Оценка сформированности произвольной регуляции ВПФ (Этап 2.)
Задача: оценка произвольной регуляции высших психических функций
На этом этапе анализируется возможность целенаправленной организации собственной деятельности в определенном “русле” (мнестические процессы, речемыслительная деятельность и т.п.), или произвольной регуляции ребенком своей познавательной активности, в том числе и в смысле возможности ограничения (или даже прекращения) собственной деятельности.
С этой целью необходимо исследовать, в первую очередь:
1. возможность удержания программы выполнения тех или иных заданий;
2. возможность удержания алгоритма, созданного самим ребенком.
Примечание. Подобная регуляция может быть сформирована несколько лучше, чем произвольность двигательной активности в силу речевого опосредования и, наоборот, может значительно страдать из–за отсутствия такого опосредования, в том числе и в случаях парциальной несформированности речевого развития.
На данном этапе предусматривается качественный анализ определенных параметров, свидетельствующих об уровне произвольного владения собственной деятельностью. Прежде всего анализируется возможность:
· удержания инструкции (не удерживает; удерживает при повторении инструкции; удерживает самостоятельно);
· удержание программы выполнения заданий: невербального или вербального характера (не удерживает; удерживает при вынесении программы вовне; удерживает самостоятельно);
· распределение внимания по ряду признаков одновременно (способен “удержать” только одни признак; способен к распределению внимания и “работе” с двумя признаками при незначительной помощи взрослого; способен к распределению внимания и продуктивной работе с двумя и более признаками самостоятельно);
Методы оценки произвольной регуляции высших психических функций
Подобная оценка возможна при анализе выполнения ребенком большинства известных диагностических методик и заданий, в том числе таких как:
- Прогрессивные Матрицы Дж.Равена;
1. Методика Пьерона–Рузера;
2. Методика В.М. Когана;
3. Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву;
4. Установление последовательности событий;
5. Выделение существенных признаков;
6. Подбор по аналогии и т.п.
3.2. Ориентировочные нормативные показатели характера выполнения
предлагаемых заданий
1. к 6,5-7-летнему возрасту ребенок может удерживать инструкцию, при выполнении сложных заданий иногда нуждается в ее повторении;
2. к этому же возрастуребенок способен удержать программу выполнения вербального или невербального характера. На фоне утомления может потребоваться небольшая организующая помощь взрослого. Доступно распределение внимания по двум признакам (и удержание этой программы);
3. после 7-ми летдоступно распределение внимания по трем признакам одновременно.
Сформированность произвольной регуляции экспрессивного поведения (Этап3.)
Задача: оценка сформированности произвольной регуляции экспрессивного поведения
В данном случае специального исследования произвольной регуляции не предусматривается.
Оценка сформированности эмоциональной регуляции может быть произведена посредством наблюдения за эмоциональной экспрессией ребенка, его поведенческими реакциями в процессе обследования, так и наблюдения за игрой ребенка, а также при анализе жалоб родителей, изучения истории развития (анамнеза).
Оценивается:
1. наличие или отсутствие импульсивности;
2. степень выраженности аффективной экспрессии;
3. преобладающий “знак” эмоциональных реакций;
4. возможность сдерживать и/или анализировать свои эмоции, переживания и поведение (в том числе и речевую активность).
Методы оценки сформированности произвольной регуляции экспрессивного поведения
Метод наблюдения является наиболее адекватным для поставленных задач. Рекомендуется наблюдение не только в процессе диагностики, но и в других ситуациях.
По результатам диагностики составляется примерный план дальнейшей развивающей или коррекционной работы в соответствии с предлагаемой ниже технологией проведения коррекционно-развивающей работы.
Литература к 1-й части
1. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение , 1991.
2. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма – М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
3. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: Когито-Центр, 1996.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000. (Б-ка психолога-практика).
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М.: Изд-во АПКиПРО, 2001.