Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания
Термин методологиягреческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода». По своей сути, любое научное познание предполагает исследование, характеризующееся своими, особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний.
Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.
Предшествующий опыт предопределил путь изучения природы через научные методы. Понятие метод (от греч. «μέθοδος» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического
освоения действительности.
В античной культуре монополия на исследование проблем познания вообще и науки в частности принадлежала философам, так как в то время сама наука не отделяла себя от философии. В XVI – XVII вв., когда сформировалось экспериментальное естествознание, исследованием методов познания занимались в основном также философы, хотя наибольший вклад в этот период был сделан теми из них, которые одновременно с философией занимались и специальными науками (Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц).
Научные изыскания Нового времени акцентировали внимания на методе. Так, философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.
Cо второй половины XIX века происходит дифференциация и подразделение различных дисциплин, исследующих те или иные стороны процесса научного познания. Наряду с традиционными философскими методами анализа в это время зарождаются математическая и вероятностная логики, возрастает интерес к истории и философии науки в связи с революцией в естествознании, несколько позже формируются психология и социология науки, и уже в наши дни возникает наука о науке, или науковедение.
В последние десятилетия значительные результаты достигнуты в области логики науки. Применяя методы современной символической логики, она смогла тщательно исследовать проблемы, связанные с построением и использованием специальных, формализованных научных языков.
Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь метод расширяется в систему, т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его практической материализации.
В современной научной практике методы научного познания (исследования) принято подразделять по степени общности и широте применимости в процессе научного исследования. Так, различают всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.
К всеобщим относится: диалектический и метафизический методы.
Метафизика не видит взаимосвязи и развития объектов, направлена на абсолютизацию только какой-либо одной стороны познания. Она рассматривает объекты как неизменные и вне связи с другими объектами.
С середины XIX в. метафизический метод начал все больше вытесняться диалектическим, так как последний позволяет взглянуть на предмет исследования с более широкой точки зрения.
Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική – искусство спорить, вести рассуждение) – метод аргументации в науке, особенно в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, вычленяющий противоречие мыслимого содержания предмета мышления. Основан на основных мировоззренческих принципах:
· принцип объективности (рассматривает познаваемые объекты существующими вне и независимо от познающего субъекта);
· принцип познаваемости (вся историческая практика свидетельствует, что мир, во всем своем многообразии познаваем, и может быть использован в человеческой деятельности);
· принцип всесторонности (нацелен на изучение всех сторон, свойств и связей объекта познания, через комплексный подход к объекту исследования);
· принцип историзма (направлен на исследование генезиса, его возникновения и изменения изучаемого объекта);
· принцип конкретности (учитывает особенности объекта и специфические условия его познания).
Диалектический метод применяется опосредованно, модифицируясь в соответствии с объектами конкретной науки, через систему общенаучных методов познания.
Общенаучные методы используются в самых различных областях науки (имеют междисциплинарный спектр применения). Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Некоторые общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение); другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На данном уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов), происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном этапе происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, где результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень служит основой, фундаментом теоретического.
К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или некоего конкретного явления. Данные методы определяются как частнонаучные. Каждая частная наука (биология, химия, геология и др.) имеет свои специфические методы исследования. Однако частнонаучные методы содержат черты, как общенаучных методов, так и всеобщих.