Показатели и индикаторы, необходимые для блока социально-демографических вопросов
Показатель | Индикатор | № вопроса |
Возраст | Количество лет | |
Пол | · Мужской · Женский | |
Место рождения | Город__________________ | |
Будущая профессия | · Да, я хочу стать ___________ · Нет, не определился |
Вывод:В данном параграфе был обоснован метод, используемый в исследовании – групповой раздаточный опрос; разработаны и проградуированы эмпирические индикаторы для независимой, зависимой и контрольной переменных, а также сформулированы показатели и индикаторы для блока социально – демографических вопросов.
§2 Итоговая таблица операционализации ключевых понятий
концептуальной модели предмета исследования
Концептуальные понятия | Операциональные понятия | Формат ответа и тип шкалы | № вопроса | |||
Переменные | Градации переменных | Показатели | Индикаторы-инструменты | |||
Референтная группа | Степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника (независимая переменная) | Степень влияния | Авторитет друзей | Сила влияния авторитета друзей на старшеклассника | Оценочная шкала Порядковая шкала | |
Высота авторитета друзей старшеклассника в их кругу | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
Теснота дружеских отношений | Близость дружеских отношений старшеклассника с его друзьями | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
Схожесть интересов | Наличие общих интересов у старшеклассника и его друзей | Оценочная шкала Дихотомическая шкала | ||||
Степень схожести интересов старшеклассника с интересами его друзей | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
Уровень конформности личности | Частота согласия старшеклассника с мнением друзей | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
Характер влияния друзей на старшеклассника | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
Самооценка личности | Самооценка старшеклассника | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
Профессиональное самоопределение старшеклассника | Уровень стремления в самореализации старшеклассника в процессе профессионального самоопределения (зависимая переменная) | Уровень стремления | Психологическая удовлетворенность жизнью | Степень психологической удовлетворенности жизнью | Оценочная шкала Порядковая шкала | |
Наличие желания у старшеклассника поменять что-либо в своей жизни | Выбор суждения Дихотомическая шкала | |||||
Установление новых связей, знакомств | Наличие стремления у старшеклассника устанавливать новые связи, знакомства | Выбор суждения Дихотомическая шкала | ||||
Частота установления старшеклассником новых связей, знакомств | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
Совместный досуг | Наличие совместного досуга у старшеклассника с его друзьями | Выбор суждения Дихотомическая шкала | ||||
Количество времени, которое старшеклассник проводит с друзьями | Открытый вопрос Интервальная шкала | |||||
Наличие и частота совместного посещения культурных мероприятий (театров, музеев, выставок и пр.) с друзьями | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
Наличие и частота совместного посещения развлекательных мероприятий (концертов, кинотеатров, дискотек и пр.) с друзьями | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
Наличие и частота совместных поездок заграницу, на дачу, в лагерь и пр. с друзьями | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
Наличие и частота совместных прогулок и времяпровождения с друзьями | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
Наличие и частота нахождения дома, игры в компьютерные игры и т.д. | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
Власть (стремление занять высокую должность) | Степень стремления старшеклассника к власти (к занятию высокой должности) | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
Получение новых знаний умений и навыков | Степень стремления старшеклассника получать новые знания, умения, навыки | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
Материальная обеспеченность | Степень стремления старшеклассника быть материально обеспеченным | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
Труд (стремление заниматься любимым делом) | Степень стремления старшеклассника заниматься любимым делом | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
Уровень родительского контроля за старшеклассником (контрольная переменная) | Уровень контроля | Авторитет родителей | Сила влияния авторитета родителей на старшеклассника | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||
Лояльность в воспитании ребёнка | Оценка старшеклассником строгости его родителей | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
Степень свободы старшеклассника | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
Родительский статус в обществе | Высота положения родителей старшеклассника в обществе | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
Материальное положение семьи | Уровень материального достатка семьи старшеклассника | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
Наличие желания и возможности у родителей старшеклассника оплачивать ему учебу | Выбор суждения Номинальная шкала |
Служебные вопросы и вопросы социально-демографического блока:
Показатель | Индикатор | № вопроса |
Возраст | Количество лет | |
Пол | · Мужской · Женский | |
Место рождения | Город__________________ | |
Будущая профессия | · Да, я хочу стать ___________ · Нет, не определился |
§3. Разработка инструмента исследования (анкеты)
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Тел. 939-27-95 |
УВАЖАЕМЫЙ СТАРШЕКЛАССНИК!
Просим Вас принять участие в социологическом опросе, посвящённом исследованию влияния друзей на дальнейший выбор старшеклассником своей будущей профессии. Результаты опроса позволят сформировать представление о сложившейся ситуации в отношении влияния друзей на старшеклассника и наметить возможные пути решения существующих проблем.
Опрос проводится на условиях анонимности. Все результаты будут представлены только в обобщённом виде.
Заполнить анкету просто. Отвечая на вопросы, ОБВЕДИТЕ НОМЕР ОТВЕТА, наиболее точно отражающий ВАШЕ личное МНЕНИЕ.
НАПРИМЕР:
№1.ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДРУЗЬЯ?
1. Да
2. Нет
Или:
КАК ЧАСТО ВЫ ЗАМЕЧАЕТЕ:
Постоянно | Часто | Время от времени | Редко | Никогда | ||
№2 | Давление на Вас со стороны друзей? | 2 | ||||
Или:
№9.Оцените себя по десятибалльной шкале: