиц бакалаврской работы должен быть единым по всему тексту. Заголовки таблиц должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной. Допускается более мелкий шрифт текста в таблице, чем основной текст, и меньший межстрочный интервал.

Таблицу следует располагать в документе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицы следует нумеровать по порядку арабскими цифрами в пределах раздела. Номер таблицы должен быть составным: номер раздела и, через точку, порядковый номер таблицы, например, «Таблица 2.7.».Номер таблицы выравнивается вправо и размещается над заголовком таблицы.Точки в конце заголовков и подзаголовков граф в конце текста в ячейках таблиц не ставятся.

Таблицы вместе с их реквизитами должны быть отделены снизу и сверху от основного текста пробелами. Если таблица по объему меньше страницы, то она располагается не в начале и не в конце страницы. Таблицы могут иметь как вертикальное так и горизонтальное расположение.

На все таблицы в тексте должны быть даны ссылки.

Приложения — это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения исследования и не вошедший в текст основной части. Его состав определяется замыслом исследователя. Видыприложений: фотографии; тесты и опросники; отчеты; документы или выписки из них и т.п.

Как правило, приложения делаются в случае, когда их не менее двух. Каждое приложение не может быть более чем на 5 страницах. В «Приложение» выносятся материалы, на которые существуют ссылки в основном тексте. Связь этих частей работы обязательна. Каждому приложению присваивается номер. Приложения располагаются по порядку ссылки на них в тексте бакалаврской работы. Каждое приложение оформляется отдельно. В правом углу первой страницы пишется: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. В «Приложение» не выносятся статистические таблицы, диаграммы и другие результаты эксперимента; они входят непосредственно в текст. В «Оглавлении» указывается каждое из приложений под своим номером и со своим названием. В целом они не должны превышать 1/3 всего текста работы.

В список литературы, который следует после заключения, включаются все источники, упоминаемые в тексте исследования, а также те, на которые автор опирается в ходе написания работы. Библиографическое описание должно отвечать определенным требованиям. Список литературы представляется в алфавитном порядке. Описание источника содержит: фамилию автора, название книги, место и год издания, общее количество страниц.

Список использованной литературы показывает, насколько проблема исследована автором. Он должен содержать не менее 30 публикаций, послуживших теоретической базой дипломной работы, ссылки на которые обязательны в тексте. Включение в список литературы, которая не была использована, недопустимо. Сборники статей включаются по названию. Разные труды одного автора размещаются в хронологическом порядке; при наличии нескольких трудов одного и того же года - в алфавитном порядке.

Сначала в алфавитном порядке располагаются литературные источники на русском языке, затем источники на иностранных языках, также расположенные в алфавитном порядке, и затем источники Internet. Нумерация источников в списке литературы не является обязательной (кроме случаев, когда ссылки в тексте делаются на порядковый номер источника в списке). Описание каждого источника начинается с красной строки.

Завершается оформление бакалаврской работы брошюровкой, которая выполняется в следующей последовательности:

титульный лист (см. приложение 3);

содержание (оглавление);

введение;

главы (разделы)

параграфы, раскрывающие основные вопросы исследования,

заключение:

список литературы:

приложения.

Иллюстрированный материал по бакалаврской работе может быть размещен как в тексте, так и в приложении, объем которого не должен превышать объем самой работы.

ВВЕДЕНИЕ

Дипломная работа — это выпускная квалификационная работа, высшая форма учебно-исследовательской деятельности студента, на основе которой он аттестуется как подготовленный к работе специалист. Она выполняется в десятом семестре, защищается перед государственной аттестационной комиссией и является интегральным показателем результатов, достигнутых в ходе обучения.

В процессе университетского обучения студенты-психологи не только усваивают большой объем знаний, но и учатся применять их на практике. Кроме того, они приобретают опыт исследовательской деятельности, являющийся органической составной частью их профессионального мастерства. Дипломная работа – это важная форма обобщения полученных знаний, реализации и развития исследовательских навыков, а также важный этап утверждения профессионального выбора. Она должна явиться самостоятельной, завершенной комплексной научно-практической разработкой, содержащей элементы теоретической новизны и практической значимости, отвечающей квалификационным требованиям специалиста в области психологии. Ее назначение — развитие познавательной самостоятельности специалиста, его умений приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать профессионально значимые знания.

Подготовка и защита дипломной работы представляет собой завершающий этап обучения в вузе и имеет целью:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний по комплексу психологических дисциплин, применение этих знаний при решении конкретных психологических, социальных, политических, и иных задач;

- накопление опыта психологических исследований;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- оценку подготовленности студента, заканчивающего обучение в вузе, для самостоятельной работы в различных сферах современного общества.

При выполнении дипломной работы студенты закрепляют и расширяют знания и навыки самостоятельной работы за весь период обучения в ЮФУ и должны использовать современные методы получения и компьютерной обработки научной информации.

Для успешного выполнения дипломной работы необходимо, чтобы студент-выпусник:

- имел представление о методологических основах исследования;

- владел современными методами исследования;

- свободно ориентировался в различных источниках информации и умел работать со специальной литературой;

- умел логично, грамотно, научно формулировать результаты полученных исследований, теоретические и практические рекомендации. Среди наиболее общих требований к дипломной работе студента можно назвать следующие:

1) Четкая сформулированность проблемы, гипотезы и цели исследования;

2) Четкость и формализованность построения работы (деление на главы, части и т.д.);

3) Логичности и последовательность в изложении материала;

4) Глубина раскрытия выбранной темы, полнота освещения рассматриваемых вопросов;

5) Убедительность аргументации;

6) Краткость и точность формулировок, в особенности выводов;

7) Конкретность в изложении результатов исследовательской практической работы;

8) Обоснованность выводов и рекомендаций;

9) Соответствие стандартам оформления.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Основу подготовки дипломной работы образуют проведение исследования и письменное изложение полученных результатов.

Начальный этап дипломного исследования включает:

1) определение научной проблемы и ее актуальности;

2) выбор объекта и предмета исследования;

3) формулировку цели и задач;

4) выработку гипотезы и формирование методического замысла, опирающегося на адекватные методы, методики и исследовательские процедуры.

В целом для подготовки дипломной работы надо выполнить следующие позиции:

1. Выбор темы.

2. Назначение руководителя.

3. Определение темы, её обсуждение с руководителем дипломной работы и составление индивидуального плана подготовки дипломной работы.

5. Составление предварительного и развернутого планов исследования, согласование их с руководителем.

6. Анализ литературы по избранной проблеме.

7. Проведение эксперимента.

8. Систематизация и обобщение материала как результат работы над источниками, проведения экспериментов (исследований), анализа полученных данных.

9. Техническое оформление текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дипломным работам.

10. Доработка текста по замечаниям руководителя и сдача окончательного варианта текста дипломной работы на кафедру.

11. Прохождение предварительной защиты на кафедре.

12. Принятие заведующим кафедрой решения о допуске дипломной работы к защите.

13.Подготовка отзыва руководителем.

14. Представление работы для рецензирования и получение рецензии.

15. Подготовка к защите (составление текста и других материалов для презентации работы), изучение отзыва руководителя и замечаний рецензента).

16. Сдача дипломной работы в государственную аттестационную комиссию.

17. Защита дипломной работы на заседании государственной аттестационной комиссии.

ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Выбор темы является ответственным этапом процесса подготовки дипломной работы. От того, насколько верно будет она определена и точно сформулирована, во многом зависит результативность всех последующих действий.

При выборе темы следует руководствоваться разработанной на кафедре проблематикой, ориентированной на учет специфики всех изучаемых дисциплин. Разумеется, студент может предложить собственную тему, при условии, если она отвечает требованиям:

- актуальности;

- новизны;

- профессиональной направленности;

- органической связи с практикой.

Выбирая тему, студент должен быть уверен в возможности научного разрешения соответствующей проблемы, обеспеченности специальной литературой, позволяющей осуществить углубленное и исчерпывающее изучение темы, возможности проведения необходимого исследования и наличии других условий для написания дипломной работы.

Название темы дипломной работы должно быть кратким и отражающим ее суть; не допускаются слова «разработка», «исследование», «проблема». Тематика дипломных работ должна соответствовать современному состоянию и перспективам развития психологической науки.

Тема дипломной работы утверждается приказом ректора, согласно письменному заявлению студента (см.Приложение 1).

В дальнейшем, после утве

Наши рекомендации