Организация работ по проектированию выпускной квалификационной работы
Цели и задачи выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа завершает подготовку специалиста и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи по выбранной специальности.
Цели выпускной квалификационной работы:
1) систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных задач;
2) приобретение навыков самостоятельной работы;
3) овладение методиками исследования, обобщения и логического изложения материала.
В выпускной квалификационной работе студент должен показать:
1) прочные теоретические знания по избранной теме и способность проблемного изложения материала;
2) умение ставить задачи теоретического и практического плана;
3) умение использовать общепринятые и специальные методики;
4) работу с материалами собственных исследований;
5) владение навыками проведения анализов и расчетов;
6) владение современной вычислительной техникой;
7) способность делать выводы и рекомендации;
8) способность представлять полученные результаты аудитории.
Общими требованиями к выпускной квалификационной работе являются:
1) целевая направленность;
2) четкость построения;
3) логичная последовательность изложения материала;
4) верное и целенаправленное использование методик;
5) глубина исследования и полнота освещения вопросов;
6) убедительность аргументации; краткость и точность формулировок;
7) конкретность изложения результатов работы;
8) доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
9) грамотное оформление.
Тематика выпускных квалификационных работ
Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается выпускающей кафедрой. Она должна отвечать профилю направления подготовки, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития науки и техники и решать конкретные задачи.
В качестве тем выпускных квалификационных работ выбираются реальные проблемы научной, и природоохранной или природосберегающей деятельности организаций, в которые студенты направляются для прохождения преддипломной практики.
Тематика доводится до сведения студентов. Им предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы или они могут предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Как правило, тема выпускной квалификационной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых и научных работ, и основывается на материалах, собранных во время преддипломной практики.
Закрепление темы, научный руководитель и консультант закрепляется по предложению кафедры распоряжением декана факультета.
После утверждения темы вместе с научным руководителем студент составляет задание на выполнение выпускной квалификационной работы. Оно подписывается студентом, преподавателем-руководителем выпускной квалификационной работы и утверждается заведующим кафедрой.
Структура выпускной квалификационной работы
Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:
1) титульный лист;
2) аннотация;
3) содержание;
4) введение;
5) литературный обзор;
6) материалы и методы;
7) результаты и обсуждение;
8) заключение;
9) выводы[1];
10) список использованных источников;
11) приложения.
Содержание частей выпускной квалификационной работы
Аннотация. Аннотация должна в кратком виде (в объеме не более одной машинописной страницы) отражать цель и объект исследования, актуальность и новизну полученных результатов, степень внедрения и область применения, данные об объеме, количестве разделов, иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников.
Введение. Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью и новизной; формируется проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для раскрытия темы.
Основная часть в своем составе имеет 3-6 глав. Фраза «основная часть» не пишется. Главы присутствующие в основной части выпускной квалификационной работы – это литературный обзор, материалы и методы, результаты и обсуждение. Каждая из глав может делиться на 2-4 раздела.
Первая глава – Литературный обзор – носит общетеоретический характер и не зависит от материалов вашего исследования. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы. Раздел «литературный обзор» в развернутом виде должен содержать: описание основных этапов развития научного представления по выбранной проблеме, если необходимо, современное состояние проблемы, анализ существующих подходов к решению проблемы. Эта глава дает возможность обоснованно выбрать определенную методику проведения исследования.
Во второй главе – Материалы и методы – студентом предоставляются сведения о месте сбора материала, его количестве и способе сбора, способах обработки материала, схеме экспериментальных работ, способах статистической обработки и анализа данных. При этом сведения о собранном материале и применяемых в процессе его обработки и сбора методах могут располагаться в различных разделах и даже образовывать отдельные главы.
Сведения о месте сбора материала и месте обитания объектов исследования можно обобщить в главе «Географическая характеристика района исследований». В этой главе дается подробная характеристика всей обследуемой площади: геологическая, геохронологическая, гидрогеологическая, гидрологическая, метеорологическая, ландшафтная, экономическая, почвенных покровов, животного и растительного мира. Сведения о собственно биологических (или иных) объектах исследований выделяются в раздел или главу, которая может носить название: «Биологическая (или иная) характеристика объектов исследования». В этой главе приводятся данные по систематическому положению исследуемого объекта и его признакам, основным чертам биологии и экологии вида.
При описании методов исследования важно, чтобы использованные в работе методы были достаточно современны, при написании этой части студент должен показать свою грамотность в овладении этими методами.
В следующей главе – Результаты и обсуждение (при необходимости можно разделить на две главы Результаты и Обсуждение) – необходимо ясно и точно показать результаты собственных исследований в форме текста, таблиц, иллюстраций. Выявить наиболее интересные из полученных результатов и выделить их. В данной части работы необходимо проявить хорошее знание материала собственных исследований, навыки и умение его интерпретировать. В обсуждении производится сопоставление полученных собственных результатов с данными литературных источников, говорится об их сходимости, предлагаются возможные объяснения полученным новым фактам. Указывается возможность обобщений и использования полученных фактов и идей.
Заключение (выводы, рекомендации) – в заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы по результатам исследований, даются рекомендации о внедрении работы. Указываются организации и учреждения, где могут быть внедрены (или уже внедрены) результаты выпускной квалификационной работы (как правило, на местах преддипломной практики) и где еще они могут быть реализованы.
В списке использованных источников – указывается вся литература, которая непосредственно использовалась для написания выпускной квалификационной работы, оформленная в соответствии с требованиями (см. ниже). Приведение в этом списке литературных источников, на которые автор в тексте работы не ссылается - не допускается. Нарушением также является ссылка в тексте выпускной квалификационной работы на литературный источник, который отсутствует в списке использованных источников.
Приложения к выпускной квалификационной работе содержат материалы дополнительного, справочного и вспомогательного характера, на которые автор не претендует как на свой личный вклад и которые при помещении в основную работу загромождают ее. Это могут быть объемные таблицы, графики, промежуточные расчеты, методики и инструкции, программы и результаты решения задач на компьютере, выводы формул, копии документов и т.п., но не машинописный текст, вынесенный с целью сокращения объема выпускной квалификационной работы. Если приложений больше десяти, их рекомендуется объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты исследований и т.д.
Требования к объему выпускной квалификационной работы определяются ее фактическим содержанием, объем считается достаточным в пределах 30 страниц печатного текста (без учета рисунков, таблиц, списка использованной литературы, приложений, ), если иное не оговорено научным руководителем.