В общем, как сохранять медитацию опираясь на внимание, бдительность и самообладание

В общем, все только что описанные медитации, должны опираться на вниментельность, бдительность и самообладание при любых обстоятельствах. Следующая цитата из сутры поддерживает этот подход:

Когда постоянно употребляешь внимание и бдительность,

Ни один воспринимаемый знак никакой мысли не сможет овладеть тобой.

«Бодхичарьяватара» соглашается:

Всех, кто хочет защитить свой ум,

Я заклинаю

Охранять внимание и бдительность

Даже ценой своей жизни.

Быть внимательным означает сознавать смысл медитации, не забывая его ни на мгновение. Касательно этого «Тсукна Ринченгьи Чжупа» («Ратнакутапарипричча-сутра») сообщает:

Когда внимание настойчиво, не могут возникнуть ментальные загрязнения,

Не могут причинить вред мешающие силы, и не скатишься на уровень злости.

То, что описывается как совершенное внимание, –

Это дверь, что не открывается

Для недобродетельного сознания или эмоциональных раздражителей.

Таким образом, внимание как конструктивное состояние ума, защищает от недобродетели и поднимает на уровень добродетели. Что касается различных категорий этого созидательного источника ума, «Дхармасамгити-сутра» объясняет:

Ладно, каково значение совершенного внимания на пути к просветлению? Это внимательность, благодаря которой можно понять все вещи [дхармы], исследовать их, глубоко вникнуть в них, созерцать их и вспомнить их все. Благодаря такому вниманию поймут присущие всем вещам особенности.

Эти функциональные категории внимания объявляются аспектами просветления! «Лодро Мизепей Чжупай Дхо» («Аксаяматипарипричча-сутра») утверждает:

Хорошо, каков смысл совершенного внимания? Совершенное внимание – это то, что всегда присутствует, остается невозмутимым, прямым, не двусмысленным и щепетильным относительно присущего жизни недостатка. Внимание ведет к нирване и заставляет всегда сознавать возвышенный путь.

Таковы атрибуты совершенного внимания. «Чо Янгдакпар Дюпа» («Дхармасамгита») продолжает:

О благородный сын, я отвечу на твой вопрос: "Что такое устойчивое внимание Бодхисаттвы? Что такое внимание? Что такое уровень внимания?" О благородный сын, внимание – это знание нерожденных свойств всех вещей, которым обладают Бодхисаттвы. Они совершили погружение, чтобы осознать не рожденное. Внимание этих Бодхисаттв полностью очищено осознаванием этого нерожденного. Такое внимание всегда находится в неподвижном и невозмутимом состоянии, глубина и протяжение которого не могут быть охвачены обыкновенными людьми, слушателями и молчаливыми Буддами-отшельниками.

Несмотря на то, что всесторонняя внимательность Бодхисаттвы обозначается различными терминами, «Чатухшатака» говорит:

Когда [однажды] воспринятый предмет не присутствует сейчас,

И уму не удалось удержать это событие,

По возвращении того, что называется "память",

Возникает та самая мысль.

«Чандракирти» изображает то, как рождается внимание из сращения предыдущего и последующего чувственных событий:

Внимание возникает

Благодаря сведению вместе неискаженных чувств с объектами.

Причем их восприятие, как двойственных реальностей,

Означает ложное различение.

«Абхидхармасамуччая» объясняет:

Что такое внимание? Оно – удерживающая сила, не забывающая ничего из того, с чем уже знаком. Его функция именно в том, чтобы оберегать ум от возможности быть охваченным рассеянностью.

Следовательно, это особый вид внимательности, он является обязательным средством реализации успокоения. Два других типа внимательности, о которых упоминалось ранее, представляют собой различающее внимание, играющее роль при подразделении или анализе вещей, но от которого необходимо отказаться в медитационном равновесии. Полагаясь на такое внимание и осторожно следя за действиями трех входов [тела, речи и ума], можно вызвать бдительность способную различать между принятием и отказом. «Бодхичарьяватара» разъясняет это так:

Когда внимание стоит на страже

У входа в ментальную область,

Возникает бдительность.

И опять говорит:

То, что снова и снова рассматривает

Тело и ум,

Вот точное определение бдительности, осторожной охраны.

Раз так, то существенно важным требованием на сей стадии является соединенное употребление внимания и бдительности, имеющее целью сохранить осознавание присущей уму природы и продвинуть его через упражнение по различению того, что должно быть принято либо отвергнуто. Относительно вредоносных последствий от не применения внимания и бдительности, «Бодхичарьяватара» сообщает:

Как бы ты много ни слушал, не изучал и не медитировал [Дхарму],

Если отсутствует бдительность,

Не сможешь ничего сохранить,

Как дырявый горшок, который не может удержать воду.

Каждый, у кого нет бдительности,

Легко может отступить от своих моральных правил,

Пусть бы даже он и обладал знанием,

Верой и самоотверженностью.

Когда ему не удается быть бдительным, внимательность исчезает,

Страсти, как грабители, украдкой преследуют ее и воруют духовные заслуги.

И потом он падает в нижний миры,

Подобно тому, как жертвы грабителей впадают в нищету.

К тем, кто распоряжается вниманием и бдительностью естественно приходит самоконтроль. Сутью самоконтроля является то, что он защищает ум от всякого зла осквернений и вызывает расцвет добродетелей временного и трансцендентального уровней. «Дежин Шекпай Сангвай Дхо» («Татхагатацинтьягухъянирдеша-сутра») учит:

Термин "самоконтроль" так определяется, чтобы указать не только на приручение ума и доставление удовольствия другим, но еще и на устранение привязанности к внутренним осквернениям и на радостную устремленность к Дхарме[244].

Она продолжает:

Определяющей характеристикой самоконтроля является отсутствие всяких тлетворных и вредоносных мыслей.

Сверх того, «Дава Донмай Дхо» («Чандрапрадипа-сутра») делает такое наблюдение:

Самоконтроль остается корнем всех добродетелей,

Таких как к примеру нравственность, получение знаний, щедрость, терпение и тому подобные.

Лелей его как неисчерпаемое сокровище,

Так заклинал тот, кто достиг внутреннего успокоения[245].

«Сухриллекха» комментирует:

Что касается скупости, воровства, хитрости, вожделения, лености, самомнения, желания, ненависти,

А также гордости из-за кастовой принадлежности, физического телосложения, учености, молодости и обширной собственности –

Ты должен смотреть на них как на противников.

Великий мудрец объявил

Самоконтроль всемогущей амброзией,

Потворство своим чувствам – миром рабства.

Поэтому, для того чтобы исполнить практику добродетели,

Всегда благоговейно стремись сохранять самоконтроль.

Эти [слова мудрости] отражены в следующих изречениях нашей медитационной линии, которые побуждают посвятить себя медитационной реализации переставая отвлекаться и приходя в естественное спокойствие ума:

Отвращение к сансаре – это "ноги" медитации или хозяин медитации; вера и благоговение – это "макушка" медитации или предвестник духовного прогресса; внимательность – "страж" медитации или ее основание; любовь, сострадание и дух просветления составляют вечно-развертывающееся "действо" медитации; добросовестность и честность составляют «доспехи» медитации.

Медитатор должен сознавать эти максимы, и настойчиво заниматься медитацией и самореализацией, уводя ум от рассеяния и приводя его к внутреннему успокоению.

Наши рекомендации