Практическая задача, стоящая перед заказчиком
Разработать средства и методы (механизмы), посредством которых школа сможет помочь ученику грамотно и правильно профессионально самоопределиться.
Актуальность темы
Тема профессионального самоопределения всегда была актуальной. Пристальное внимание к этой проблеме отмечается еще в незапамятные времена, когда появляется понятие «разделение труда». Н.С. Пряжников указывает на невозможность дальнейшего развития общества без специального внимания к проблеме профессионального самоопределения.
Референтная группа как фактор формирования профессионального самоопределения и соответственно как социальное явление, впервые стала исследоваться в США в начале 40-х годов прошлого века. Позднее начали проводиться исследования в европейских государствах, в том числе и в России. В связи с тем, что исследования о влиянии референтной группы (друзья) на профессиональное самоопределение личности стали проводиться относительно недавно, эта область в нашей стране исследована недостаточно.
Одним из важнейших факторов обеспечивающих успешную социализацию, понимаемую как процесс становления социальной сущности человека, включения его в систему общественных отношений, формирование его в качестве субъекта общественной жизни становится образование. В этой связи стоит особо подчеркнуть тот факт, что усвоение индивидом социального опыта, активного приспособления к окружающему миру, неразрывно происходить в партнерстве с одноклассниками, друзьями, соседями по лестничной клетке (так называемой референтной группой). Так, приобретаемые определенные социальные навыки в результате постоянного пребыванием индивида в определенной социальной среде, приводит к тому, что он усваивает те ценности, нормы и образцы поведения, которые характерны для референтной группы. В связи с этим исследование влияния референтной группы (друзья), на процесс формирования профессионального самоопределения старшеклассников, имеет большую социальную и практическую значимость и представляется особенно актуальным.
Опираясь на ранее проведенные социологические исследования и теоретические положения, а также на наш жизненный опыт, мы решили в своем исследовании обратить внимание на то, как друзья старшеклассника влияют на его решение в выборе дальнейшей профессии потому, что всем известно, насколько конформными бывают личности, которые зачастую слепо придерживаются мнения большинства, что особенно часто проявляется в поисках одобрения так называемого «значимого другого».
Теоретическая значимость поставленной проблемы связана с внесением вклада в социологию молодежи, а также социологию профессии.
С практической точки зрения особенно хотелось бы выделить, что мы живем в обществе, где каждый обращает внимание на другого, находится с ним в незримой конкуренции и естественно старается быть, если не лучше, то, по крайней мере, не хуже других. Особенно актуально для подростков, которые естественно обращают внимание на своих друзей и разделяют их ценностные ориентации. На этом этапе социализации личности включенность в значимую группу, на наш взгляд, особенно велика. Одновременно с этим в России уровень жизни и достаток граждан разных слоев сильно разнятся, поэтому возникают еще большие сложности выбора профессии именно в наше время.
Разработанность темы
В исследовании будут рассматриваться явления, связанные с профессиональным самоопределением старшеклассников и референтная группа (друзья) как фактор, оказывающий влияние на данный процесс. Явления в области профессионального самоопределения старшеклассников рассматривает социология молодежи.
Социология молодежи как отрасль социологии возникла в 60-70-х гг. ХХ века, однако эта тема рассматривалась учёными и до этого времени. Так, один из крупнейших классиков социологии, Э.Дюркгейм[1], не просто подчеркнул значение общественного воздействия на процесс развития личности, но и впервые увязал в своих размышлениях понятия "воспитание" и "социализирование" в одну систематическую связь.
В рамках идеи социального конструирования реальности, которая рассматривает процесс социализации личности, можно выделить двух исследователей, П.Бергера и Т.Лукмана[2], рассматривающих социализацию как процесс социального конструирования. Биография индивида представляется ими как последовательные жизненные фазы, каждая из которых имеет разное значение в процессе социализации, выделяя при этом две формы, на основе которых происходит социализация личности: первичная и вторичная, где решающее значение отдавалось первичной.
В современных развитых обществах, где экономические, политические и другие элементы культуры подвержены быстрым изменениям "угнаться за жизнью" пытаются с помощью образования. Так, В.И. Писарчук, Л.И. Скляр[3] проводили исследование, в котором выделяли социально-демографические факторы, оказывающие влияние на выбор будущей профессии и жизненного плана учащегося. Согласно результатам их исследования, было выявлено, что на первом месте, среди критериев оценки будущей профессии для учащихся 9 и 11 классов стоит интересная и увлекательная работа, связанная с приобретением специальных знаний и проявлением творческой инициативы.
Исследование различных аспектов профессионального самоопределения проводится в работе В.В. Выборновой и Е. А. Дунаевой[4]. Выбор профессии рассматривается авторами как одно из важнейших условий самоопределения личности и успешной интеграции ее в общество.
В отечественной психологии проблема профессионального самоопределения во все времена была очень актуальна. Так, Е.А. Климов[5] понимает самоопределение как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества производителей чего полезного, сообщества профессионалов. Ценным является мнение Климова, о том, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по выбранной специальности, оно продолжается на протяжении всего профессиональной жизни человека.
Профессиональный и личностный самоопределение стало предметом исследования Н.С. Пряжникова.[6] Он различает понятия личностного и жизненного самоопределения, а также предлагает классификацию типов самоопределения личности, в зависимости от реализуемой в каждом из них степени свободы: профессиональное, жизненное, личностное. По мнению Н. С. Пряжникова, жизненное самоопределение это "выбор определенного стиля жизни и реализация его во многих социальных ролях". Личностное самоопределение характеризуется им как высший уровень жизненного самоопределения, минимально ограниченный внешними факторами.
В нашем исследовании мы обращаемся к такому аспекту профессионального самоопределения, как влияние референтной группы (друзей) - фактора профессионального самоопределения личности (старшеклассника).
Цель исследования
Раскрыть характер влияния референтной группы (друзей) на процесс профессионального самоопределения учащегося 9 - 11 классов ГОУ СОШ №3 и №7 города Реутова Московской области.
Задачи исследования
Методологические задачи:
1. Определить теоретические подходы, объясняющие сущность профессионального самоопределения; факторы его формирования; особенности его проявления. Выделить понятия, посредством которых формулируется такое объяснение.
2. Определить теоретические подходы, объясняющие влияние референтной группы (друзей) на профессиональное самоопределение личности (старшеклассника). Выделить понятия, посредством которых формулируется такое объяснение.
3. Выделить переменные исследования и на их основе сформулировать гипотезы исследования.
Методические задачи:
1. Обосновать возможность применения метода анкетного опроса для получения данных о взаимосвязи влияния референтной группы (друзей) на профессиональное самоопределение личности (старшеклассника).
2. Разработать показатели для переменных исследования, выявляющих влияния референтной группы на профессиональное самоопределение личности.
3. Обосновать способы организации анкетного опроса применительно к специфике выбранных переменных исследования.
4. Обосновать способы обработки и анализа эмпирических данных исследования и проверки его гипотез.
Содержательные задачи:
1. Выявить характеристики, присущие референтной группе (друзьям), оказывающие влияние на профессиональное самоопределение старшеклассника.
2. Раскрыть характер влияния референтной группы (друзей) на профессиональное самоопределение старшеклассника и степень его влияния на данный процесс.
3. Выявить степень влияния референтной группы (друзей) на профессиональное самоопределение старшеклассника.