Модуль 2. «мы - маленькие исследователи»
Второй год обучения, 1-2 класс
Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. Введение
Предмет и задачи курса
- Диагностика «Хочу быть исследователем».
Кто такие исследователи?
- Беседа «Что такое исследование? Кто такие исследователи?»
- Игра «в исследователей».
- Игра «Исследовать мир можно по-разному».
Раздел 2. Мы – исследователи
Как провести эксперимент?
- Беседа «Что такое эксперимент?»
- Упражнения: «Кто и что звучит громче всех?», «Кто самый быстрый?»
- Эксперименты с домашними животными (с помощью родителей).
Выполняем логические операции
- Упражнения на классификацию: «Четвертый лишний», «Объедини предметы в группы», «Недостающие символы».
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.
Учимся делать выводы и умозаключения.
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
- Беседа «Правила поведения в компьютерном классе».
- Организация работы в Microsoft Office (совместно с родителями).
- Создание пробной презентации.
Мини-исследование
- Мини-исследование «Живая природа зимой» (экскурсии в зимний лес).
- Мини-исследование «Живая природа зимой». Работа с разными источниками информации.
Подготовка и проведение мини-конференции
-Подведение итогов (игры-тренинги по изученным темам).
- Конференция «Старт в науку».
1.2.2 Примерное тематическое планирование второго года обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Введение 1.1. Предмет и задачи курса. 1.2. Кто такие исследователи? | ||||
Мы – исследователи 2.1. Как провести эксперимент? 2.2. Выполняем логические операции. 2.3. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. 2.4. Учимся делать выводы и умозаключения. | ||||
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | ||||
Мини-исследование. | ||||
Подготовка и проведение мини-конференции. | ||||
Итого: |
Планируемые результаты и критерии отслеживания
Планируемые результаты | Критерий сформированности | Способ оценки/ Диагностика | Примечания |
Личностные результаты | -Сформированность познавательных мотивов - Осознанное представление о качествах хорошего ученика | Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г. Ю. Ксензовой) Методика «Хороший ученик» Портфолио достижений | |
Метапредметные результаты | - Умение осуществлять действия: анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей - Умение подобрать соответствующие методы исследований - Умение работать MS Office / OpenOffice | Методика Э.Ф.Замбицявичене Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминская) Анкета №3 «Использование различных источников информации при подготовке исследований» Анализ результатов участия учеников в предметных олимпиадах, конкурсах и викторинах, в том числе и сетевых |
МОДУЛЬ 3. «Мы и окружающий мир»
Третий год обучения, 2-3 класс
На первых занятиях третьего года обучения (учащиеся третьего класса) продолжается игра в исследователей, в ходе которой большое внимание уделяется развитию у детей умения работать в команде, проводятся тренинги. На них происходит формирование соответствующих умений, коммуникативной компетентности, получение опыта эффективной командной работы. На заключительных занятиях третьеклассники выступают с результатами проведенных ими исследований. При этом углубляется опыт их публичных выступлений. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, вести диалог, формулировать вопросы и отвечать на них.
Работа по развитию исследовательских умений детей (учащихся четвертого класса) проводится в форме индивидуальной работы с детьми. Все занятия по программе проводятся в нетрадиционной форме (игр-исследований, игр-выступлений, игр-экспериментальных лабораторий и др.). Кроме того, для исследования окружающего мира необходимо уметь вести наблюдения. Поэтому большое внимание уделяется экскурсиям различной направленности. В ходе проведения занятий используется групповая работа. Дети учатся работать в группах разного состава. (По количеству и по численности)
При проведении занятий активно используются цифровые образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, видео-контент. Дети работают с разнообразной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями, периодическими журналами для детей.
Содержание программы третьего года обучения
Раздел 1. Введение
Предмет и задачи курса
- Беседа «Как написать исследовательскую работу».
- Коллективная игра-исследование.