Линия реализовавшихся учителей в Индии
Будда Ваджрадхара объяснил неограниченные, не могущие быть превзойденными тантры, в особенности «Махамудрутилаку», «Шри-анавила-тантру», «Рапту Миньепе Гью» и другие, являющиеся квинтэссенцией тантры. Их хранение было возложено на Гухьяпати, который потом передал их пробужденным женщинам [дакиням] в Уддияне [Сват]. Воплощенный царь Вишукальпа совершил путешествие в Уддияну, где получил ключевые наставления и пояснения от дакиней. Он принес в Индию подробные учения тантрического мистицизма. Изучив возможности всех вероятных последователей, он обнаружил, что Сараха – обладающий бескрайним высшим умом – совершенный человеческий приверженец учения – которой был предуготован достичь мгновенного освобождения. После того как Вишукальпой были даны ключевые наставления, Сараха достиг освобождения. Он [Сараха] затем в песнях выразил сущностные наставления и привел к освобождению многих людей, обладавших на то счастливой возможностью. Таким образом, линия сокровенной реализации начала существовать, событие хорошо известное в данной традиции.
Согласно пересказу событий, содержащемуся в «Дохах», «Датсе», «Гьягар Сангче», ит.п., совершенно просветленный Будда увидел, что настало благоприятное время для передачи чудесной квинтэссенции Дхармы. Это произошло в то время, когда он созерцал нирвану и уже показывал знаки своего ухода после того, как отвечая на нужды чувствующих существ трех уровней привел в движение Колесо Дхармы в три стадии. По желанию Манджугхоши и Авалокитешвары он предпринял путешествие на Юг и передал эту являющуюся квинтэссенцией Дхарму собранию бесчисленных бодхисаттв, сошедшихся вместе в городе Вибарбхе[144]. Тогда Будда предсказал, что в определенный момент в будущем появятся последователи этой сущностной Дхармы. То были два бодхисаттвы [Манджугхоша и Авалокитешвара], Сараха, Нагарджуна, Шавари и другие. Некоторое время спустя бодхисаттвы Манджугхоша и Авалокитешвара – перевоплотившись в Девапутру Ратнамати и Девапутру Сукханатху – передали это учение Сарахе. Сказано, что тот достиг освобождение мгновенно. Другая традиция, хотя в основном и сообразуется с данным описанием событий, сообщает, что Ратнамати был реинкарнацией самого Будды, а Сукханатха – Гухьяпати [бодхисаттва Ваджрапани]. Эта и другие вариации не противоречат друг другу, потому что в высшем абсолютном смысле эти пятеро, достигших окончательного осуществления[145], и другие подобные им считаются перевоплощениями Будды.
Итак Будда Ваджрадхара передал свое учение перевоплощенным бодхисаттвам, которые, в свою очередь, посвятили в него Сараху, который был отцом всех великих святых Индии, и который помогал им достичь освобождения. Сараха передал учение Нагарджуне, который известен как второй Будда. Оба они являлись гуру большинства великих индийских святых. Нагарджуна в частности руководил Шри Шаваришварой на его пути к освобождению. Тот принадлежал к касте танцоров и был человеком всецело преданным учению, который был предуготовлен обрести мгновенное освобождение. Согласно некоторым традициям, Шавари позже получил являющуюся квинтэссенцией Дхарму от двух бодхисаттв и также от Сарахи. Они к тому времени достигли просветления через иллюзорную форму или подобную пространству мистическую форму[146]. Сказано, что эти мастера до последнего времени появлялись перед счастливыми приверженцами в горном убежище Шрипарваты[147].
Передаваемые через череду [учителей], являющиеся квинтэссенцией наставления, такие как «Друппа Дедюн» Махамудры, «Ньингпо Кордрук», двадцать четыре раздела «Аманаси», и обширный и сжатый тексты «Доха», стали известны в Индии. В результате всего этого, большинство мудрых схоластов и святых последующих периодов были настолько охвачены чувством удивительного перед таким совершенным наставлением, что начали разыскивать гуру и просить наставлений данной линии.
Подобным же образом, Майтрипа, который слышал о величественности этой Дхармы, являющейся квинтэссенцией, и величии линии, отправился в Шрипарвату на Юге, испытывая неизмеримые лишения. Когда его первые поиски Шавари провалились, он предпринял попытку самоубийства, тогда Шавари возник перед ним. Вскоре Майтрипа получил наставления по являющейся квинтэссенцией Дхарме. Следствием всего этого [покуда он прибывал в Бодхгае в Магадхе] явилось признание данного выдающегося учителя великим господом Майтрипой, и создание им большого числа комментариев по наставлениям, которые он сам и составил. Являющиеся квинтэссенцией наставления, содержащиеся в «Дохах», «Датсе», «Сангче», и т.д. стали широко известны, особенно когда они перешли к индийскому Ваджрапани [Гьягар Чакна] и от него к другим.
Далее, согласно [некоторым источникам] известным в данной медитативной традиции, знаменитый великий святой, обладающий сверхчеловеческими способностями, Тилопа, был перевоплощением Чакрасамвары, просветленного победителя, впрочем другие утверждают, что – бодхисаттвы Читтаваджры[148]. Сказано, что Тилопа в своей тонкой иллюзорной манифестации посетил Акаништху, мир будды, и составил список объяснений доктрины Будды Ваджрадхары во всей ее глубине и бескрайности. Вследствие этого, он стал выдающимся мастером тантрического мистицизма, подобно хранителю учения Ваджрапани. Тилопа распределил все формы созидательных визуализаций по четырем и шести разделам, все высшие медитации совершенного исполнения, принадлежащие отцовской тантре, по пяти уровням, между тем как медитации материнской тантры – по четырем мудрам или шести разделам.
Сказано, что Тилопа затем посетил великую страну Захор в Восточной Индии [Бенгалия]. Слушая объяснения учения, собравшиеся люди сотнями и тысячами находили дорогу в мир докиней[149], таким образам город опустел. В этом рассказе говорится об удивительном подчинении Тилопой восьми святых, которые, в свою очередь, освободили бессчетное количество чувствующих существ, и о традиции, будто Тилопа продолжает жить, совершая внутренне чистые действия в своей иллюзорной форме, пока продолжает существовать учение Будды. Утверждение Тилопы, что у него не было человеческих учителей, вызвало скептическое отношение других. Поэтому, дабы удовлетворить критиков, он создал впечатление того, что у него есть мирские гуру, и достиг освобождения. Среди гуру, от которых Тилопа получал четыре мистические передачи[150], были Нагарджуна, Кришначарья, махасиддха Лавапа и дакини Субхагини. Посетив других великих мужских и женских гуру таких как Тенгипа и Дарика, которые были учениками Луйипы и его братьев в Дхарме Индрабодхи и Ваджрагханты, он проявил путь освобождения.
Далее следует великий мастер Наропа, который достиг совершенного владения сутрами, тантрами, науками, и исскуствами, а также реализации мистицизма. Следуя пророческому руководству данному Чакрасамварой и дакиней, Наропа пришел в Захор разыскивая великого мастера Тилопу. Найдя и понравившись ему своей службой и открытостью, например, пройдя через двенадцать суровых испытаний, Наропа получил все ключевые наставления, восприняв их целиком, словно переливанием всего содержимого одной вазы в другую. По возвращении в Магадху, Наропа привел к осуществлению бесчисленное количество последователей. Среди видных его учеников были семь, которые были сравнимы с ним, например, Майтрипа; сто восемь святых, как Пайндапа; пятьдесят четыре йогинов мужчин, которые достигли чистейшего состояния через трансформацию неблагоприятных условий, и тысяча женщин-мистиков. Кроме того, там были Пхамтхингпа из Непала и великий переводчик Марпа из Тибета. Наропа также обрел просветление с проявлением подобным радуге.