МОДУЛЬ 1. «Готовимся стать исследователями».

Первый год обучения для детей 6 – 7 лет (дошкольники / младшие школьники)

В первый год обучения (дошкольники и учащиеся первого класса) в ходе проведения занятий узнают, кто такие исследователи и понимают, что исследователем является каждый живущий на земле человек. Исследовать можно все, что нас окружает, опираясь на свой собственный опыт, наблюдения, с помощью взрослых, чтения разнообразных книг и энциклопедий на СD-дисках, изучения Интернет-ресурсов, при просмотре кино- и телефильмов, в ходе проведения наблюдений и экспериментов и т.д. Для адаптационного периода в первом классе рекомендуется проводить занятия, направленные на развитие исследовательских умений и навыков учащихся в процессе коммуникативной деятельности. (Приложение № 1)

Так как при обучении дошкольников и младших школьников большая роль отводится игре, то большинство занятий проводится в форме игр (игр-исследований, игр-выступлений, игр-экспериментальных лабораторий и др.). При проведении тренировочных занятий дети знакомятся с «техникой» проведения исследования. Они понимают, что сначала необходимо определиться с темой предстоящего исследования, затем собрать всю необходимую информацию из различных источников, провести исследование и, наконец, выступить по результатам проведенного исследования. На занятиях дети тренируются в сборе информации из различных источников: от взрослых, из компьютера, из книг, из фильмов, из проведенных опытов и т.д. При этом важно развивать у детей умение работать с текстом (бумажным и электронным), задавать вопросы по изучаемой теме, делать соответствующие выводы.

Содержание программы первого года обучения

Раздел 1. Введение

1.1. Предмет и задачи курса:

- Беседа с детьми «Между небом и землёй».

- Беседа с родителями «Ваши дети – маленькие исследователи».

Как можно изучать окружающий нас мир

- Экскурсии в природу

- Игра в «ученых»

Раздел 2. Готовимся стать исследователями

2.1. Учимся наблюдать:

- Беседа «Наблюдение и наблюдательность».

- ренинговые игры: «Найди 10 отличий», «Найди ошибки художника», «Хитросплетения», «На что похоже?».

- Занятие «Наши питомцы» (наблюдение за животными природного уголка) .

2.2. Учимся видеть проблему:

- Беседа «Учимся видеть проблему».

- Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами».

- Игра «Сколько значений у предмета».

- Игра «Карусель».

2.3. Учимся проводить опыты:

- Беседа «Опыты и эксперименты».

- Игра «Почему вода исчезает?», «Мыльные пузыри».

2.4. Учимся задавать вопросы:

- Беседа «Что такое вопрос?»

- Практикум по умению задавать вопросы.

- Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загаданное слово».

Раздел 3. Помощники исследователей

3.1. Специалисты:

- Беседа «В мире профессий».

- Ролевая игра «Кем я хочу стать?»

- Практическое занятие «Профессии наших родителей».

3.2 Справочная литература.

- Экскурсия в библиотеку: «Какие бывают книги».

- Игра «Путешествие на книжную полку исследователя».

3.3. Компьютерные развивающие игры:

- Экскурсия в компьютерный класс.

- Работа в программе – графический редактор (Paint / TuxPaint).

- Компьютерные развивающие игры «Мозаика», «Пазлы», «Любимые питомцы».

Раздел 4. Подведение итогов. Подготовка и проведение итогового занятия: «Какие мы исследователи»

-Подведение итогов (игры – тренинги по изученным темам).

- Игра «Знаю, умею».

- Итоговое занятие: «Какие мы исследователи».

- Фестиваль детского творчества «Мы - исследователи».

1.1.2 Примерное тематическое планирование первого года обучения

Наименование тем Кол-во часов
Теория Практика Всего
Введение 1.1. Предмет и задачи курса 1.2. Как можно изучать окружающий нас мир
Готовимся стать исследователями 2.1. Учимся наблюдать 2.2. Учимся видеть проблему 2.3. Учимся проводить опыты 2.4. Учимся задавать вопросы
Помощники исследователей 3.1. Специалисты 3.2. Справочная литература 3.3. Компьютерные развивающие игры
Подведение итогов. Подготовка и проведение итогового занятия: «Какие мы исследователи».
Презентация и оформление проектов. Резерв
Итого:

Планируемые результаты и критерии отслеживания

Планируемые результаты Критерий сформированности Способ оценки/ Диагностика Примечания
Личностные результаты   - мотивация к учебной деятельности - Интерес к новому Портфолио достижений  
Метапредметные результаты - Умение осуществлять действия по образцу - Умение видеть указанную ошибку и исправлять её Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) Тест Керна-Иерасека     Диагностика готовности ребенка к школе


В началевторого года обучения (учащиеся второго класса) занятия по программе продолжаются. На первых занятиях дети рассказывают о результатах наблюдений и опытов, которые они проводили в летнее время. Дети проводили наблюдения и опыты по схеме, составленной совместно с ними учителем. (Приложение №2)В ходе занятий расширяется опыт детей по проведению наблюдений и экспериментов, как важнейших методов исследования и источников информации.

Наши рекомендации