Как верно определить природу ума
Теперь медитатор пытается систематически рассматривать ум путем медитационных методов, подобных уже описанным. Медитатор в конечном счете воспринимает ум [в его естественной простоте]. Помимо того, что ум бесплотен, бесформен, бесцветен, без расположения и опоры, он – подобно пространству – пуст, не имеет ничего своеобразного, и не затронут какими-либо концепциями. Ум также вне своих явленных выражений! «Махакарунанирдеша-сутра» сообщает:
Ум подобен пространству; у него природа пространства;
Равный пространству, он охватывает все.
«Джамжукьи Дхо» («Майтреяпарипричча-сутра») отмечает:
[Майтрея:] О Сияющий Победитель, как надо внутренне наблюдать ум?
[Будда:] Подобно пространству, ум не имеет формы.
«Вайрочанабхисамбодхи» добавляет:
Ум обладает характеристиками пространства, ведь он свободен от мыслей и различений.
Многочисленные сочинения сравнивают ум с пространством. Сараха советует:
Пойми, что ум подобен пространству,
Пойми, что ум – пространственной природы!
Шавари соглашается:
Ум, подрубленный в корне[210] подобен пространству.
Пусть даже ум то и дело и сравнивают с пространством, однако эта аналогия иллюстрирует лишь такое медитативное состояние неразличения, которое возникает в результате растворения распознающего процесса, при помощи которого проводился анализ ума. Здесь показано, что то, как возникло это неразличающее состояние, идентично тому, как исчезают ментальные образы, когда всматриваются в пространство. Тилопа повторяет аналогию:
Точно так же как исчезают воспринимаемые образы,
Когда всматриваются в протяжение пространства,
То же происходит и с различающими мыслями,
Когда наблюдают [сокровенный простор] ума,
И достигается просветление.
Например, туман и облака нависают над широким пространством,
Они не движутся к чему-то конечному, и нигде не остаются.
Так же, хотя различающие мысли и возникают из [внутреннего простора ума],
Эти волны мысли пропадают, когда медитатор воспринимает ум.
И снова он говорит:
Все равно как пустое пространство обозначается термином,
Но у него нет ничего такого, что можно было бы определить тем-то и тем-то,
Так и ум описывается, как сияющая ясность,
Хотя нет основания для обозначения того, из чего и как строится ум,
Потому что природа ума тождественна пространству.
Шавари заявляет:
Как бы полно не исследовали все пространство,
Видение полностью прекратится, потому что пространство бесконечно.
Аналогично, исследуют внутреннюю и внешнюю реальность,
Но не обнаружат никакой сущности – даже субатомной частицы!
Исследуемый таким образом ум непостижим;
Следовательно видение ничего – это действительно видение его.
«Кашьяпапарипричча-сутра» разъясняет:
Из-за трения двух палок возникает огонь,
Однако в возникшем пламени палки сгорают.
Подобно этому, распозающий процесс приводится в действие аналитической мудростью,
И тем не менее мудрость уничтожает дуалистические мысли.
Начав медитацию постижения ум, изучается посредством распознающего интеллекта. Когда процесс различения в конце концов затихает, возникает непонятийное осознавание. Если спросят, существует ли какая-нибудь разница между умом и пространством, ответ: «Да, существует!» Пространство не является самопознающим осознаванием! Сказано, что осознание ума – это самопознающее осознавание. «Самадхинирмочана» поясняет:
Самопознающее осознавание покоится в сфере беззнаковости [вне чувственного восприятия];
Оно неопределимо, сторонится всяких понятийных формулировок,
И располагается вне сферы интеллектуальных споров.
По своим характеристикам оно выходит за рамки любых диалектических ограничений.
«Гомпа лунгтангьи Дхо» («Самадхивьякарана-сутра») описывает:
Что касается безусловного смысла просветленного ума,
Надо неоднократно определять его.
Такой ум не находится ни снаружи ни внутри, ни там и там.
Он не изменяем, ни вечен, ни мгновенен,
Ибо он – самопознающее осознавание.
Второй раздел «Хеваджра-тантры» говорит:
Ибо такое самопознающее осознавание находится в запредельной области,
Вне средств общения и речи.
И опять он говорит:
Познав внутренне это самоосознавание,
Достигнешь просветления.
Эти возвышенные слова отождествляют смысл сокровенного осознавания со смыслом абсолютной реальности. Будучи неизменяемым блаженством, оно вне чувственных восприятий, концепции и определения. В этом отношении, термин «самопознающее осознавание» просто означает понимание своей изначальной природы (которая совершенно свободна от всех воспринимаемых знаков) в результате исследования ума. Самоосознавание не значит, что оно встречает опознаваемый объект и познает его таким же образом, как видимый образ воспринимается посредством контакта между глазами и предметом. Тилопа поясняет это:
Ло! Это самоосознавание!
Оно превосходит все средства общения и мысли.
Мне, Тилопе, нечего открывать.
Тебе надо узнать его самому путем внутреннего изучения.
В этом отношении, некоторые [медитаторы], не имеющие учителей – испытавшие ощущение ровного состояния успокоения, медитацию, известную как «ум наблюдающий ум» – утверждали, что они достигли постижения ума. Другие утверждали, что они получили постижение ума, когда воспринимали некоторые воспринимаемые видения вследствие задействования скрытых психических отпечатков, хотя они и считали их твердыми формами. Были еще другие, которые утверждали, что обрели постижение ума, когда фактически они были сильно привязаны к ощущению. Они воспринимали или ясность ума или внутреннюю пустоту, и не только привязывались к переживанию, но и стремились повторить его. Все эти [медитаторы] как видно, не имеют верно определенного понимания пребывающей реальности ума, которая не связана никакими воспринимаемыми знаками. Кроме того, они поддались привязанности к появлению переживания, возникающего из взаимодействия непосредственных причин и условий.
Термин «видение ума» – это просто обозначение понимания нереальности ума, который изначально отделен от всех видов существования или несуществования. Природа ума такова, что нет ничего – даже величиной с бесконечно малый кончик волоса – что является мыслимым или воспринимаемым объектом или наблюдателем. Присущая уму природа неопределима и невообразима, однако, она вне времени и неизменна. «Праджняпарамита-самучаягатха» объясняет ее таким образом:
Чувствующие существа говорят о том, что видят небо,
Но надо изучить, как видят небо!
Таким же образом Татхагата показал и
То, как видеть реальность.
Сараха говорит:
Природа ума с самого начала чиста как пространство.
В процессе наблюдения видение подходит к концу.
Шавари подробно разъясняет:
В процессе поисков всего того, что проявляется как ум и материя,
Нет ничего что ищется и нет никакого искателя,
Ибо быть нереальным – это быть не рожденным и непрекращающимся
В трех периодах времени.
Неизменно –
Состояние великого блаженства.
Он далее сообщает:
В акте, когда «я» наблюдает себя,
Остается единичное я;
Наблюдая такое я, его не видят.
Нельзя определить то, где нет ни наблюдателя ни наблюдения.
Кто может охватить полностью
То, что неопределимо?
Наропа комментирует:
Ум имеет природу сияющей ясности,
В которой нет субстанции,
Даже величиной с малый кончик волоса.
Начинающие могут получить опыт такого неопределяемого состояния, соединенного с внимательностью и осознаванием несомненности. Об этом сказано в «Тингдзин Тампе Дхо»:
Сфокусировав ум
На таковости внутренне присущей реальности,
Которая так подобна уму,
Обретут не поддающееся определению переживание.
Тилопа описывает:
Посреди внутренней реальности неразличающей простоты,
Возникает внезапное сияние осознавания[211],
Внутренней реальности, которая совершенно свободна от всяких понятий.
Майтрипа делает вывод:
Ум – это просто поток сознания:
Сила воздуха-энергии, он лишена само-природы.