Особенности построения и реализации программы
Логика построения и реализации программы дополнительного образования «Окружающий нас мир» может быть представлена в виде следующей схемы (табл.1)
Таблица1.
Поисково-исследовательский этап. Третья ступень обучения | Модуль 4. Программа Intel «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество», 34/68 час (1-2 час в нед.) | Младшие школьники, 3-4 класс |
Конструктивный этап. Вторая ступень обучения | Модуль 3. «Мы и окружающий мир», 34 час, (1 час в нед.) | Третий год обучения, младшие школьники, 2-3 класс |
Модуль 2. Мы – маленькие исследователи», 34 час, (1 час в нед.) | Второй год обучения, младшие школьники, 1-2 класс | |
Пропедевтический этап. Первая ступень обучения | Модуль 1. «Готовимся стать исследователями», 33 час, (1 час в нед.) | Первый год обучения, дошкольники / младшие школьники, 6-7 лет |
Ключевые идеи и принципы
Принцип преемственности дошкольного, начального и основного общего образования:
- обучение дошкольников и младших школьников началам исследовательской деятельности осуществляется через занятия в детском саду и уроки в школе, а также через дополнительное образование. Данная программа может служить необходимой базой для дальнейшей учебно-исследовательской деятельности учащихся в средних и старших классах.
Модульный принцип:
- программа состоит из логически завершенных учебных элементов - модулей, содержащих детально разработанное методическое обеспечение, адресованное учителю и учащемуся, учебные материалы, необходимые для освоения модуля (включая задания для самоконтроля), процедуру контроля усвоения содержания обучения, включённого в модуль.
Принцип научности
- предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, педагогическое взаимодействие направлено на развитие у учащихся познавательной активности, критического мышления, творчества.
Принцип единства группового и индивидуального обучения
- предполагает оптимальное сочетание: общение, взаимодействие и индивидуализация обеспечивают социализацию и развитие личности;
Принцип доступности и посильности обучения
- предполагает дифференцированный подбор учебного материала и построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения.
Принцип целостности
- развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход. Заложенные в программе образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельностиявляются основами личностно-ориентированного, развивающего обучения.
Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате реализации программы будут сформированы личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
Личностные:
1. Сформированность познавательных мотивов.
2. Интерес к новому.
3. Интерес к способу решения и общему способу действия.
4. Сформированность социальных мотивов.
5. Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.
6. Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
7. Уровень развития моральных суждений.
8. ·Критическое отношение к информации и избирательности её восприятия;
Регулятивные:
1. Регулировать весь процесс выполнения исследования; четко выполнять требования познавательной задачи
2. Самостоятельно формулировать познавательную цель
4. Осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
3. Уметь планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль)
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны'х характеристик;
- ·контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- ·коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные:
1. Осуществление ·самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
4. Структурирование знаний.
5. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
6. Умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
7. Умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
8. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
9. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
10. Доказательство.
11. Выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
3. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
4. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
5. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
6. Умения осуществлять:
·обмен гипермедиасообщениями;
·выступление с аудиовизуальной поддержкой;
·фиксацию хода коллективной/личной коммуникации;
·общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика (в том числе для самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
·поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
·поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
·развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
·формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
I. Содержание курса