Непосредственно сама медитация
Человек среднего умственного развития, который стремиться достичь ментального успокоения, может попытаться сохранять фиксированное внимание, используя какой-нибудь из методов соответственно тому, как объяснял Тилопа:
Пристально всматриваясь или посредством других техник
Для поддержания концентрации,
Тренируют ум, до тех пор пока он не достигнет успокоения.
Хотя сутры и три «Бхаванакрамы» Камалашилы и говорят, что следует стремиться к достижению успокоенного ума фокусируясь, в качестве начальной визуализации, на образе фигуры Татхагаты, наша медитационная линия считает слишком сложным для более низкого интеллекта визуализировать образ Татхагаты вначале. Предполагается, что успокоение ума может быть легко достигнуто, если фокусироваться на некотором обыкновенном предмете, таком как камушек или кусок дерева. Позже можно будет фокусироваться на священном предмете, таком как образ Татхагаты. Фокусировать ум на камне или деревяшке можно в течение дня. Если это окажется трудным, можно фокусироваться на каком-нибудь маленьком предмете в тенистом месте. А ночью сперва визуализируют диск света – большой или маленький, или белый или черный, в центре лба, между бровей, или иногда внизу под собой, и тогда концентрируются на нем. Это делается непринужденным направлением ума к визуализируемому объекту, когда мыслям не позволяется течь и уму отвлекаться. Пока ум фокусируется, так удерживаясь на объекте, избегают анализировать его цвет и форму.
Короче говоря, просто следует добиваться успокоения ума, насыщенного энергией и сиянием, без каких бы то ни было мыслей. Всякий раз, когда ум достигает мгновенного успокоенного состояния, [медитацию] останавливают. После короткого отдыха, возобновляют практику успокоения ума. Каждый [сеанс] должен быть коротким и повторяться много раз, потому что когда завершаешь медитацию радостно, будешь счастлив начать ее снова. Если чересчур сильно заставлять себя, можно так устать, что чувство удовольствия от возобновления медитации исчезнет.
Некоторые люди критикуют использование камня, куска дерева, или воображаемого диска света для концентрации. Они утверждают, что данный метод не упоминается ни в каких других трактатах, в качестве средства реализации успокоенного ума. Это только показывает незнание данного предмета с их стороны. Это несправедливая критика. Цель [данного метода] дать возможность малоразвитому уму легко проявить успокоенного состояния и достичь многого путем небольшого старания. Вот в чем смысл. Не верно, что другие тексты не упоминают данный [метод]. К примеру, мастер Видхибхадра сообщает:
Существует два вида ментального успокоения.
Один достигается сосредоточением ума внутрь себя,
А другой посредством фокусировки наружу.
Опять он сообщает:
То, о чем было сказано как о «фокусировке наружу», бывает особого и обычного вида. Обычный вид включает метод фокусировки на камушке, палке, или на любом такого рода предмете.
Пять компонент человеческой жизни, используемых для концентрации, суть (1) дыхание, (2) крошечный символ, (3) диск света, (4) луч света, (5) радость и блаженство.
Здесь упоминается фиксация ментального фокуса на диске света.
Если критик говорит, что неправильно использование внешних объектов, таких как галька или дощечка, для реализации успокоенного ума, поскольку достижение успокоенного ума необходимо должно зависеть от ментального восприятия, [мы говорим] – данный упрек несправедлив, потому что зрительное сознание – это первичная способность, влияющая также и на внешние чувственные восприятия. При этом, важным обстоятельством является то, что ментальное сознание в большей своей части происходит посредством чувственных восприятий. Удерживая на месте устойчивый взгляд, делают не только зрительное сознание неподвижным и уменьшают подвижность других чувств, но также добиваются и ментального успокоения. Галька или палка используются просто, что бы сфокусировать ум посредством зрительного сознания и тем самым держать ум не рассеянным. Это все равно как способность вспоминать определенную вещь благодаря памятной примете. Однако не существует ни одного четко отточенного правила, как использовать материальные предметы для фиксации ментального фокуса. Даже относительно отталкивающих, уродливых предметов таких, например, как разлагающийся труп, и т.п., предписывается использовать большое количества подобных объектов. Ментальный фокус можно также фиксировать на других вещах, таких как слог, звук, свет, или имя, и т.п.
«Бхаванакрама» показывает, что нет точно определенного набора ментальных образов для успокоения. Тем не менее, священный образ Будды в наиболее рекомендуется в качестве объекта для концентрации. Одно из множества высказываний в «Бхадрапалапарипричча-сутре» иллюстрирует это следующим образом:
[Будда:] О Бхадрапала, точно так же как я сижу перед тобой уча Дхарме, так и бодхисаттве следует визуализировать Татхагату. Его надлежит воспринимать сидящим, как во время произнесения проповеди, его тело, наделенным совершенной формой, симметрией, сиянием, обаянием и красотой. Медитируй на каждом из атрибутов Татхагаты. Благодаря [этому] возникнет большое количество духовных заслуг.
«Самадхираджа» говорит:
Его тело, как сияющее золото...
Третья «Бхаванакрама» комментирует:
Многочисленные высказывания были сделаны относительно разных стадий визуализации. Арьясура[185] и Атиша говорили, что лучше всего концентрироваться на одной подходящей визуализации, дабы реализовать успокоенный ум.
Первая «Бхаванакрама» говорит:
Раз реализовал успокоение,
Можно практиковать любые другие визуализации.
[Для дальнейшей практики] система сутр рекомендует многие методы, такие как созерцание того, как (1) устранить [неправильные взгляды] посредством критического изучения и (2) очиститься от загрязнений. Они уже объяснялись раньше. Последователи данного медитационного ордена используют в качестве объекта концентрации или настоящий камушек, палку, или же светящийся диск и аналогичную воображаемую вещь.