Устный опрос (беседа, интервью)

Суть метода понятна из его названия. Во время подобного опроса спрашивающий вступает в личный контакт с отвечающим, то есть он имеет возможность видеть, как отвечающий реагирует на тот или иной вопрос. Наблюдатель может в случае надобности задавать различные дополнительные вопросы и таким образом получать дополнительные данные по некоторым неосвещенным вопросам.

Устные опросы дают конкретные результаты, и с их помощью можно получить исчерпывающие ответы на сложные вопросы, интересующие исследователя. Однако на вопросы «щекотливого» характера опрашиваемые отвечают письменно гораздо откровеннее и ответы при этом дают более подробные и основательные.

На устный ответ отвечавший затрачивает меньше времени и энергии, чем на письменный. Однако такой метод имеет и свои отрицательные стороны. Все отвечающие находятся в неодинаковых условиях, некоторые из них могут получить через наводящие вопросы исследователя добавочную информацию; выражение лица или какой-либо жест исследователя оказывает некоторое воздействие на отвечающего. Остановимся на специфике конкретных методов опроса.

Беседа–метод сбора фактов о социально-психологических и педагогических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Область применения беседы:

· изучение личности педагогов, студентов, родителей;

· получение дополнительных данных при применении других методов исследования (наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.);

· первоначальное знакомство с людьми, обстоятельствами дела, ситуацией.

Виды бесед:

· стандартизированная (точно сформулированные вопросы, одинаковые для всех опрашиваемых);

· нестандартизированная (вопросы ставятся в произвольной форме).

Требования к беседе:

· целенаправленность (наличие четко сформулированной цели);

· подготовленность (продуманность плана проведения беседы, содержащего целевые и поддерживающие вопросы; способов фиксации хода беседы);

· психологическая обоснованность (учет возрастных и индивидуальных особенностей собеседника; условий, обстоятельств, места и времени проведения беседы);

· профессиональность поведения исследователя (искренность, доверительность, внимательность, гибкость, четкость формулировок вопросов, педагогическая тактичность).

Приемы ведения беседы:

· внимательное, заинтересованное слушание;

· предоставление возможности собеседнику высказаться до конца, не перебивая его;

· оказание помощи в форме наводящих, встречных вопросов для снятия барьеров и страхов, одобрения точности высказываемых мыслей;

· проверка искренности и достоверности ответов контрольными (альтернативными) вопросами;

· поощрение собеседника к проявлению взаимности, искренности, заинтересованности средствами собственного дружелюбного, эмпатийного поведения;

· активное слушание, быстрое реагирование на особенности ответов, речевого поведения собеседника, его эмоциональных реакций;

· использование невербальных средств управления общением (фонационные: тембр, темп речи, фразовые ударения, паузы, интонация; кинетические: речевые и двигательные жесты, физиогномические маски, мимика, пантомимика; проксемические: дистанция общения, организация пространства беседы);

· стимулирование активности собеседника, поддержание контакта с ним через вопросы, интересные собеседнику; вопросы эмоционального характера (случаи из жизни, успехи, удачи), избегание вопросов, вызывающих негативные переживания;

· признание собственных допущенных ошибок, неточностей, выражение благодарности собеседнику за внимательность.

Подготовка беседы:

· определение цели беседы (без этого беседа станет бесплодным разговором, а не методом исследования);

· Истинные цели беседы должны быть известны только исследователю, педагогу.

· формулирование целевых вопросов, их ранжирование в порядке значимости;

· План беседы должен быть гибким, исходить из конкретной ситуации.

· формулирование вопросов, поддерживающих беседу;

· Вопросы должны соответствовать особенностям и интересам конкретного собеседника

· подготовка средств фиксации хода беседы (магнитофон, бланк записи, кодировка ответов, условные обозначения);

· создание условий для благоприятного проведения беседы (выбор времени, места, обстановки).

· Не стоит допускать присутствия и вмешательства в беседу других людей.

Вопросы беседы:

· прямые «личные» – с однозначно понимаемым смыслом. (Вас устраивают условия труда? Вы примете участие в конкурсе педагогического мастерства?);

· косвенные, «безличные» – со скрытой для собеседника целью. (Устраивают педагогов нашего колледжа предлагаемые условия труда? Если в колледже будет проводиться конкурс педагогического мастерства, Ваше методическое объединение примет в нем участие?);

· проективные вопросы – предлагают не личную, конкретную, а воображаемую ситуацию и воображаемых людей. (Как Вы считаете, как должен поступать педагог, если его инициатива не поддержана администрацией?);

· определительные вопросы – направлены на получение общей информации. (Как Вы готовитесь к урокам? Какие методы активизации познавательной деятельности студентов Вы используете?);

· вопросы внушающего действия – несут внушающую нагрузку в беседе. (Не кажется ли Вам, что урок как форма обучения совершенно устарел? Вас больше привлекают игровые или дискуссионные методы обучения?).

· Любой вопрос имеет определенное суггестивное воздействие, но внушающие вопросы обладают очень высоким его уровнем. Желательно максимально ограждать собеседников от таких вопросов.

Примечание: План беседыможнопредставить в виде таблицы:

Цель беседы: выявить отношение преподавателей к опытно-экспериментальной деятельности.

План беседы Что выявляет вопрос беседы?
Хотели бы Вы принять участие в опытно-экспериментальной работе? Общее положительное или отрицательное отношение к ОЭР
По какой причине Вы хотите (не хотите) участвовать в ОЭР? Осознаваемые мотивы, потребность в участии в опытно-экспериментальной деятельности
Вы имеете опыт участия в проведении педагогического эксперимента? Наличие опыта опытно-экспериментальной деятельности
Какие функции в ходе ОЭР Вы хотели бы выполнять? Наличие привлекательных функциональных обязанностей
Если Вы не будете принимать участие в ОЭР, то на что направите свое внимание и деятельность? Наличие интересов в ситуации свободного выбора
Если при планировании ОЭР Вы не получите желаемого участка работы, Вы согласитесь на любой другой? Наличие устойчивого интереса к ОЭР
Много ли учителей школы охотно примут участие в ОЭР? Наличие интереса в условиях проективного вопроса

Интервью

Вопросы, используемые для интервью, следует заблаговременно спланировать и составить вопросник, где должно быть оставлено место и для записи (протоколирования) ответа. При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:

· интервью не должно носить случайный характер, должен быть планомерным; при этом более понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные – позднее;

· вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятыми для всех отвечающих;

· вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.

При интервью следует придерживаться следующих правил:

· во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине, без посторонних слушателей;

· каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа (вопросника) дословно, в неизмененном виде;

· следует точно придерживаться порядка следования вопросов; отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующие за очередным вопросы;

· интервью должно быть кратковременным (с обучающимися, как правило, не более 15–20 минут, со взрослыми – не более 30 минут);

· интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т. д.);

· интервьюирующий может в случае надобности, если данный ответ неясен, задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы. (Например: «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее!»);

· если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз; ни в коем случае нельзя разъяснять отвечающему вопрос и содержащиеся в нем понятия; если вопрос остается непонятным и после повторного чтения, против него следует написать: «Вопрос непонятен!»;

· ответы записываются в вопросник только во время опроса;

· при использовании метода интервью следует строго различать характер ответов: они могут быть фактическими (успеваемость, пол, возраст и пр.) или содержать лишь мнение (мнения об учебных предметах, литературных произведениях и так далее). Ответы анализируются и интерпретируются соответственно их характеру.

Анкетирование

Анкетирование–метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе респондентов с помощью анкет. Анкета – это объединенная общим замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа.

Область применения анкетирования:

· выявление групп респондентов, имеющих одинаковое или отличное от других мнение;

· количественная оценка респондентов, имеющих то или иное мнение;

· количественно-качественная оценка педагогических явлений.

Виды анкет:

· анонимные (без указания фамилии респондента);

· именные (с указанием фамилии респондента);

· открытые (содержат открытые вопросы);

· закрытые (содержат только закрытые вопросы);

· смешанные (содержат открытые и закрытые вопросы).

Качество эмпирической информации, получаемой в результате анкетирования, зависит от таких факторов, как формулировка вопросов анкеты, которые должны быть понятны учащемуся; квалификация, опыт, добросовестность, психологические особенности исследователей; ситуация опроса, его условия, эмоциональное состояние опрашиваемых; обычаи и традиции, представления, житейская ситуация; а также – отношение к опросу. Поэтому, используя такую информацию, всегда необходимо делать поправку на неизбежность субъективных искажений вследствие специфического индивидуального «преломления» ее в сознании опрашиваемых. А там, где речь идет о принципиально важных вопросах, рекомендуется наряду с опросом обращаться и к другим методам – наблюдению, экспертным оценкам, анализу документов.

При подготовке анкетирования следует продумать последовательность операций, разработать методические документы, а при необходимости – провести обучение исполнителей, позаботиться о месте проведения опроса (индивидуального или группового).

Место проведения опроса во многом определяет психологический настрой учащихся, а значит, и надежность сообщаемой ими информации. Групповой опрос (анкетирование) целесообразно проводить в аудитории, желательно в утренние часы. При этом важно помнить, что присутствие «третьих» лиц может сильно повлиять на содержание ответов респондентов и их отношение к исследованию в целом.

Требования к анкетированию:

· обоснованность целей использования анкеты, то есть обеспечение получения искомой информации;

· устойчивость критериев и надежность шкал оценок, адекватно отражающих изучаемую ситуацию;

· целенаправленность, адекватность исследовательской задаче;

· корректность формулировок вопросов, тактичность в отношении опрашиваемых;

· конкретность, четкость и ясность формулировок вопросов и вариантов ответов;

· стилистическая и орфографическая грамотность;

· соответствие возрасту, психологическим особенностям, уровню развития и общей культуры респондентов;

· однозначность толкования терминов, понятий;

· сбалансированность отрицательных и положительных суждений при формулировке оценочных вопросов;

· отсутствие социальной предопределенности, установок исследователя, внушающего воздействия;

· оптимальность количества вопросов;

· последовательность и постепенность расположения вопросов от наиболее простых (контактных) в начале анкеты к более сложным в середине ее и простым (разгрузочным) в конце;

· обеспечение возможности уклониться от ответа, выразить неопределенное мнение через предусмотрение вариантов ответов: «трудно сказать», «затрудняюсь ответить», «бывает по-разному», «когда как».

Примечание: преобладание в ответах таких вариантов является свидетельством либо некомпетентности респондента, либо непригодности формулировки вопроса для получения нужной информации.

Перед анкетированием необходимо провести логический анализ вопросов анкеты по всем перечисленным требованиям. Это обеспечит, во-первых, полноту и достаточность описания изучаемого процесса, во-вторых, сможет предохранить от возможной ситуации, когда по одним параметрам получены избыточные данные, а по другим минимальные, либо вообще не предусмотренные замыслами исследования. Часто бывает полезным провести на небольшой выборке пилотажное (пробное) анкетирование.

В анкете могут быть использованы различные виды вопросов:

· основные – для сбора информации о содержании исследуемого явления (Считаете ли Вы необходимым внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс нашего колледжа?);

· вопросы-фильтры – выявляют адресата основного вопроса (Используете ли Вы в своей практике инновационные методы обучения?);

· контрольные вопросы – проверяют искренность ответа (Назовите инновационные методы обучения, которые Вы используете при изучении нового материала);

· открытые вопросы – предполагают ответы в свободной форме (Перечислите основные преимущества и недостатки инновационных методов обучения);

· закрытые – предполагают выбор ответов из предлагаемого списка вариантов:

альтернативные – предлагают на выбор один вариант ответа (Испытываете ли Вы затруднения при реализации инновационных методов обучения?)

неальтернативные – дают возможность выбрать несколько вариантов ответов. (Какие консультации Вы хотели бы получить от научно-методической службы:

– по планированию урока;

– по организации педагогического эксперимента;

– по подготовке методических разработок и пр.;

· прямые – в содержание вопроса включено то, что интересует исследователя (Почему педагоги нашего колледжа неохотно используют в своей работе инновационные методы обучения? Какие условия необходимо создать в ссузе для того, чтобы преподаватели активно включались в инновационную деятельность?);

· косвенные – в содержание вопроса включается воображаемая ситуация (Если бы Вы были директором ссуза, какие методы стимулирования педагогического творчества Вы использовали бы в своей работе?);

· шкалированные – отвечающий выбирает один из вариантов ответов, представленных в виде шкалы.

Например: Оцените степень эффективности различных инновационных методов обучения.

№ п/п Метод обучения Очень эффективен Достаточно эффективен Мало эффективен
Кейс-метод      
Метод проектов      
Деловая игра      
Модульно-рейтинговое обучение      

Оформление анкеты:

· вступление – излагаются тема, цель, задачи опроса. Сообщается о конфиденциальности получаемой информации. Объясняется техника заполнения;

· начальный блок вопросов – излагаются простые, нейтральные по смыслу вопросы, цель которых – сформировать установку на сотрудничество, заинтересованность опрашиваемого;

· средний блок вопросов – содержит вопросы, требующие анализа, размышления, активности памяти, оценки;

· заключительный блок вопросов – паспортичка, нацеленная на получение данных о возрасте, поле, образовании и прочих сведений о респонденте;

· выражение благодарности респонденту.

Примером анкеты может быть следующая анкета:

Уважаемый студент!

Администрация и педагогический коллектив хотят сделать твое обучение в нашем колледже высокорезультативным, интересным и оптимальным по учебным нагрузкам. Просим тебя искренне ответить на наши вопросы. Это поможет нам и тебе. Благодарим тебя за сотрудничество и честные ответы!

1. Выполняешь ли ты домашнее задание по всем предметам и в полном объеме?

а) да б) нет в) иногда

Наши рекомендации