Анализ и концентрация на видении реальности
Некоторые учителя предлагали следующие методы, которые я считаю неверными: Чтобы удержать совершенное видение, медитатор сперва должен исследовать абсолютную реальность, используя авторитетные доктринальные сочинения и логику. Это должно привести к твердому четко установленному осознаванию несубстанциональности дуализма[87]. Медитатору на короткое время надо сфокусировать свою концентрацию на этом. Они {учителя} утверждают, что продолжительная концентрация сводит ее четко установленное осознавание до простого успокоения с результирующей потерей постижения. Мало того, что медитатору надлежит практиковать таким образом, но сверх этого его понуждают попеременно чередовать медитацию фиксированного внимания с исследованием.
Я поясню, почему установленное в ходе рассмотрения осознавание несубстанциональной реальности, полученное таким образом в результате изучения авторитетных доктринальных сочинений и логики, является, не смотря на объяснения, ничем иным, как умом хватающимся за пустотность. Такое видение не наделено совершенным постижением, и оно не может быть сделано совершенным посредством медитации фиксированного внимания. Данная система не может привести к достижению равновесия погружения, наделенного совершенным видением, поскольку они полагают, что успокоение недостижимо через перемежающуюся медитацию фиксированного внимания и исследования. Причина же для приведения ума в успокоение и в постигающее видение – одна и то же. Приводить ум к фиксированному вниманию после исследования также неправильно, ведь, как они считают, постижение исчезает, коль скоро ум приведен в успокоение. Когда же пропадает постижение, концентрация на совершенном видении [реальности] не может сделать медитацию совершенной. Столь же неправильно говорить, что соединение успокоения и постижения вырождается в простое успокоение без преимуществ от повторяемых исследований. Когда возникает видение такого союза, сосредоточенная концентрация на этом видении объемлет как успокоение, так и постижение. Это действительно союз обоих. Было бы ошибкой повторно пытаться исследовать после того, как ум достиг нужного видения, потому что такое исследование через авторитетные доктрины и логику все еще остается внутри концептуальной области. Это – вводящее в заблуждение различение, оно должно быть устранено с зарождением непонятийного осознавания[88]. Ссылка в «Кашьяпапариварте» и «Бхаванакраме» на непонятийное осознавание, происходящее из аналитического интеллекта, просто указывает на необходимость того, чтобы мудрость вначале установила совершенное видение. Здесь не говорится о необходимости повторных исследования для поддержания достигнутого видения.
Так как большинство форм установленного в ходе рассмотрения осознавания[89] – не более чем умозаключение[90], основанное на рациональном интеллекте, их нельзя принимать в качестве непонятийного осознавания. Вместе с тем неверно полагать, что концентрация на совершенном видении и созерцательное успокоение суть одно и то же. Между ними существует огромная разница. Успокоение просто сохраняет поток неразличающего внимания[91] на визуализируемом образе[92], тогда как ум, сфокусированный на совершенном видении, – это поток непонятийного осознавания, которое сочетается с четкой уверенностью в пустотной природе [двойственности].
Как тогда следует практиковать аналитическое исследование и фиксированную внимательность, дабы удержать совершенное видение? Во-первых, когда стараются добиться видения реальности, то развитию доподлинно установленного осознавания способствует отказ от всех сомнений и предположений относительно критерия индивидуальных признаков реальности и их обобщенных признаков, совершаемый при помощи интеллекта, рожденного в результате полученных знаний. Это подобно подготовке необъезженной лошади. Для реализации совершенного видения существенно необходима распознающая мудрость[93], возникающая в ходе медитации. Будучи независимой от логического умозаключения, эта мудрость способна непосредственно установить, что все реальности лишены истинной сущности или врожденной природы. Она приводит медитатора к опыту того, что сам аналитический интеллект не имеет идентифицируемого проявления или сущности. Таков фундаментальный принцип совершенного видения. Наблюдения и исследования надлежит практиковать при помощи созерцательной (различающей) мудрости с непрестанным вниманием медитации успокоения, нежели посредством понятийного анализа.
Первый трактат «Бхаванакрамы» сообщает:
Когда ментальный фокус на визуализируемом образе успокоения становится неколебимым, то если в этот момент его исследуют при помощи мудрости, возникает сияние чистого осознавания, подобно свету, рассеивающему темноту. Чистое осознавание появляется, когда достигнуто согласие между ними [успокоением и постижением]. Это сочетание происходит подобно тому, как глаза и свет сочетаются, производя зрительное восприятие, вне противоречивых характеристик света и темноты. Такой транс погружения, по своей природе, свободен от темноты, его сущностная характеристика – сосредоточенность. В таком медитационном равновесии[94] абсолютная реальность воспринимается такой, как она есть. Эта медитация не только совместна с мудростью, но более того она находится в совершенной гармонии с ней. Следовательно, невыразимая природа всех феноменов, установленная при помощи аналитической мудрости, полученной в медитации погружения, есть абсолютная реальность по ту сторону концепций. Вот критерий высочайшей чистоты [осознавания], которое есть спонтанное исполнение. Вне этого нечего больше наблюдать.
По мере того как распознающий интеллект в конечном счете успокаивается, [когда возникает первичное осознавание], все реальности познаются, как пустые, не имеющие абсолютной само-природы. Таков смысл восприятия истинной природы.
Первый трактат «Бхаванакрамы» продолжает:
Что значит воспринимать абсолютную реальность? Здесь имеется в виду отсутствие познания [какой бы то ни было абсолютной само-природы] любых реальностей. Этот термин «отсутствие познания любых реальностей» не следует толковать как тоже самое, что и темная пустота, переживаемая слепым, человеком с закрытыми глазами, или кем-либо неспособным к мыслительной активности.
Как текст сообщает:
...невообразимая природа феноменов, установленная при помощи аналитической мудрости, получаемой в медитации погружения, есть абсолютная реальность вне концепций[95].
Следовательно, медитатор, ищущий совершенного видения, должен сперва установить ум в равновесие погружения и затем вести медитационное исследование с помощью распознающей мудрости. Достигнув такого видения, медитатору надо повторять исследования всякий раз, когда ум одолевают недобродетельные мысли, вызванные привязанностью к дуальности. Коль скоро безошибочное осознавание совершенного взгляда установлено, только одна медитация фиксированного внимания, уже не перемежающаяся с исследованием, должна быть следующей практикой, пока медитатор не овладеет нужным видением. Позже это будет проиллюстрировано цитатами из доктринальных сочинений.