Упражнения на развитие творческого (дивергентного) мышления
«Нарисуй, что ты думаешь при слове «праздник» («быстрый»), «От точки к точке», «Истории и сказки», «Отчего ты становишься счастливым?», «Украсьте торты для праздников», «Можешь ли ты изобразить разные настроения?» и другие.
Работа над формированием этого умения проводится через развитие наблюдательности и внимания. Способность к наблюдению можно тренировать, например, на занятиях изобразительным искусством.
Так, на уроке по теме «Рисование с натуры веточки осеннего дерева или кустарника» дети внимательно рассматривают листья; берут веточки в руки, характеризуют форму различных листьев, называют основные цвета и оттенки, в которые они окрашены. Рассказывают о том, где они растут, почему осенью листья меняют цвет и опадают с деревьев. Затем рисуют их с натуры или по памяти.
Приложение 6
МЕТОДИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ
Анкета №1. Желание участвовать в исследовательской работе.
Фамилия, имя ______________________________________________________
Класс ____________ Дата ____________________________________________
Ты уже знаешь, что такое исследование. Напиши, что тебе нравится делать, когда ты проводишь исследование:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
А теперь подумай и напиши, что тебе не нравится делать, когда ты проводишь исследование:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По какой теме ты бы хотел провести исследование? Напиши.
_________________________________________________________________
Анкета №2. Способность определять последовательность работы при проведении исследований.
Расставь цифры в определенной последовательности так, как нужно правильно проводить исследование:
- Гипотеза исследования
- Составление плана работы
- Цель и задачи исследования
- Защита исследовательской работы
- Выбор темы исследования
- Отбор способов сбора информации по теме исследования
Анкета №3. Использование различных источников информации при подготовке исследований.
Какие способы сбора информации вы используете при подготовке сообщений, докладов. Отметьте галочкой.
· Подумать самостоятельно
· Прочитать в книгах
· Спросить у других людей(учителей, родителей, старших сестер, братьев и др.)
· Просмотреть кино- и телефильмы
· Обратиться к компьютеру
· Понаблюдать
· Провести эксперимент
Анкета №4. Отношение к выполнению заданий исследовательского характера.
При подготовке к урокам тебе приходится проводить исследования. Оцени свое отношение к этому учебному заданию. Поставь галочку в том месте, где ты считаешь нужным.
Когда на уроке дается задание по подготовке исследования, я считаю его:
Приятным Разнообразным Интересным Желательным Легким Нужным Беспокойным Простым Непонятным Полезным | Неприятным Однообразным Скучным Нежелательным Трудным Ненужным Спокойным Сложным Понятным Бесполезным |
Приложение 7
ДЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
Исследовательская работа
Ученика 4 «А» класса
МОУ СОШ №3
Сёмкина Павла.
Руководитель: Чекмаева Ольга Ивановна
Содержание
- Введение
Почему я выбрал эту тему
Мои гипотезы
- Основная часть
Из биографии героя
Последний бой
Место гибели
Они сражались за Родину
Даугавпилс –
Уголок Славы в школе – интернат
Улица героя
Орлята
- Мои выводы
- Список литературы
Введение
Свою работу я назвал «Рассказ о моём земляке». После классного часа «Памяти погибших земляков», я решил узнать более подробно о биографии Героя – Василия Михайловича Матвеичева. Мне стало интересно, знают ли мои ровесники, кто такой В. М. Матвеичев. Я попросил их написать свой вариант ответа. И что же получилось:
10- это участник Великой Отечественной Войны;
20 – такое имя носят улица нашего города;
3- был писателем;
6- не знают.
План моего исследования.
- Беседа с родственниками Героя
- Изучение архивных материалов и публикаций
- Посещение школы, носящей имя Героя
- Составление фотоальбома.
Мои гипотезы:
· Предположим, что Василий Матвеичев с детства мечтал стать военным;
· Что если, в семье он был примером для всех;
· Возможно ли, что память о нем жива и сейчас.
Основная часть
Но над этой скорбной тишиной,
Как виденья надо мной витали
Судьбы, опаленные войной…
Поэтесса-кулебачанка
Елена Климова
Начал я свою работу со встречи с родственниками В. М. Матвеичева, которые поделились воспоминаниями.
Из рассказа сестры Синюшовой Екатерины Михайловны.
Матвеичев В.М. родился 26 октября 1912 г. в селе Монаково Навашинского района, Горьковской области. До 1928 года вся наша семья жила в Монаково. Василий, как старший брат, вел хозяйство. У нас было крестьянское хозяйство, и он на лошади обрабатывал поля. Наш папа тогда работал и жил в Кулебаках.
В 1928 году вся наша семья переезжает в Кулебаки на улицу Жилкооперативную. Василий любил трудиться и нас всех приучал к труду по дому, по огороду.
Он поступил работать на металлургический завод в механический цех токарем. В 1932 году он с братом Александром по путевкам комсомола уехали в ряды Красной Армии. Александр – в артиллерийское училище, а Василий – на Дальний Восток в авиационные части и служил там до 1938г. В 1938 году его направляют учиться в летное училище в г. Ейск. У него уже была семья. В 1940 г. , окончив училище он – штурман, и направлен в Эстонию г. Пернов.
В мае 1941 г., т.е. перед войной Василий приезжал в отпуск. Это была наша последняя встреча с ним. Началась война. До октября 1941г. мы о нем ничего не знали. Потом нам, на имя папы пришло извещение, в котором говорилось, что Матвеичев В.М. не вернулся на базу с боевого задания 30 июня.
После войны мы много писали в поисковые комитеты, нам хотелось узнать, где же он погиб и как.
Осенью 1941 года семья получила страшное известие : штурман авиабригады ВВС Краснознаменного Балтийского флота Василий Михайлович Матвеичев пропал без вести. Извещение, в котором говорилось «… с задания не вернулся». Десятки писем отправила мать с просьбами установить место гибели Василия. Лишь через 37 лет в биографии Василия Матвеичева была дописана последняя строка.
В 1977 г. мы получили долгожданную весточку. Нам сообщили, что школьники группы «Поиск» средней школы № 2 г. Даугавпилса нашли место гибели Матвеичева В.М., а также свидетелей тех событий.
30 июня 1941 года экипаж, в котором наш брат был штурманом, повторил подвиг Н.Гастелло в районе села Крауя, недалеко от г. Даугавпилса Латвийской ССР.
Прочитав в газете …..я узнал, что поиском места гибели авиаторов занялись даугавпилские ребята. Члены группы «Поиск». Запросы в архивы, розыски родственников погибших авиаторов, встречи с местными жителями – очевидцами воздушного боя и тарана, раскопки на местности, сопоставления фактов – всё было.И через три года поиска с достоверностью установлено место и обстоятельства гибели экипажа.
Шёл девятый день войны…
В районе Даугавпилса разгорелись ожесточенные бои. Авиационный полк, в котором воевал лейтенант Матвеичев, вылетел бомбить переправу на Западной Двине. К переправе стекались танки противника, автомашины с боеприпасами и горючим.
Когда на колонну полетели бомбы и загрохотали взрывы, немцы тут же ответили огнём. На краснозвёздные машины набросились «мессершмидты». Самолёт загорелся. Но ни командир корабля Алексей Глухов, ни штурман Василий Матвеичев, ни стрелок-радист Григорий Сапа не воспользовались парашютами. Подбитый самолёт развернулся и спикировал на колонну. Герои бросили свою горящую машину на скопление фашистских войск. Отважный экипаж повторил подвиг Николая Гастелло. И долго ещё взрывались боеприпасы, горела на дороге техника…
На лесной придорожной поляне недалеко от г. Даугавпилса (Латвия) стоит обелиск – крыло самолета.
Шесть фотографий на его гладкой поверхности… Шесть летчиков…
На одной из фотографий – Василий Матвеичев, штурман одного из самолётов – кулебачанин.
Пичугина Нина Михайловна – младшая сестра, рассказала мне о поездке в город Даугавпилс (Латвия), где проходило захоронение брата – В. М. Матвеичева. Она показала фотографии этого события.
Из Интернета я узнал, что воинское кладбище существует и сейчас.
Он был старшим в семье. Кроме него ещё четыре брата, да четыре сестры.
У каждого из них трудовая биография начиналась на металлургическом заводе. Здесь они получили трудовую закалку, стали квалифицированными рабочими, активными общественниками, комсомольцами.
А когда началась Великая Отечественная война пять братьев Матвеичевых с оружием в руках встали на защиту любимой Родины. На разных фронтах били они фашистов, проявляя при этом мужество и героизм.
Александр Михайлович Матвеичев служил артиллеристом на Тихоокеанском флоте. Принимает активное участие в десантных операциях по разгрому Квантунской армии. За боевые действия награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени.
Николай Михайлович Матвеичев служил матросом на эсминце «Решительный» в составе Тихоокеанского флота. Участвовал в боях с Японией.
Алексей Михайлович Матвеичев – командует ротой
Сергей Михайлович Матвеичев – в звании старшего сержанта сражался в составе минометной роты под городом Великие Луки. 11 месяцев провёл он на передовой. В 1943 году был тяжело ранен.
Живет память о герое-штурмане не только на братской латвийской земле, которую он так беззаветно защищал. Помнят о герое-балтийце и на его Родине в Кулебаках. В школе – интернат создан музей боевой славы, где установлен бюст В. М. Матвеичев (полковник запаса В. Мельников- участник обороны Ленинграда, газета «Советский моряк» от 25 декабря 1984 года.)
Я посетил школу – интернат: здесь представлены письма, фотографии, альбомы и стенды, рассказывающие о жизни летчика – штурмана.
Заключение.
Собрав и изучив информацию о моём земляке В. М. Матвеичеве, я подробно познакомился с биографией, записал воспоминания ,узнал подробности его гибели. Я рассказал о результатах моего исследования учащимся своего класса.
Я думаю, что моя работа на этом не закончена. О своем исследовании я расскажу учащимся нашей школы.
Мечта его - стать военным сбылась. В решающую минуту боя с немецкими захватчиками «отважный штурман лейтенант Матвеичев проложил курс командиру экипажа, и тот направил самолёт в пике, в отряд фашистов, находившейся в поселке. Так геройски погиб крылатый балтиец, верный своему долгу и клятве, данной в письме к родным накануне войны ».