Модуль 1. «Готовимся стать исследователями»
1.1.1 Содержание программы
1.1.2 Примерное тематическое планирование первого года обучения
1.1.3 Планируемые результаты и критерии их отслеживания
Модуль 2. «Мы маленькие исследователи»
1.2.1 Содержание программы
1.2.2 Примерное тематическое планирование второго года обучения
1.2.3 Планируемые результаты и критерии их отслеживания
Модуль 3. «Мы и окружающий мир»
1.3.1 Содержание программы
1.3.2 Примерное тематическое планирование третьего года обучения
1.3.3 Планируемые результаты и критерии их отслеживания
Модуль 4. Курс «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество»
1.4.1. Содержание программы
1.4.2. Примерное тематическое планирование третьего года обучения
1.4.3. Планируемые результаты и критерии их отслеживания
Список литературы
Приложение
Пояснительная записка
В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний.
Исследовательская деятельность опирается на присущую ребенку от природы потребность познания действительности. Маленький ребёнок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на вопросы – важнейшие черты поведения ребёнка как дошкольного, так и младшего школьного возраста.
Актуальность программы «Окружающий нас мир» состоит в том, что проблема формирования исследовательских умений является актуальной на современном этапе в условиях введения новых стандартов начального образования. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребёнка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из более частных задач является задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников.
Новые образовательные стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Концепция современного образования и требования стандартов указывают, что к результатам, которые подлежат оценке в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:
- системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
- умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений.
В связи с этим возникает необходимость формирования УУД (универсальных учебных действий), способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Очень важно учитывать, что процесс обучения основам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов. Перед начальной школой возникает необходимость учитывать, поддерживать и развивать достижения дошкольного развития детей. Таким образом, возникает проблема преемственности между дошкольным и школьным учреждениями.
Использование современных средств ИКТ для овладения учащимися методами исследовательской деятельности позволит повысить уровень подготовки дошкольников к началу образовательной деятельности и усилит интерес учеников начальной школы к более глубокому изучению школьных дисциплин, имеющих исследовательскую направленность. Формирование способности младших школьников грамотно применять ИКТ является одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.
Цель программы:
· овладение младшими школьниками основами исследовательской деятельности;
· повышение у учащихся грамотности в области компьютерных технологий
Задачи программы:
· формирование и развитие у детей дошкольного и младшего школьного возраста познавательных потребностей и способностей, умений и навыков исследовательской и проектной деятельности;
· развитие навыков продуктивного взаимодействия и учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
· широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды для формирования универсальных учебных действий обучающихся;
· формирование ИКТ-компетентности обучающихся, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 6 – 11 лет.
Направленность программы
Общеинтеллектуальное развитие личности дошкольников и младших школьников, овладение ими основами исследовательской и проектной деятельности.
В рамках программы учащиеся получают начальные навыки владения такими программными продуктами, как Microsoft Office Paint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel и Microsoft Office Power Point.