МОДУЛЬ 1. «Готовимся стать исследователями».
Первый год обучения для детей 6 – 7 лет (дошкольники / младшие школьники)
В первый год обучения (дошкольники и учащиеся первого класса) в ходе проведения занятий узнают, кто такие исследователи и понимают, что исследователем является каждый живущий на земле человек. Исследовать можно все, что нас окружает, опираясь на свой собственный опыт, наблюдения, с помощью взрослых, чтения разнообразных книг и энциклопедий на СD-дисках, изучения Интернет-ресурсов, при просмотре кино- и телефильмов, в ходе проведения наблюдений и экспериментов и т.д. Для адаптационного периода в первом классе рекомендуется проводить занятия, направленные на развитие исследовательских умений и навыков учащихся в процессе коммуникативной деятельности. (Приложение № 1)
Так как при обучении дошкольников и младших школьников большая роль отводится игре, то большинство занятий проводится в форме игр (игр-исследований, игр-выступлений, игр-экспериментальных лабораторий и др.). При проведении тренировочных занятий дети знакомятся с «техникой» проведения исследования. Они понимают, что сначала необходимо определиться с темой предстоящего исследования, затем собрать всю необходимую информацию из различных источников, провести исследование и, наконец, выступить по результатам проведенного исследования. На занятиях дети тренируются в сборе информации из различных источников: от взрослых, из компьютера, из книг, из фильмов, из проведенных опытов и т.д. При этом важно развивать у детей умение работать с текстом (бумажным и электронным), задавать вопросы по изучаемой теме, делать соответствующие выводы.
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и задачи курса:
- Беседа с детьми «Между небом и землёй».
- Беседа с родителями «Ваши дети – маленькие исследователи».
Как можно изучать окружающий нас мир
- Экскурсии в природу
- Игра в «ученых»
Раздел 2. Готовимся стать исследователями
2.1. Учимся наблюдать:
- Беседа «Наблюдение и наблюдательность».
- ренинговые игры: «Найди 10 отличий», «Найди ошибки художника», «Хитросплетения», «На что похоже?».
- Занятие «Наши питомцы» (наблюдение за животными природного уголка) .
2.2. Учимся видеть проблему:
- Беседа «Учимся видеть проблему».
- Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами».
- Игра «Сколько значений у предмета».
- Игра «Карусель».
2.3. Учимся проводить опыты:
- Беседа «Опыты и эксперименты».
- Игра «Почему вода исчезает?», «Мыльные пузыри».
2.4. Учимся задавать вопросы:
- Беседа «Что такое вопрос?»
- Практикум по умению задавать вопросы.
- Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загаданное слово».
Раздел 3. Помощники исследователей
3.1. Специалисты:
- Беседа «В мире профессий».
- Ролевая игра «Кем я хочу стать?»
- Практическое занятие «Профессии наших родителей».
3.2 Справочная литература.
- Экскурсия в библиотеку: «Какие бывают книги».
- Игра «Путешествие на книжную полку исследователя».
3.3. Компьютерные развивающие игры:
- Экскурсия в компьютерный класс.
- Работа в программе – графический редактор (Paint / TuxPaint).
- Компьютерные развивающие игры «Мозаика», «Пазлы», «Любимые питомцы».
Раздел 4. Подведение итогов. Подготовка и проведение итогового занятия: «Какие мы исследователи»
-Подведение итогов (игры – тренинги по изученным темам).
- Игра «Знаю, умею».
- Итоговое занятие: «Какие мы исследователи».
- Фестиваль детского творчества «Мы - исследователи».
1.1.2 Примерное тематическое планирование первого года обучения
№ | Наименование тем | Кол-во часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Введение 1.1. Предмет и задачи курса 1.2. Как можно изучать окружающий нас мир | ||||
Готовимся стать исследователями 2.1. Учимся наблюдать 2.2. Учимся видеть проблему 2.3. Учимся проводить опыты 2.4. Учимся задавать вопросы | ||||
Помощники исследователей 3.1. Специалисты 3.2. Справочная литература 3.3. Компьютерные развивающие игры | ||||
Подведение итогов. Подготовка и проведение итогового занятия: «Какие мы исследователи». | ||||
Презентация и оформление проектов. Резерв | ||||
Итого: |
Планируемые результаты и критерии отслеживания
Планируемые результаты | Критерий сформированности | Способ оценки/ Диагностика | Примечания |
Личностные результаты | - мотивация к учебной деятельности - Интерес к новому | Портфолио достижений | |
Метапредметные результаты | - Умение осуществлять действия по образцу - Умение видеть указанную ошибку и исправлять её | Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) Тест Керна-Иерасека | Диагностика готовности ребенка к школе |
В началевторого года обучения (учащиеся второго класса) занятия по программе продолжаются. На первых занятиях дети рассказывают о результатах наблюдений и опытов, которые они проводили в летнее время. Дети проводили наблюдения и опыты по схеме, составленной совместно с ними учителем. (Приложение №2)В ходе занятий расширяется опыт детей по проведению наблюдений и экспериментов, как важнейших методов исследования и источников информации.