Сущность экспериментального исследования, его виды
Научно-экспериментальное исследование – один из видов познавательной деятельности, заключающийся в выработке научных знаний, направленных на установление научной истины. Основным методом познания в науке является эксперимент, представляющий собой исследование, направленное на проверку теоретических и прикладных предположений (гипотез) вероятностного характера, требующих строгой логичности доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях.
Р.С. Немов выделяет следующие основные признаки экспериментального исследования:
1) наличие проблемы, т.е. актуального оригинального и жизненно значимого вопроса, ответ на который невозможно найти без специально созданной ситуации;
2) наличие методологического аппарата исследования (объекта, предмета, целей, задач и пр.;
3) наличие гипотезы, т.е. четко, логически непротиворечиво сформулированного предположения о том, как в принципе может быть разрешена проблема;
4) подготовка и проведение научного эксперимента, предназначенного для проверки этой гипотезы;
5) сравнение экспериментально установленных результатов с имеющимися данными, с использованием математической статистики и интерпретация результатов.
В науке существует множество классификаций экспериментальных исследованийпо следующим признакам (критериям):
- направление исследований;
- цель исследования;
- методический подход;
- условия проведения;
- объект исследования;
- форма проведения;
- техническая оснащенность;
- организационный признак.
Понаправлению исследований можно выделить научно-познавательные и прикладные исследования.
В научно-познавательных исследованиях преимущественно добываются знания, которые обогащают соответствующую область науки, но не всегда находят практическое применение. Это, как правило, исследования теоретического характера.
В прикладных исследованиях выдвигаются и научно проверяются предположения, практическая реализация которых должна дать существенный эффект.
По цели различают поисковый, решающий, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты и соответствующие им виды исследований. Так, поисковый эксперимент проводится в том случае, когда изучаемая область явления относительно неизвестна и система гипотез отсутствует. В таком случае говорят о пилотажном исследовании, цель которого – выявление проблемы для изучения. Если при наличии двух или нескольких конкурирующих проблем эксперимент позволяет выбрать одну из них, то такой эксперимент принято называть решающим.
Констатирующий эксперимент проводится с целью выявления (констатации) уровня развития явления, состояния, свойства, т.е. носит диагностический характер. Поэтому исследование, в основе которого лежит такой эксперимент, нередко называют диагностическим.
Формирующий эксперимент применяется с целью направленного формирования (совершенствования, корректирования) систем, процессов и свойств. Его использование предполагает в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого формирование определенных показателей.
Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей, выявленных вначале и в конце исследования.
По методическому подходу принято различать экспериментальные исследования, реализующие объективный, субъективный и проективный подходы.
Объективный подход предполагает такое построение исследования, в основе которого лежит успешность (результат) и способ (особенности) выполнения деятельности. Примером таких исследований являются исследования, где применяются методики, с единственно возможным правильным ответом на данные задания.
Субъективный подход реализуется в исследованиях, построенных на основе выявления личностной позиции испытуемого к рассматриваемому явлению.
Проективный подход предполагает проведение исследования с применением так называемых проективных методик, в которых недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента порождает процессы фантазии, раскрывающие те или иные характеристики субъекта.
Поусловиям проведения различают лабораторный и естественный эксперименты.
Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях при строгом соблюдении определенных правил, благодаря чему полученные результаты отличаются высокой степенью достоверности и надежности.
Естественный эксперимент проводится в обычных, привычных для испытуемого условиях, изменения которых в целях изучения явлений осуществляется исследователем.
Объектом экспериментального исследования могут быть самые разнообразные проявления компоненты учебно-воспитательного процесса и психики человека, что, в конечном счете, определяет содержание исследования и его направленность.
По форме проведения исследования выделяют:
- исследования, использующие вербальные средства (беседа, интервью, репертуарные решетки);
- исследования, проводимые на основе применения невербальных средств (игра, моторные, перцептивные тесты);
- исследования с использованием средств моделирования (словесное описание реального объекта, формула, график, макет и др.);
- исследования, построенные на анализе продуктов деятельности (анализ детских рисунков, ошибок оператора и др.).
По технической оснащенности выделяют исследования, использующие:
- аппаратурные средства (психофизиологические исследования, основанные на изучении электроэнцефаллограммы, электромиограммы, кожно-гальванической реакции, электроокулограммы, электрокардиограммы и других физиологических показателей состояния испытуемого, получаемых на основе применения аппаратуры);
- бланковые средства, к которым можно отнести анкеты, личностные опросники, вербальные тесты интеллекта;
- компьютерные технологии, используемые как в ходе проведения исследования, так и при обработке полученных данных.
По организационному признаку выделяют исследования:
- построенные по принципу поперечных срезов, когда сопоставляются данные, полученные на основании опроса разных людей (различных групп) или одного и того же человека (одной и той же группы) через сравнительно большой промежуток времени;
- лонгитюдного характера, реализующие метод продольных срезов, когда прослеживается динамика изучаемого психического явления, т.е. осуществляется сравнение данных, полученных через короткие временные промежутки в течение длительного периода;
- комплексного характера, когда изучение одного объекта осуществляется представителями разных наук и различными средствами, что позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного типа.
Данная классификация является примерной (одним из возможных вариантов) и не претендует на исчерпывающее освещение такой сложной, многоаспектной, многоплановой проблемы, какой является проблема классификации видов экспериментальных исследований.