Как махамудра воплощает в себе глубокий смысл всех сутр и тантр
Здесь два раздела:
1. Идентификация сущности пути
2. Сжатое выражение глубокого смысла сутр и тантр
Определение сути пути
Говоря о том, как определяют сущность пути, некоторые из мистических песен и передача символической Махамудры полагают данную систему относящейся к тантрической традиции (как противоположной традиции сутр) и особенно к третьему подразделению тантры – пути непосредственного восприятия реальности. Другие два – это путь духовного благословения и путь внутреннего утешения. Сказано, что [чтобы облегчить практику этой системы] требуется получить или краткое или детальное посвящение, в качестве средства проращивания [скрытых семян просветления].
Далее сказано, что – так как пути предшествующие эзотерической мантре рассматриваются как способствующие улучшению состояния этапы – следует медитировать на любых аспектах этих путей и не отказываться от них. Согласно традиции тайной мистической практики, поскольку существует три уровня духовных практикующих – начинающие, средние и продвинутые, – путь разделен на три средства, а именно: безусловную колесницу запредельной мудрости, колесницу сокровенной мистической формулы и колесницу непревзойденной сущности. Считается, что Махамудра принадлежит третьему уровню. Было сказано, что Махамудра не согласуется прямо с первым, она не противоречит второму, и хотя соответствует третьему, она все равно превосходит все три уровня. Сказано, что тот, [кто желает практиковать Махамудру], должен получить краткое или подробное благословение и посвящение, и должен также на соответствующей стадии медитировать на медитативном божестве [йидаме]. В этом случае, Махамудру следует включить в колесницу сокровенной мистической формулы. Тем не менее, если изучить трактаты Сарахи, [обнаружится, что] он обозначал Махамудру как «сущностный путь» и полагал ее мгновенным путем [сенг лам]. Он утверждал следующее в своей мистической песне:
Этот высший, сущностный путь Великой Колесницы
Позволяет прийти к осуществлению завершения.
[Это возможно] потому, что завершение
Было внутренне присущим [как семя] с изначальных времен.
Он продолжает:
Он свободен от всякого мистического цикла [запредельного осознавания]
Не имеет последователей, что делают огненные подношения.
Ему не нужны мистические формулы, жесты и посвящения,
Его нельзя реализовать путем тантр и шастр[133].
Это неразрушимое осознавание – совершенной красоты
В своем естественном мире.
Он далее сообщает:
Не нужны ни тантра ни мантра, ни изучение и созерцание,
Ибо все они создают причину заблуждения ума.
Снова он говорит:
Зачем тебе нужны масляные лампы или подношения из зерен?
Что с ними сделать, и к чему применять сокровенную мистическую формулу?
Высказывания такие как эти описывают путь Махамудры в его сути и показывают, что он не основан на тантрическом мистицизме. Считается, что Махамудра не связана тремя тонкими познаниями[134], и в то же время запредельна четырем видам радости[135] и даже превышает внутреннюю прозрачность ума. Тем не менее, ее можно трактовать, как относящуюся к тантре, ввиду того что «Доха Царицы» упоминает [три фактора]: связь с супругой, развитие супруги для того чтобы дать возможность прорасти зерну просветления в ней, а также тайное введения в действие процесса самореализации[136].
Несравненный Такпопа говорит:
В целом, существует три духовных пути
1. Относительно применения логического вывода на пути, сперва убеждаются в отсутствии внутренней природы у всех вещей при помощи изучения посредством дедуктивной формулы, которая отрицает одну или многие индивидуальные самосущности[137]. И затем, медитируют с уверенностью, что [внутренняя реальность] есть ничто иное как пустота само-природы.
2. Что касается применение духовного благословения на пути, то здесь стремятся получить контроль над нервной системой и внутренними энергиями при помощи медитационных визуализаций формы йидама.
3. Путь прямого пробуждения посредством открытой реальности – это Махамудра сокровенной чистоты.
Гампопа упоминает другие три вида путей:
1. «Путь устранения корня существования» – это колесница запердельной мудрости. На этом пути получают возможность различать между контрмерами и неприемлемыми способами поведения, и тем самым устраняют их.
2. «Путь внутреннего преобразования корня существования» принадлежит к тантрическому мистицизму. Согласно этому пути, трансформация внешних феноменов относится к медитативной трансформации своего тела в форму йидама, и также мужского и женского полового органа – в священный скипетр [ваджра] и лотос [падма] соответственно. Преобразование реальности означает трансформацию ментального осквернения в духовное переживание. Превращают каждую дуалистическую мысль в [недвойственное] осознавание. Таким образом, как было объявлено, загрязнение очищает загрязнение, двойственность удаляет двойственность.
3. «Путь познания корня существования» – это Махамудра. На этом пути нет ни неприемлемых принципов, от которых надо отказываться, ни противоядий против них; нет здесь ни трансформации, ни того, кто трансформирует, ибо все реальности – лишь проявления ума. Только через понимание того, что смысл изначально непроисходящей [пустой природы] ума есть присущая Дхармакая, и через совершенствование такого осознавания, достигают просветления.
Есть, однако, еще одна классификация трех путей. Человек низшего умственного развития принимает путь духовных заслуг – колесницу запредельной мудрости. Человек среднего умственного развития, который обладает различающей способностью и страстью, следует пути искусности – колеснице мистицизма. Человек высшего умственного развития вступает на путь внутренней реальности – Махамудры.
Таким образом, он [Гампопа] считает Махамудру отдельным путем и независимым от сутр и тантр.
Несколько раз Махамудра называлась путем духовного благословения. Этим хотят сказать, что необходим пробужденный гуру для руководства предуготовленным последователем – который отрекся от мирской жизни – до освобождения посредством Махамудры – единственного пути мгновенного просветления, который не зависит от путей сутр и тантр. В последнее время медитаторы Махамудры старались приспособить ее как к сутрам так и тантрам. Они включили [в традицию Махамудры] многие практики, которые требуют приготовлений, например, мистической инициации, которая засевает семена духовного расцвета, требуют занятий предварительными упражнениями и использования методов для усиления опытов. Именно поэтому нет противоречия в том, чтобы рассматривать Махамудру как тождественную общему и глубокому пути сутр и тантр, ввиду того, что как высокие, так и низкие умы могут получить от нее пользу.