Идентификация четырех заблуждений
Четыре заблуждения [каждое имеющее по две части] относятся к тому, как медитатор сводит общее значение пустотности к некоторому интеллектуальному разумению. Поэтому, каждое обозначается (а) как предварительное заблуждение; а (б) имея в виду ошибку собственно в медитации на пустоте, обозначается как непосредственное заблуждение. Два из четырех заблуждений относятся к тому, как интеллект сводит всю пустотность к разряду понятийного знания.
Первое заблуждение содержит две части. (а) предварительное заблуждение случается когда медитатор находится в неведении относительно высшей пустоты всех форм[263], такого медитационного состояния, которое описывается как неразличимость видимости и ее пустоты, то есть того, как пустота и относительность не двойственны. В этой ситуации медитатор заключает, что природа пустоты состоит из абсолютного отрицания, вне какой либо связи с различением на благое и недоброе, и следовательно пренебрегает действенностью кармических результатов по отношению к пороку и добродетели. Другими словами, медитатор демонстрирует тотальную нигилистическую склонность мысля присущую вещам пустоту как "абсолютную пустоту". Уводимый в сторону этой интеллектуальной оценкой пустоты, он не может понять видимую относительность, происходящую из взаимодействия причин и условий.
(б) Заблуждение, обозначенное как "непосредственное заблуждение", случается, когда медитатор, несмотря на свое понимание всеобъемлющего смысла пустотности и не смотря на свою способность объяснить его для других, воспринимает пустоту как находящуюся где-то в другом месте. Таким образом ему не удается понять ее в отношении к своему собственному уму и обрести подлинный опыт.
Второе заблуждение распадается на две части. (а) Первая, предварительное заблуждение, происходит, когда медитатор полагает, будто медитируя на пустоте с целью возведения своего опыта на путь, он приобретет, в преобразованной форме, просветление, содержащее три верховных аспекта [трикая], наделенного пятью трансцендентальными осознаваниями [панчаджняна]. Так получается, когда медитатор не смог осознать, что имманентным пребывающей природе ума является спонтанно осуществляющаяся Дхармакая, объект реализации, а также что неделимо присовокупленным к присущей уму природе является базис экзистенциальной жизни, процесс внутреннего преобразования и реализации. Эти неразрывные ментальные аспекты подразумевают, что медитация, путь и цель суть ничто иное как присущие уму разные грани.
(б) Вторая разновидность, непосредственное заблуждение в медитации, случается, когда медитатор, находящийся в неведении из-за отсутствия уверенности и последовательности в применении соответствующих методов медитации, которыми он уже располагает, стремится найти что-то другое или что-то лучшее где-то еще, или когда он фокусируется в своей медитации на безмерном чувственном удовольствии и сиянии, будто бы они выше присущей уму природе.
Третье заблуждение бывает двух видов. (а) Первое заблуждение относительно пустоты происходит вследствие ошибочного понимания медитатором пустоты, которая является совокупным аспектом запутанного ума, и неспособности восприятия ее как естественного противоядия неотъемлемо присутствующего во всех внутренних недомоганиях. "Предварительное заблуждение" случается, когда медитатор, создав раздвоение на осквернения и пустоту, считает, что необходимо удалить сперва свое осквернение, а потом медитировать на пустоте, как духовном противоядии. Так происходит главным образом из-за его неумения понять, что истинная природа ментальных осквернений представляет собой пустоту, которая является неотъемлемым противоядием от них, тем самым делающая ненужным умозрительное различение между применением и неприятием каких бы то ни было иных запасных противоядий, и что благодаря присущей осквернениям пустотности он может испытать осквернение как зарождение осознавания, являющегося сокровенным противоядием. По части того же заблуждения оказывается фокусировать ум жестко на концептуальном умозаключении, к которому пришли в результате интеллектуального рассмотрения того, что природа осквернения лишена всякой само-природы. (б) Второе, "непосредственное заблуждение", случается когда медитатор фиксирует ум в медитации, умиротворяя возникающие мысли или явления, вместо того чтобы, вновь удостоверившись в них, быть внимательным к присущей им пустоте.
Четвертое заблуждение бывает двух видов. (а) Предварительное заблуждение относительно понимания пустотности имеет место, когда медитатору не удается воспринять пустоту как истинную природу всех реальностей, что включает в себя среди прочего созерцательное неразличение искусных средств и потусторонней мудрости [т.е., союз блаженства и осознавания пустоты], медитаций с визуализацией и без визуализаций, и так далее. Он последовательно медитирует на воспринимаемом образе или концептуальном взгляде на щедрость и другие подобные искусные средства. А затем при помощи логического рассуждения или осознавания "мантры отсутствия сущности"[264] определяет, что восприятие [щедрости] лишено внутренней самоприроды. (б) Непосредственное заблуждение относительно стабилизации погружения случается когда медитатор – в своей попытке удержать его – не умеет вызвать связность и порядок. В то же самое время, у него не получается возвысить возникающие мысли на уровень погружения и оживить их, полагая, что таково надлежащее созерцание. Вследствие своего качания, ему даже не удается поднять осознавание после созерцания на уровень практики, и в результате он останавливает поток мыслей, поскольку считает это медитацией.