Исследований в форме научного доклада (научной статьи, курсовой и дипломной работы)
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентом в ходе самостоятельного изучения материала темы; формирование умения готовить устное (письменное) выступление и его мультимедийное сопровождение, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «устный доклад», «учебный диспут».
Время: 2 часа.
Вопросы для обсуждения:
1. Подготовка устного доклада на научную конференцию и его мультимедийное сопровождение.
2. Формулирование темы, замысла и названия научной статьи. Композиция научной статьи.
3. Методика написания и защиты курсовой и дипломной работы.
4. Магистерская диссертация: структура, особенности разработки и защиты.
Основные понятия. Композиция научного произведения. Рубрикация текста научной работы. Повествовательные и описательные тексты. Язык и стиль научной работы. Фразеология научной прозы. Виды студенческих научно-исследовательских работ. Устный научный доклад. Научная статья. Курсовая работа. Выпускная квалификационная работа.
Методические указания и ход занятия
Занятие начинается с решения практических задач по теме «Основные источники информации для научного исследования». В течение 10 минут обучаемому предлагается составить библиографическое описание источников научной информации. Для этого обучаемому дается исходная база данных, содержащая необходимую информацию для составления библиографического описания.
Затем проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Подготовка устного доклада на учебный семинар». В ходе доклада должны быть рассмотрены следующие вопросы: этапы подготовки доклада, его тема, цель, задачи и стержневая идея, этапы поиска и подбора научной информации, структура и композиция доклада, методы изложения материала, полный текст доклада и его литературное оформление, практическая реализация доклада на семинаре. После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.
Затем проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Формулирование темы, замысла и названия научной статьи». В ходе доклада должны быть рассмотрены следующие вопросы: понятие научной статьи, алгоритм и требования к теме, замыслу и названию научной статьи. После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.
Затем проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Композиция научной статьи». В ходе доклада должны быть рассмотрены следующие вопросы: структура научной статьи и ее элементы (аннотация, ключевые слова, вступление, основные публикации, цель, основная часть, выводы, список литературы), приемы и методы изложения содержания основной части научной статьи. После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.
Далее рассматривается методика работы над курсовой и дипломной работами, а также магистерской диссертацией. Обсуждается составленный студентами в часы самостоятельной работы развернутый план дипломной (курсовой) работы на тему «Становление и развитие Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)». В конце занятия преподаватель, основываясь на знаниях студентов, полученных при обсуждении первого вопроса, доводит особенности подготовки устного выступления на научной конференции.
Рекомендуемая литература
Основная:
Зеленков М.Ю. Материал для подготовки к занятию по теме «Методика оформления результатов научных исследований в виде научных работ» / http://zelenkov.ucoz.ru/index/lekcii_avtora/0-28.
Зеленков М.Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «Общественные науки». М.: Юридический институт МИИТа, 2011.
Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.
Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.
Дополнительная:
Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.
Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.
Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. М.: «Ось–89», 1998.
Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. Киев: О-во «Знания»; КОО, 2001.
Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.
Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.
Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов / под ред. В.И. Купцова. М., 1996.
Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.