Зачем добиваются постижения ума
Обычно показывается, что все реальности произведены умом. Последствия или польза от медитации или не медитации на истинном смысле ума, были изложены ранее. Недостатки сансары и добродетели нирваны зависят именно от ума или происходят из него: отсюда важность медитации на уме. «Дхармасангити-сутра» сообщает:
Бодхисаттва Викрантамати говорил так: Лучезарный Победитель, то, что называется Дхармой, есть дхарма, которая не находится ни в каких чувственных объектах, ни в каком пространственном измерении. С другой стороны, исключение составляет дхарма, основанная на уме. Поэтому, надо обрести полное влияние на ум, достичь его абсолютного уровня, аккуратно укротить его, привести в абсолютное равновесие, и подчинить его окончательно.
Подобно этому, говориться, что понимание ума означает понимание всех вещей, и освобождение ума означает освобождение его от всех форм зависимости. Согласно «Арья-Ратнамегха-сутре»:
Ум предшествует всем вещам. Только поняв [природу] ума, обретешь понимание всех вещей.
«Атьяйяджняна-сутра» замечает:
Потому как понимание ума означает запредельное осознавание,
Надо медитировать в совершенстве на нем с решимостью
Никогда не стремиться к состоянию будды никакими другими средствами.
Сараха поясняет медитацию:
Если закрепощают ум, его поработит зависимость.
Если освободить его, он избавится от сомнения.
И далее он говорит:
О, если бы только невежественные существа направили ум к внутреннему изучению,
Они достигли бы освобождения от всех ошибочных взглядов.
Если бы они совершенно пришли в это состояние,
Силой великого блаженства,
Они обрели бы священную реализацию.
Тилопа так же говорит:
Как обрубание корней дерева,
Заросшего ветвями и листьями, вызывает смерть всего скопления его ветвей,
Так и с отсечением корней сансары.
Таким образом, сказано, что отсекая корень заблуждения ума, течение циклического существования прекращается. Согласно Шантидеве, неведение ума – причина всех несчастий. С другой стороны, понимание и получение контроля над умом описывается, как лучшее из всех самоумерщвлений. Он говорит в «Бодхичарьяватаре»:
Если ты не понимаешь тайны ума,
Которая представляет собой высочайшую, верховную Дхарму,
Ты будешь скитаться напрасно,
Как бы сильно не желал счастья и не чувствовал отвращения к страданию.
И снова он говорит:
Таким образом, надо крепко захватить ум, надо бдительно оберегать его;
Помимо наблюдения ума – единственной формы самообуздания
Какую пользу можно извлечь практикуя самообуздание?
Некоторые представители философских концепций утверждают, что «было сказано, что освобождения можно достичь медитируя на пустоте. Если бы освобождение достигалось через медитацию на уме или в предположении, что ум изначально просветлен, тогда это значило бы, что все чувствующие существа достигнут освобождения без какого-либо усилия». Такой аргумент показывает, что они (толкователи) рассматривают пустоту, как добро, а ум, как зло. Этим они обнаруживают свое отрицательное понимание внутренне присущей реальности, а также личные недостатки, обусловленные полнейшим отсутствием должного образования. Я постепенно объясню тождественность характеристик пустоты и пребывающей природы ума и, подобным же образом, тождественность этих двух медитаций на пустоте и природе ума. Так как медитаторы могут понять это из последующего объяснения, никаких дальнейших разъяснений здесь не дается.
Относительно заявления, что присущая уму природа изначально просветлена, «Ланкаватара-сутра» разъясняет:
Присущая уму природа свободна от различения;
Именно в это состояние сознание стремиться превратиться.
Потому как оно – осознавание всех вещей,
Я заявляю, что этот ум просветлен.
«Калачакра-мулатантра» сообщает:
Врожденный ум чувствующих существ – это сияющая ясность;
С самого начала он свободен
От абсолютных атрибутов происхождения, прекращения и пребывания.
С безначального времени он являлся изначальным высшим Буддой,
Потому что его не изменили причина и условие.
«Дюгью» («Тантрасамграха»)[202] комментирует:
Все чувствующие существа – будды, ведь не существует других великих будд на преходящем уровне вселенной.
«Ваджрадакини-тантра» говорит:
Чувствующее существо является изначальным буддой
Благодаря пониманию своего собственного ума.
«Хеваджра-тантра» добавляет:
Нигде на этом преходящем уровне вселенной
Нельзя найти будду,
Ибо ум – совершенный будда,
И не нашлось бы иного будды.
«Джампал Жейлунг» («Двикрамататтвабхавана-нама мукхагама») заключает:
Если осознаешь присущая уму природу,
Коя выше остальных вещей,
То окажешься на уровне буддства!
Такой глубокий метод реализации изначального состояния будды называется медитацией на уме. Каким же образом при помощи него достигается освобождение, «Юлкхор Кхьонгьи Чжупай Дхо» («Растрапалапариприччха-сутра») объясняет:
Доверившись уму и медитируя на уме,
Следует понимать, что все пустотно!
«Ваджрапанджара» сообщает:
Побуждаемые драгоценным умом [бодхичитта],
Медитируют на присущей уму природе,
И таким образом достигают просветления.
Этот рассвет священной истины – состояние будды!
И опять тот же самый текст говорит:
Медитация на неделимости пустоты, осознавания и сострадания
Представляет собой изложенный путь
Будды, Дхармы и сангхи.
Надо знать медитацию обозначаемую такими концептуальными терминами, как «относительный ум просветления»[203], и абсолютный ум просветления»[204].