Социальные отношения: взаимодействие, 3-4 года
Учебная цель: улучшение разговорных навыков, тренировка памяти, расширение социальных способностей
Задание: запомнить краткое сообщение (состоящее из 4-6 слов) и передать его другому лицу
Материал: отсутствует
Сядьте с Таней в комнате и попросите кого-нибудь задержаться в другой комнате. Подведите Таню к двери соседней комнаты, чтобы она видела, кто там находится. Вы и Ваш помощник должны иметь для Тани ряд поощрений. Прежде чем начнется упражнение, Вы должны оговорить ряд сообщений, которые Таня должна передать, чтобы Вы могли проверить, правильно ли она их передает. Затем дайте Тане краткое поручение и попросите передать его другому лицу. Скажите, например: "Таня, скажи папе, чтобы он вставал!". Если она не сразу бежит, чтобы передать это сообщение, то направьте ее в нужном направлении и повторите поручение. Если она подойдет к другому лицу, но сообщения не передает, другой человек должен ей помочь вопросом: "Что сказала мама?". Если Таня медлит, то она должна получить следующее указание с вопросом: "Встать?". Если Таня правильно передаст сообщение, то ее нужно похвалить и дать подобное поручение, которое она должна передать Вам. Выполняйте это тем же способом. Сначала Таня должна передать лишь 2 сообщения. Постепенно давайте ей больше поручений, которые должны становиться все труднее. Постоянно следите, чтобы поручения были Тане понятны. Иначе она запутается и может даже не вспомнить о сообщении. Если она затрудняется в понимании, то можно ей помочь повторить содержание сообщения, прежде чем послать с ним Таню к другому лицу.
Упражнение 216. Образовывать множественное число
Речь: выразительные возможности языка, 3-4 года
Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года
Учебная цель: использование формы множественного числа
Задание: образовывать множественное числопринаименовании предметов повседневного обихода
Материал: предметыбыта, которые Павел хорошо знает (конфеты, тетради, карандаши)
Сядьте с Павлом за стол и положите одиниз предметов около него. Назовите предмет, кладя его на стол. Положите на стол, например, конфету и скажите: "Павел, посмотри, конфета!". Не позволяйте ему взять ее и спросите: "Что это, Павел?". Если он ответит "конфета", положите три конфеты отдельно, а рядом оставьте одну конфету. Привлеките его взор к стопке из конфет и скажите: "Павел, смотри, конфеты!". Подчеркивайте при этом форму множественного числа. Повторите слово "конфеты". Следите за тем, чтобы слово (конфеты) звучало отчетливо. Затем укажите на одну конфету и спросите: "Что это, Павел?". Если он ответит: "Конфета", повторите этот вопрос о стопке конфет. Если он не поймет форму множественного числа, а будет говорить "конфета", то добавьте громко "Ы" и велите ему повторить.
Упражнение 217. Назвать геометрические фигуры
Речь: словарный запас, 4-5 лет
Познавательная деятельность: понимание речи, 4-5 лет
Восприятие: визуальное, 2-3 года
Учебная цель: расширение словарного запаса
Задание: назвать 3 простые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат)
Материал: геометрическая фигурная доска или фигуры, вырезанные из бумаги (круг, треугольник и четырехугольник)
Если Владимир может по Вашей просьбе подать Вам нужную фигуру (упр. 176), научите его называть эти фигуры. Если он по Вашему требованию: "Вова, дай мне круг!" - дает Вам нужную фигуру, то держите ее перед ним и многократно повторяйте: "Круг!" Затем спросите его: "Какая это форма?". Повторяйте незнакомое понятие формы многократно, чтобы Владимир ассоциировал понятие "форма" с понятиями "круг", "треугольник" и "квадрат". Если Вы многократно произнесли перед ним понятие "форма", задержитесь на несколько секунд и произнесите начальный звук. Побудите его произнести за Вами этот звук, а затем все слово. Сначала ему будет трудно произносить такие слова, как "треугольник". Хвалите и поощряйте за каждое слово, которое звучит подобно этому. Если он делает успехи, постепенно ожидайте от него правильного звучания, пока он самостоятельно не произнесет слово четко и ясно.
Упражнение 218. "Что ты делаешь с ...?"