Особенности построения и реализации программы

Логика построения и реализации программы дополнительного образования «Окружающий нас мир» может быть представлена в виде следующей схемы (табл.1)

Таблица1.

Особенности построения и реализации программы - student2.ru


Поисково-исследовательский этап. Третья ступень обучения Модуль 4. Программа Intel «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество», 34/68 час (1-2 час в нед.) Младшие школьники, 3-4 класс
Конструктивный этап. Вторая ступень обучения Модуль 3. «Мы и окружающий мир», 34 час, (1 час в нед.) Третий год обучения, младшие школьники, 2-3 класс
Модуль 2. Мы – маленькие исследователи», 34 час, (1 час в нед.) Второй год обучения, младшие школьники, 1-2 класс
Пропедевтический этап. Первая ступень обучения   Модуль 1. «Готовимся стать исследователями», 33 час, (1 час в нед.) Первый год обучения, дошкольники / младшие школьники, 6-7 лет

Ключевые идеи и принципы

Принцип преемственности дошкольного, начального и основного общего образования:

- обучение дошкольников и младших школьников началам исследовательской деятельности осуществляется через занятия в детском саду и уроки в школе, а также через дополнительное образование. Данная программа может служить необходимой базой для дальнейшей учебно-исследовательской деятельности учащихся в средних и старших классах.

Модульный принцип:

- программа состоит из логически завершенных учебных элементов - модулей, содержащих детально разработанное методическое обеспечение, адресованное учителю и учащемуся, учебные материалы, необходимые для освоения модуля (включая задания для самоконтроля), процедуру контроля усвоения содержания обучения, включённого в модуль.

Принцип научности

- предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, педагогическое взаимодействие направлено на развитие у учащихся познавательной активности, критического мышления, творчества.

Принцип единства группового и индивидуального обучения

- предполагает оптимальное сочетание: общение, взаимодействие и индивидуализация обеспечивают социализацию и развитие личности;

Принцип доступности и посильности обучения

- предполагает дифференцированный подбор учебного материала и построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения.

Принцип целостности

- развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

В основе программы лежит системно-деятельностный подход. Заложенные в программе образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельностиявляются основами личностно-ориентированного, развивающего обучения.

Ожидаемые результаты освоения программы:

В результате реализации программы будут сформированы личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

Личностные:

1. Сформированность познавательных мотивов.

2. Интерес к новому.

3. Интерес к способу решения и общему способу действия.

4. Сформированность социальных мотивов.

5. Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

6. Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

7. Уровень развития моральных суждений.

8. ·Критическое отношение к информации и избирательности её восприятия;

Регулятивные:

1. Регули­ровать весь процесс выполнения исследования; четко выполнять требования познава­тельной задачи

2. Самостоя­тельно формулировать познавательную цель

4. Осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

3. Уметь планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль)

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны'х характеристик;

- ·контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- ·коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные:

1. Осуществление ·самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

4. Структурирование знаний.

5. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

6. Умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

7. Умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

8. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

9. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

10. Доказательство.

11. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

3. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

4. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

5. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

6. Умения осуществлять:

·обмен гипермедиасообщениями;

·выступление с аудиовизуальной поддержкой;

·фиксацию хода коллективной/личной коммуникации;

·общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика (в том числе для самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

·поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

·поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

·формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

I. Содержание курса

Наши рекомендации