В общем, как сохранять медитацию опираясь на внимание, бдительность и самообладание
В общем, все только что описанные медитации, должны опираться на вниментельность, бдительность и самообладание при любых обстоятельствах. Следующая цитата из сутры поддерживает этот подход:
Когда постоянно употребляешь внимание и бдительность,
Ни один воспринимаемый знак никакой мысли не сможет овладеть тобой.
«Бодхичарьяватара» соглашается:
Всех, кто хочет защитить свой ум,
Я заклинаю
Охранять внимание и бдительность
Даже ценой своей жизни.
Быть внимательным означает сознавать смысл медитации, не забывая его ни на мгновение. Касательно этого «Тсукна Ринченгьи Чжупа» («Ратнакутапарипричча-сутра») сообщает:
Когда внимание настойчиво, не могут возникнуть ментальные загрязнения,
Не могут причинить вред мешающие силы, и не скатишься на уровень злости.
То, что описывается как совершенное внимание, –
Это дверь, что не открывается
Для недобродетельного сознания или эмоциональных раздражителей.
Таким образом, внимание как конструктивное состояние ума, защищает от недобродетели и поднимает на уровень добродетели. Что касается различных категорий этого созидательного источника ума, «Дхармасамгити-сутра» объясняет:
Ладно, каково значение совершенного внимания на пути к просветлению? Это внимательность, благодаря которой можно понять все вещи [дхармы], исследовать их, глубоко вникнуть в них, созерцать их и вспомнить их все. Благодаря такому вниманию поймут присущие всем вещам особенности.
Эти функциональные категории внимания объявляются аспектами просветления! «Лодро Мизепей Чжупай Дхо» («Аксаяматипарипричча-сутра») утверждает:
Хорошо, каков смысл совершенного внимания? Совершенное внимание – это то, что всегда присутствует, остается невозмутимым, прямым, не двусмысленным и щепетильным относительно присущего жизни недостатка. Внимание ведет к нирване и заставляет всегда сознавать возвышенный путь.
Таковы атрибуты совершенного внимания. «Чо Янгдакпар Дюпа» («Дхармасамгита») продолжает:
О благородный сын, я отвечу на твой вопрос: "Что такое устойчивое внимание Бодхисаттвы? Что такое внимание? Что такое уровень внимания?" О благородный сын, внимание – это знание нерожденных свойств всех вещей, которым обладают Бодхисаттвы. Они совершили погружение, чтобы осознать не рожденное. Внимание этих Бодхисаттв полностью очищено осознаванием этого нерожденного. Такое внимание всегда находится в неподвижном и невозмутимом состоянии, глубина и протяжение которого не могут быть охвачены обыкновенными людьми, слушателями и молчаливыми Буддами-отшельниками.
Несмотря на то, что всесторонняя внимательность Бодхисаттвы обозначается различными терминами, «Чатухшатака» говорит:
Когда [однажды] воспринятый предмет не присутствует сейчас,
И уму не удалось удержать это событие,
По возвращении того, что называется "память",
Возникает та самая мысль.
«Чандракирти» изображает то, как рождается внимание из сращения предыдущего и последующего чувственных событий:
Внимание возникает
Благодаря сведению вместе неискаженных чувств с объектами.
Причем их восприятие, как двойственных реальностей,
Означает ложное различение.
«Абхидхармасамуччая» объясняет:
Что такое внимание? Оно – удерживающая сила, не забывающая ничего из того, с чем уже знаком. Его функция именно в том, чтобы оберегать ум от возможности быть охваченным рассеянностью.
Следовательно, это особый вид внимательности, он является обязательным средством реализации успокоения. Два других типа внимательности, о которых упоминалось ранее, представляют собой различающее внимание, играющее роль при подразделении или анализе вещей, но от которого необходимо отказаться в медитационном равновесии. Полагаясь на такое внимание и осторожно следя за действиями трех входов [тела, речи и ума], можно вызвать бдительность способную различать между принятием и отказом. «Бодхичарьяватара» разъясняет это так:
Когда внимание стоит на страже
У входа в ментальную область,
Возникает бдительность.
И опять говорит:
То, что снова и снова рассматривает
Тело и ум,
Вот точное определение бдительности, осторожной охраны.
Раз так, то существенно важным требованием на сей стадии является соединенное употребление внимания и бдительности, имеющее целью сохранить осознавание присущей уму природы и продвинуть его через упражнение по различению того, что должно быть принято либо отвергнуто. Относительно вредоносных последствий от не применения внимания и бдительности, «Бодхичарьяватара» сообщает:
Как бы ты много ни слушал, не изучал и не медитировал [Дхарму],
Если отсутствует бдительность,
Не сможешь ничего сохранить,
Как дырявый горшок, который не может удержать воду.
Каждый, у кого нет бдительности,
Легко может отступить от своих моральных правил,
Пусть бы даже он и обладал знанием,
Верой и самоотверженностью.
Когда ему не удается быть бдительным, внимательность исчезает,
Страсти, как грабители, украдкой преследуют ее и воруют духовные заслуги.
И потом он падает в нижний миры,
Подобно тому, как жертвы грабителей впадают в нищету.
К тем, кто распоряжается вниманием и бдительностью естественно приходит самоконтроль. Сутью самоконтроля является то, что он защищает ум от всякого зла осквернений и вызывает расцвет добродетелей временного и трансцендентального уровней. «Дежин Шекпай Сангвай Дхо» («Татхагатацинтьягухъянирдеша-сутра») учит:
Термин "самоконтроль" так определяется, чтобы указать не только на приручение ума и доставление удовольствия другим, но еще и на устранение привязанности к внутренним осквернениям и на радостную устремленность к Дхарме[244].
Она продолжает:
Определяющей характеристикой самоконтроля является отсутствие всяких тлетворных и вредоносных мыслей.
Сверх того, «Дава Донмай Дхо» («Чандрапрадипа-сутра») делает такое наблюдение:
Самоконтроль остается корнем всех добродетелей,
Таких как к примеру нравственность, получение знаний, щедрость, терпение и тому подобные.
Лелей его как неисчерпаемое сокровище,
Так заклинал тот, кто достиг внутреннего успокоения[245].
«Сухриллекха» комментирует:
Что касается скупости, воровства, хитрости, вожделения, лености, самомнения, желания, ненависти,
А также гордости из-за кастовой принадлежности, физического телосложения, учености, молодости и обширной собственности –
Ты должен смотреть на них как на противников.
Великий мудрец объявил
Самоконтроль всемогущей амброзией,
Потворство своим чувствам – миром рабства.
Поэтому, для того чтобы исполнить практику добродетели,
Всегда благоговейно стремись сохранять самоконтроль.
Эти [слова мудрости] отражены в следующих изречениях нашей медитационной линии, которые побуждают посвятить себя медитационной реализации переставая отвлекаться и приходя в естественное спокойствие ума:
Отвращение к сансаре – это "ноги" медитации или хозяин медитации; вера и благоговение – это "макушка" медитации или предвестник духовного прогресса; внимательность – "страж" медитации или ее основание; любовь, сострадание и дух просветления составляют вечно-развертывающееся "действо" медитации; добросовестность и честность составляют «доспехи» медитации.
Медитатор должен сознавать эти максимы, и настойчиво заниматься медитацией и самореализацией, уводя ум от рассеяния и приводя его к внутреннему успокоению.