В частности, насколько важна роль внимательности в медитации

Вообще, внимание считается необходимым не только для троичной религиозной подготовки посредством слушания проповедей Дхармы, исследования и медитации, но, в частности, и для поддержания медитационного погружения. Медитатору следует, посему, удерживать сосредоточенное внимание. Если он теряет внимание, то непременно упускает самый смысл реализации.

«Сухриллекха» советует:

О повелитель, те, кто достигли высшего успокоения,

Показали, что внимательность ко всем элементам в теле

Является одним общим путем к освобождению.

Посему, тебе следует стараться что есть сил пристально

Оберегать это внимание.

Если ты теряешь внимательность,

Любые твои практики Дхармы неминуемо ухудшаются.

Дже Гампопа учит:

Медитируй на видении реальности опираясь на

Верховное внимание;

Старайся сохранять его невозмутимым

При любых обстоятельствах;

Ничего другого не добивайся, кроме потока внимательности.

Дже Пхагмо Трупа предупреждает:

Если внимания нет на страже,

Обязательно попадешь в окружение четырех злых разбойников[246].

Тогда есть опасность потерять жемчужину осознавания.

Дрикхунгпа заключает:

Непрерываемый поток внимательности –

Это, в самом деле, срединный путь Будд в трех периодах времени.

Если не знаешь как добиться непрерываемый внимательности,

Делаешься добычей своенравных тенденций тела и ума.

Внимательность согласно традиции подразделяется на два функциональных аспекта: (1) предупреждающая внимательность и (2) удерживающая внимательность. Первая просто решает быть ли внимательным к выбранному предмету, тогда как последняя фокусирует ум на предмете и удерживает его без рассеяния. Начинающие воспринимают эти два аспекта в последовательно, но позже, когда будет достигнуто некоторое умение, они испытываются как одно единое движение. [Гуру нашей] Медитационной Линии описывали их, как действующее внимание и самопроизвольное внимание, соответственно. Затем они расширили область действующего внимания на энергичное или напряженное внимание и рассудочное внимание к пустоте или распознающее внимание. Потом самопроизвольное внимание далее развилось во внимательность к соединению двойственности и трансцендентальному состоянию ума.

Касательно энергичного внимания, (1) здесь фокус внимания напряженно фиксируется на переживании, зарождающемся с осознаванием уверенности. (2) Рассудочное внимание сохраняет точное осознавание неотъемлемой пустоты всякой мысли и каждого явления, которое возникает. (3) Внимание к недвойственности вызывает преобразование ментального усилия и привычного схватывания уверенности в недвойственное осознавание, не смотря на удерживающее внимание. (4) Неразличающее внимание помогает добиться умиротворения всех дуалистических представлений в состоянии неизменяемого равновесия, возвещая тем самым безостановочное вращение колеса осознавания. Святой-схоласт Огъенпа полагал возможность совпадения этих четырех видов внимательности с четырьмя чистым состоянием медитации, причем не сопротивляясь разделению последнего на двенадцать частей. Он считал, что особенно эффективно медитировать, прилагая как можно больше усилий, на каждом предыдущем внимании, с тем чтобы предвосхитить появление каждого следующего внимания.

Из всевозможных видов, начинающим надо, на данной стадии, концентрироваться в основном на энергичном внимании[247]. А коль скоро они достигли осознавания нерожденной [пустоты всех явлений], им разрешается использовать удерживающее внимание[248]. Существуют два направления этой практики. Первое – это интенсивное применение каждой из двух форм внимания согласно только что изложенному. Во втором, внимание само автоматически устанавливается. Дже Готсангпа считает, что первое [энергичное внимание] напряженно сконцентрировано, подобно зимородку, когда тот ловит рыбу. Оно является сращением двух событий внимания, когда увядающая энергия предыдущего внимания оживляется новым усилием.

Могут поинтересоваться, почему данная система так напирает на внимательность, тогда как писания и экзегетические тексты то и дело говорят о "не памяти"[249] и "отсутствии ментальной активности"[250]? Последние применимы только к медитационному равновесию. Относительно смысла термина "не память", «Лодре Гьятшо Жюпа» («Сагарматипарипричча») сообщает, что медитатор:

Сперва поддерживает всестороннее внимание

Не прибегая к памяти или к ментальной активности.

«Пхакпа Сангье Дрова» («Арья-будхасамгити») говорит:

Вопрос: О Манджушри, что значит термин "успокоенный во всестороннем внимании?"

Манджушри: Все вещи суть память или деятельность ума.

«Дренпа Ньержак» («Смритьюпастхана») и «Анусмрити» содержат множество выдержек, говорящих о всестороннем внимании без памяти или ментальной деятельности. Один такой пример иллюстрируется следующим двустишьем:

Медитируй на всестороннем внимании просветления,

Кое лишено памяти или ментальной активности.

Опять, относительно отличительных форм внимания, даются следующие описания:

Всестороннее внимание – это внимание, невозмутимое, прямое, недвусмысленное, вспоминающее, удерживающее и незабывающее о высшем пути.

Термин "не память" используется для обозначения успокоения беспорядочных мыслей. Следовательно, не считается, что он подразумевает запутанность, происходящую в результате забывчивости, потери внимательности, или такие бессознательные состояния как обморок или сон. Подобным же образом, в «Нампар Митогпала Джукпай Зунг» («Авикальпаправеша-дхарани») разъясняется термин "отсутствие ментальной активности":

[Будда:] О благородный сын, какова причина обозначения протяжения неразличающего состояния, как непривнесеня ментального конструирования?

[Ученик:] Коль скоро превзошел все узнаваемые признаки двойственности. Этот термин "отсутствие ментальной деятельности" подразумевает, что в ходе такого процесса [непривнесения] выходишь за рамки дуалистических мыслей.

«Бхаванакрама» цитирует «Авикальпаправеша-дхарани»:

Освобождаясь от всех ментальным построений, возможно устранить познавательные признаки формы и т.п.

Термин "непривнесение ментальной деятельности" предназначен показать прекращение исследования, коль скоро непостижимая природа ума была определена посредством различающей мудрости. Тот же самый текст сообщает: "Этот термин не включает вообще все ментальные действия ". Таким образом, он употребляется для обозначения специфической созерцательной стадии, на которой не привносят никаких различающих мыслей и иных привычных внутренних волнений. Очевидно, он не подразумевает полного отсутствия ментальной активности, как показано Сарахой:

О йогин, вступи в этот единый первозданный ум.

Шавари вторит:

Тогда овладевают процессом осознания

Состояния простоты.

«Ньенса» («Шравакабхуми») также говорит:

Тот, кто созерцает, должен сначала действовать

Не прибегая к памяти или ментальной активности,

Так чтобы не тащиться вслед за познавательными признаками

И не становиться рассеянным.

Таким образом, заявляется, что термины "не память" и "отсутствие ментальной активности" имеют смысл "отсутствия познавательных признаков двойственности" и "неразличения". Третья «Бхаванакрама» объясняет:

Когда, однако, принимают, что простое отсутствие памяти и ментальной деятельности означает не внимательность и не активность ума, то в этот момент следует изучить, каким образом то и другое может быть сведено к нулю. Невероятно, что несуществование может быть причиной [соответствующего результата]. Как может возникнуть неразличающее состояние из них – отсутствия познавательного признака двойственности и не активности ума? А если они просто достигают неразличающего состояния, тогда это значило бы, что обморок, в котором нет ни памяти ни ментальной деятельности, вполне мог бы стать неразличающим состоянием.

Теперь я обобщаю разнообразные объяснения, на которые я ссылался. Итак, было сказано, что термины "не память" и "не активность ума" означают поддержание потока неразличающего осознавания[251], раскрытого ранее в исследовании посредством мудрости. Третья «Бхаванакрама» далее разъясняет:

Таким образом, надо понимать, что совершенный анализ предшествует созерцательному состоянию "не памяти" и "не активности ума", показанному в святом учении, ибо один только совершенный анализ может эффективно привести к неразличающему состоянию "не памяти" и "не ментального построения". Таким образом, когда йогин размышляет посредством различающего интеллекта, он сознательно не познает абсолютное возникновение действительности ни в этот момент, ни в прошлом ни в будущем. Тогда он входит в медитативное состояние описываемое, как "не память" или "не ментальная активность". Только достигнув этого состояния, он осознает пустоту [реальности] и тогда сможет избавиться от сплетенных в узел ошибочных понятий.

Соответственно, медитаторам не плохо бы знать как избавляться от дуалистического ума, памяти, ментального построения, и как и когда удерживать поток неразличающего внимания, и соответствующую ментальную активность. Полагать, будто в медитации внимание и прочие ментальные действия должны быть совсем отброшены, значит впасть в крайность.

Наставления относительно того, как уверенно поддерживать погружение[252] и состояние после погружения делятся на пять пунктов:

1. Идентификация природы погружения и достигнутого состояния после погружения

2. Методы поддержания общего медитативного состояния

3. Метод поддержания погружения

4. Метод поддержания достигнутого состояния после погружения

5. Метод смешения погружения и достигнутого состояния после погружения

Наши рекомендации