Список использованных источников в ВКР бакалавра должен содержать не менее 30 наименований.

Работа с научной литературой – обязательный компонент исследовательской деятельности выпускников по теме выпускной квалификационной работы.

Знакомиться с литературой рекомендуется в следующей после­довательности:

1)руководящие документы – сначала законы, подзаконные акты, затем материалы судебной практики по выбранной теме;

2)научные издания – сначала монографии, затем периодические издания;

3)статистические данные.

При этом вначале стоит изучить самые свежие публикации, затем - более ранние.

При подборе нормативно-правовых актов желательно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Данные справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Со статистическим и аналитическим материалом, связанным с протекающими процессами, можно ознакомиться в Интернете. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах.

Исследование избранной темы следует начинать с изучения специальной литературы. Прежде всего, в библиографическом отделе университета необходимо просмотреть картотеку имеющейся литературы и составить список источников, которые нужно изучить до того, как приступить к основным разделам. В список включаются важнейшие монографии отечественных и зарубежных авторов, учебная литература, нормативные документы, инструкции, статьи в периодических изданиях.

Значимость работ определяется известностью автора. В настоящее время для оценки работы, как отдельных ученых, так и научных коллективов используется индекс научного цитирования (SCI: Science Citation Index) или его интернет-версия (WOS: Web of Sciences).

Индекс научного цитирования – реферативная база данных научных публикаций, индексирующая ссылки, указанные в пристатейных списках этих публикаций и предоставляющая количественные показатели данных ссылок (например, суммарный объем цитирования, индекс Хирша и др.). Индекс цитирования – это принятая в научном мире мера «значимости» трудов какого-либо ученого. Величина индекса определяется количеством ссылок на этот труд (или фамилию автора) в других источниках.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка использованных источников. Данный список по теме выпускной квалификационной работы согласовывается с научным руководителем.

Подбор литературы обучающийся выполняет самостоятельно, консультируясь с научным руководителем.

Для составления списка использованных источников по теме бакалаврской работы необходимо использовать имеющиеся в библиотеках:

- систематические каталоги, в которых названия произведений расположены по отраслям знания;

- алфавитные каталоги, в которых карточки на книги расположены в алфавитном порядке фамилий авторов;

- предметные каталоги, содержащие названия произведений по конкретным проблемам и специальностям;

- библиографические справочные издания;

- последние номера журналов за каждый год, где помещаются перечни всех статей, опубликованных в текущем году.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертациях на соискание ученых степеней, отчетах по НИР и т.д.).

Перечень нормативной литературы составляется по специальным периодическим изданиям («Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»; «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Собрание законодательства РФ» и др.).

В первую очередь подбираются относящиеся к теме правительственные и государственные документы, а также произведения известных отечественных ученых. Изучение этих работ обеспечивает методологическую основу и правильное направление ВКР.

Затем подбирается литература, в которой отражаются результаты проведенных специальных исследований, излагаются теоретические основы изучаемого вопроса (вузовские учебники, монографии, научные статьи, публикуемые в журналах и сборниках, тезисы выступлений на научных конференциях и т.д.), а также статистические и архивные материалы.

Согласно составленному списку литература просматривается в библиотеке университета, при необходимости литературу можно заказать через межбиблиотечный абонемент (МБА). Литература, которая не имеет отношения к теме или устарела, исключается из списка. Таким образом, список литературы уточняется и пополняется в процессе всего периода работы над темой.

В процессе изучения специальной литературы у обучающегося формируются научные знания, он знакомится с проблемами и дискуссионными вопросами, приобретает навыки критического анализа и обобщения высказываемых авторами различных точек зрения, знакомится с возможными путями их решения.

Изучать литературу следует без спешки, внимательно прочитывать, прорабатывать и осмысливать те моменты, которые имеют непосредственное отношение к теме исследования. Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования. Целесообразно вести краткие записи, содержащие наиболее важную информацию, которая может быть использована в работе. При этом в конспекте необходимо указывать номер источника литературы по списку и номер страницы. Рекомендуется конспектировать литературу на одной стороне стандартных листов бумаги.

Конспекты бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические.

1.Плановый конспект – конспект книги по ее содержанию: разделам и подразделам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.

2.Свободный конспект – конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.

3.Текстуальный конспект – конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.

4.Тематический конспект – конспект , в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.

Работы, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть использованы для раскрытия содержания исследуемой темы, и делают выписки.

Выписки следует делать на отдельных листках со ссылками на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата.

В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура исследования, его содержание и объем работы.

По каждому проработанному источнику обязательно записывается его полное и правильное название, фамилии и инициалы авторов, место, год издания и издательство, количество страниц. При проработке журнальных и газетных статей указывается, кроме того, название и номер журнала или газеты, страницы начала и окончания статьи.

Рассмотрев различные точки зрения авторов по проблеме, обучающийся должен выразить собственное отношение к ним. Это обеспечивает ему возможность осознанно вести дальнейшее исследование по избранной теме и более аргументировано формулировать рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства.

При написании текста обзора источников автор должен раскрыть сущность явления, процесса или категории, а также изложить основные проблемы, поднимаемые по этой теме в литературе. Это важная составная часть ВКР, по содержанию которой можно судить об изученности исследуемого вопроса и о способности автора критически относиться к постановке проблем.

Изложение этого материала допустимо в двух вариантах: по ходу содержания основных разделов исследования или выделив в самостоятельный раздел.

Первый вариант более предпочтителен. Он применяется при описании глубоких научных теоретических и практических исследований и свидетельствует о сравнительно высоком уровне подготовки выпускника. В этом случае трактовка теории исследуемого вопроса выделяется подразделом той части темы, где дается обоснование методике исследования. Весь остальной материал располагается по ходу исследования. Сложность применения этого метода, изложения обзора литературы заключается в том, что проблемы, поднимаемые в литературе, должны органично вписываться в изложение практического их разрешения по данному объекту исследования. Для этого требуется высокая эрудиция и профессиональная квалификация исследователя.

Второй вариант изложения материала обзора литературы является традиционным и более простым по исполнению. Он включает сущность вопроса и непосредственно обзор литературы по отдельным проблемам. Предварительно проработав литературу, используя ранее изложенную методику, выписки следует сгруппировать по отдельным проблемам, а внутри их – по авторам, у которых совпадают мнения и, наоборот, выявляются отрицательные или противоположные суждения. Текст работы следует начать с перечня проблем, а затем излагать суть мнений авторов по каждой проблеме, одновременно высказывая свое мнение. Следует научиться аргументировано поддерживать точки зрения авторов изученных источников или доказывать неубедительность их позиций. Таким образом, автор постепенно формирует и излагает собственную позицию по теме исследования.

В список источников бакалаврской работы включаются все цитированные источники и прочитанная литература, которая относится к теме, и оказала существенное влияние на содержание работы. Иными словами, список источников не обязательно следует ограничить только цитированными произведениями, но все цитированные источники должны быть указаны. Он увеличивается в результате работы над темой, но в него включаются лишь те произведения, на которые автор опирался. Не следует составлять список источников, заглядывая лишь в библиотечный каталог.

При рассмотрении избранной темы желательно использование публикаций зарубежных ученых: правоведов, социологов, психологов. Сегодня это требование приобретает особую актуальность.

Выпускник согласовывает с руководителем составленный список литературных источников, методику и последовательность основательного изучения литературы при работе над темой ВКР.

Хотя структура работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же.

НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

Хотя бакалаврская работа является учебной, но в ней должны присутствовать элементы научного исследования, поэтому к ней предъявляются требования по оформлению, как к научной работе.

Этап оформления ВКР является не менее важным, чем остальные, так как на этом этапе автор должен не только свести все материалы по работе в единый документ, но и оформить работу в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Структура работы

Структура ВКР должна включать:

- титульный лист;

- задание;

- содержание;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Титульный лист и задание на выпускную квалификационную работу бакалавра оформляются по принятой в университете форме, приведенной в приложениях Б и В.

6.2 Требования к оформлению текста

Выпускная квалификационная работа бакалавра является текстовым документом и должна оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ Р. 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

При написании ВКР использовать текстовой редактор Word.

К расположению материала на каждой странице текста предъявляются следующие требования:

- текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через 1,5 интервала, 1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания;

- листы ВКР оформляются без рамок;

- цвет шрифта – черный;

- шрифт – Times New Roman (кегль) 14;

- верхнее поле – 20 мм;

- нижнее поле – 20 мм;

- расстояние от левого края страницы до границы текста – 30 мм;

- расстояние от правой границы текста до края страницы – 15 мм;

- нумерация страниц – на середине нижнего поля страницы, арабские цифры.

Все листы ВКР, начиная с титульного листа, имеют сквозную нумерацию. Список использованных источников и приложения необходимо включать в сквозную нумерацию. На титульном листе номер страницы не ставится, остальные страницы, начиная со второй, нумеруются арабскими цифрами.

Второй экземпляр задания на ВКР, отзыв руководителя, а также заявление студента об ознакомлении с процедурой поверки ВКР в системе «Антиплагиат.ВУЗ», протокол проверки ВКР на оригинальность не включаются в сквозную нумерацию.

Структурные элементы работы

Заголовки

По ГОСТ 7.32-2001 заголовки структурных элементов работы «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ»располагают в середине строки без точки в конце и печатают прописными заглавными буквами без подчеркивания (см. прил. Г). Шрифт заголовка выделяют жирным. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из нескольких предложений, их разделяют точкой. Допускается печатание заголовков более крупным шрифтом.

Заголовки подразделов и пунктов пишутся так: первая буква – прописная, остальные – строчные.

Подразделы входят в структуру раздела и поэтому их не надо начинать с новой страницы.

Текст

Текст документа разделяют на разделы и подразделы. Каждый раздел текстового документа необходимо начинать с нового листа (страницы).

Наименование разделов должно быть, по возможности, кратким, соответствовать содержанию.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится (пример 1.1; 2.2 и т.д.).

Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Разделы, подразделы должны иметь заголовки.

Допускается наличие в разделе всего одного подраздела, а в подразделе - одного пункта. В этом случае подраздел и пункт все равно нумеруются.

Текст ВКР начинается с титульного листа (см. прил. В). На следующих страницах располагается задание, затем дается содержание работы с перечислением написанных разделов, подразделов, пунктов, приложений с указанием страниц. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, четкой, последовательно и точно отражать внутреннюю логику ВКР.

Титульный лист

Наименование работы должно быть, по возможности, кратким, точно соответствовать ее содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляют подзаголовок (4-6 слов). Формулировка тем ВКР в большинстве случаев состоит из 11-16 слов, включая предлоги, союзы и то, что указывается в скобках: (на примере..., на материале...) и т.д. Должности, ученые степени и ученые звания научного руководителя ВКР, консультанта разрешается сокращать. Например:

д.ю.н. – доктор юридических наук;

к.ю.н. – кандидат юридических наук;

проф. – профессор;

доц. – доцент;

ст. преп. – старший преподаватель.

Содержание бакалаврской работы.

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов и пунктов, заключение, список использованных источников. При этом после заголовка каждого из структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы работы, с которого начинается данный структурный элемент.

В содержании номера подразделов приводят после абзацного отступа, равного 3 знакам, относительно номеров разделов.

Содержание дается в начале работы, так как при чтении это дает возможность сразу видеть структуру работы.

Введениеявляется отдельным, самостоятельным блоком текста работы, который ни в содержании, ни в тексте не обозначается цифрами.

Введение к работе содержит четкое и краткое описание методологического аппарата выпускной квалификационной работы (т.е. обоснование актуальности темы, характеристику степени разработанности темы в отечественной и зарубежной литературе, формулировку проблемы, объекта, предмета, цели, задач исследования, описание использованных при выполнении работы методов исследования, научную новизну, если есть), характеристику используемых автором практических материалов и структуры работы. Методологический аппарат вместе с выводами – это самые важные части работы. Во введении характеризуется также состояние проблемы (на основе критического анализа литературы и изучения практики).

Актуальность темы.

При обосновании актуальности темы исследования обучающийся анализирует состояние реальной практики, решения государственных и правительственных документов относительно тех вопросов, которые планируется рассмотреть, научную литературу по данной теме, труды тех исследователей, которые уже в какой-то мере изучали этот вопрос. Раскрытие актуальности темы ВКР предполагает обоснованный ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время решать?

Научная проблема отражает противоречие между фиксируемым состоянием процесса, явления и необходимым состоянием, требуемым уровнем его развития, обусловленного общественными целями, запросами практики, влиянием субъективных и объективных факторов.

Вслед за проблемой работы определяются ее объект и предмет.

Объект исследования. Для его определения следует ответить на вопрос: что рассматривать?

Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект. При этом выделяются главные, наиболее существенные (с точки зрения обучающегося) признаки объекта.

Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над темой.

Задачи исследования определяют после формулировки целей и гипотезы данной работы.

Задачи исследования конкретизируют общую цель исследования. Они основываются на теоретическом анализе проблемы и на оценке состояния ее решения в практике.

Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы:

1.Решение теоретических вопросов проблемы (выявление сущности понятий, разработки критериев, условий и т.п.).

2.Экспериментальное изучение практики решения проблемы, выявление ее реального состояния.

3.Обоснование и экспериментальная проверка предполагаемой системы мер, совокупности способов, условий, факторов, принципов и т.п., обеспечивающих решение проблемы.

Следует отметить, что задачи работы в своей совокупности должны обеспечить достижение поставленной цели выпускной квалификационной работы.

Требования к научной новизне исследования приведены в соответствующем разделе методических указаний.

В обзоре использованных источников обучающийся излагает теоретические основы и краткую историю поставленной проблемы. При этом важно не только описать и систематизировать то, что уже сделано учеными по теме исследования. Главное состоит в том, чтобы автор ВКР обосновал собственные научные подходы, раскрыл основные теоретические позиции тех ученых, на работы которых он опирается.

Наши рекомендации